Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

4 декабря Воскресенье

Уфа   °

Его музыка до сих пор звучит в душах людей (К 65-летию со дня рождения композитора Мурада Ахметова)

КУЛЬТУРА

В эти дни башкирскому советскому и российскому композитору Мураду Ахметову, который оставил после себя богатое музыкальное наследие, исполнилось бы 65 лет.

Мурад Хусаинович родился 10 августа 1948 года в Уфе, в семье выдающегося композитора Хусаина Ахметова. Окончил музыкальную школу №1, Уфимское училище искусств по классам композиции и фортепиано и Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по классу Арама Хачатуряна в Москве.

После службы в армии преподавал в Уфимском училище искусств и Уфимском государственном институте искусств. В его классе начинали свой творческий путь ныне известные композиторы Рустэм Сабитов, Айрат Кубагушев, Айсылу Сальманова и другие. С 1976 года Мурад Ахметов заведовал фонотекой Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР, с 1991 года работал заместителем председателя Союза композиторов Москвы. В эти годы он поддерживал постоянные связи с родиной. Несколько раз выезжал в фольклорные экспедиции в Башкирию и Челябинскую область, провел большую работу по комплектованию фонда башкирской музыки в фольклорном кабинете Союза композиторов России, организовал участие народных исполнителей Башкортостана в международных фестивалях и концертах в Москве.

Позже вновь преподавал в Уфимской государственной академии искусств. Был доцентом кафедры композиции, референтом ректора Академии по вопросам национальной культуры. Являлся членом Союза композиторов с 1980 года.

Первые крупные произведения композитора – балеты «Маугли» по либретто Хусаина Ахметова, «Повелитель огня» по мотивам африканских легенд и «Торквемада», основанного на истории Средневековья, показали оригинальность и неординарность автора.

Героический эпос, история башкирского народа, произведения башкирских поэтов и прозаиков стали основой многих его сочинений: балетов «В ночь лунного затмения» по Мустаю Кариму, «Северные амуры» и «Урал-батыр», ораторий «Раны батыра», «Поэма о Салавате», квинтета «Атайсал» («Земля отцов») и многих других.

Наиболее ярко проявились черты стиля композитора в сфере симфонической музыки, где он проявил великолепное владение оркестром и знание всех возможностей различных инструментов. Мурад Ахметов часто использовал национальные инструменты разных народов, смело экспериментировал. Яркой страницей в развитии башкирской симфонической музыки стали симфония №1 «Памяти отца», триада симфоний «Варган-симфония», «По прочтении башкирского эпоса «Урал-батыр» и «Реквием – узун-кюй».

Благодаря Мураду Ахметову, который выполнил огромную работу по дописыванию и оркестровке, на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета была поставлена, неоконченная при жизни крупная работа Хусаина Ахметова, опера «Нэркэс».

Мурад Ахметов стал автором вокальных циклов «Любовная лирика арабского Возрождения», «Из китайской пейзажной лирики». Ему принадлежит первая в истории музыки мусульманская философско-религиозная опера «Хайям и Коран», основанная на канонических текстах сур Корана и рубаи персидского поэта и мыслителя Омара Хайяма. Он очень много писал для спектаклей Башакадемтеатра драмы им. М.Гафури, мультфильмов студии «Пилот» и творческого объединения «Экран».

Мурад Ахметов был удостоен почетных званий «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» и «Народный артист Республики Башкортостан».

К сожалению, большинству планов композитора не суждено было сбыться. Последней его работой стало философское сочинение «О странствиях вечных, земных и небесных». Мурад Ахметов скончался в феврале 2006 года и похоронен в Уфе.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть