Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Дмитрий Медведев: «Для изменения ситуации в нефтехимическом комплексе есть все предпосылки»

ЭКОНОМИКА|ДЕНЬГИ

Правительственное совещание о мерах по развитию химического и нефтехимического комплекса Российской Федерации состоялось в Благовещенске, на производственной площадке ОАО «Полиэф», одного из крупнейших в стране полиэфирных комплексов, который выпускает сырье для производства пищевых пластиковых бутылок.

В заседании приняли участие Председатель Правительства Дмитрий Медведев, его заместитель Аркадий Дворкович, министр энергетики Александр Новак, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, Президент Башкортостана Рустэм Хамитов, руководители крупных нефтегазовых и нефтехимических компаний.

Открывая совещание, Дмитрий Медведев отметил, что химическая и нефтехимическая промышленность остаются важными сегментами российской экономики, потребителями продукции являются все отрасли — транспорт, сельское хозяйство, оборонная промышленность. Однако, несмотря на неплохой рост, применительно к современным условиям около 3,5 процента, доля высокотехнологичной продукции в экспорте не превышает 10 процентов. Представлена продукция низкого и среднего переделов – удобрения, синтетические каучуки. Номенклатура импорта, наоборот, разнообразна — традиционно в нем преобладают товары малотоннажной химии, изделия из пластмасс, красители. «Мы продаем сырье за рубеж, а покупаем готовые продукты, которые чаще всего производятся из нашего же сырья» — отметил Председатель Правительства.

Главными причинами сложившейся ситуации Дмитрий Медведев назвал устаревшую, слабую научно-техническую базу, неконкурентоспособность продукции российского машиностроения, инфраструктурные ограничения, касающиеся в первую очередь транспортировки нефтегазового сырья.

— Положение нужно менять, для этого есть необходимые предпосылки, — сказал Дмитрий Медведев. — В первую очередь – необходимо обеспечить избыток относительно дешевого и доступного сырья, второе условие — растущий внутренний рынок (к 2015 году прогнозируется увеличение спроса на синтетическую смолу и пластмассу почти в полтора раза, на химические волокна и нити – на 120 процентов). Третье условие — реализация крупных, масштабных долгосрочных проектов, которые в настоящее время работают в Сибири и Центральной России. Четвертое — наличие вертикально интегрированных структур, которые способны самостоятельно создавать конкурентные производства и оперативно реагировать на изменения на мировом рынке.

На совещании участники обсудили меры по поддержке отечественных производителей в рамках разработки стратегии развития химической промышленности на период до 2030 года, а также меры стимулирования внутреннего спроса на отечественные материалы, особенно для дорожного строительства.

Министр энергетики Александр Новак подробно остановился на внешних и внутренних вызовах, которые в настоящее время стоят перед российским нефтехимическим комплексом и требуют своевременных ответов.

— Для России наиболее актуальными внешними вызовами являются разработка месторождений нетрадиционных углеводородов в Северной Америке, строительство нефтеперерабатывающих мощностей на Ближнем Востоке, расширение производства нефтехимического сырья и продукции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Эти факторы ведут к увеличению предложения дешевого сырья для последующей переработки, снижению цен на конечную продукцию и увеличению конкуренции на целевых рынках сбыта. Наиболее существенным внутренним вызовом является дефицит перерабатывающих мощностей при наличии больших объемов сырья. Это ведет к росту экспорта сырья на фоне значительного импорта нефтехимической продукции, — сказал Александр Новак. — Структурная проблема развития нефтехимического комплекса России заключается в нехватке собственных мощностей нефтехимии, отсутствии современного нефтегазохимического оборудования российского производства и дефиците квалифицированных кадров.

По мнению Александра Новака, структура баланса нефтехимической продукции к 2020 году изменится (мировое потребление за этот период может вырасти на 50 млн тонн, а мировое производство — на 65 млн), что приведет к ужесточению конкуренции на единственном дефицитном рынке — рынке стран АТР. Здесь российским компаниям предстоит конкурировать с американскими и ближневосточными компаниями.

Согласно плану развития газо- и нефтехимии России в период до 2030 года, доля нефтегазохимического сырья, перерабатываемая предприятиями нефтехимии, увеличится в два раза – до 57 процентов. Мощность установок пиролиза должна вырасти в 4,5 раза, до 14 млн тонн в год. Одним из основных направлений развития нефтехимического комплекса страны должно стать увеличение потребления сырья для нефтегазохимии с 9,7 до 37 млн тонн. В соответствии с планами, это позволит России перейти из нетто-импортера в статус нетто-экспортера полимеров.

— Мы ожидаем, что реализация Плана развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года позволит получить вклад в ВВП – до 1 трлн рублей в год, а также увеличить налоговые поступления — свыше 70 млрд рублей и создать новые рабочие места с учетом занятости в смежных отраслях, — пояснил Александр Новак.

Он отметил, что отечественная промышленность сама в состоянии производить конкурентоспособную продукцию – бамперы, обшивку салона, строительные и отделочные материалы, мебель, товары для медицинской промышленности и других отраслей. Для реализации намеченных планов необходимо стимулировать развитие внутреннего рынка, внедрить программу по раздельному сбору отходов для вторичной переработки, министерству здравоохранения предлагается разработать документ, запрещающий использовать ПЭФ вторичной переработки для производства пищевой пленки, что повысит спрос на «первичный» полиэтилен. Также, по мнению министра энергетики, необходимо внести изменения в таможенное законодательство для стимулирования привлечения инвестиций.

— Более полувека назад в Башкортостане появились крупные производства, предприятия были взаимосвязаны и работали как единый кластер, — сказал Президент республики Рустэм Хамитов. — В наши дни приходится констатировать, что ранее существовавшие цепочки во многом разорваны. Участники нефтехимического рынка проводят политику «широко закрытых дверей»: они преследуют корпоративные, а не региональные интересы. Нас интересует, чтобы отрасли развивались, были рабочие места, инвестиции и налоги. Организовать это поодиночке тяжело. Государство вынуждено решать конфликты, когда рядом расположенные предприятия не могли договориться об объемах и поставках, они закрывались, люди не получали зарплату. Неделю стоит Ишимбайский катализаторный завод. Потребность Российской Федерации в этих катализаторах – восемь тысяч тонн, но весь объем продукции закупается в США. Поэтому главную задачу власти вижу в том, чтобы, восстановив связи и сырьевые потоки, увеличить объем экономики страны.

Решать вопросы организации целевых цепочек должна власть. Нефть, конденсат, сырьевые газопотоки не просчитаны. Нельзя допустить концентрации в монополиях, надо взять под контроль цены, как в Катаре и Северной Америке, что обеспечивает конкурентоспособность, необходимо проводить экспортную политику.

В Башкирии сосредоточена нефтегазохимия – работают сотни предприятий нефтегазохимического комплекса, научные учреждения, учебные заведения, развиты транспортные схемы, но все эти предприятия работают разрозненно, действуют в своих интересах или выживают на рынках. Нужно формировать кластер в рамках Республики Башкортостан, Приволжского федерального округа. Пора переходить к реализации и создавать производственные кластеры. Сейчас они есть только на бумаге. Из 500 возможных продуктов у нас делается не более 100, в основном первые переделы. В СССР газовая химия создавалась по кластерному принципу, и «Полиэф» был конечным этапом по переработке нефти. У нас есть продуктопроводы, этиленовое кольцо. Задачу прорыва можно решить у нас в ПФО. И, по нашим расчётам, решение этой задачи будет дешевле для государства в пять раз и быстрее в два раза, если работать с нуля. Друг без друга реализовать эти проекты невозможно, нужны нормативные акты, потому что пока действуем разрозненно.

Обращаясь к Председателю Правительства РФ, Рустэм Хамитов высказал пожелание дать поручение министерствам проработать создание мегакластера в Башкортостане. «С минимальными инфраструктурными затратами можно сделать пилотный проект, работа может быть выполнена успешно только на уровне Правительства РФ, усилий округа не хватает, нужна помощь Правительства России», — подчеркнул Рустэм Хамитов.

— Понимаю, нефтехимия и нефтегазохимия для Башкортостана ключевой фактор развития, — сказал Дмитрий Медведев. – Однако никакой бизнес призывами не сагитировать, нужно создавать условия для совместного развития этих предприятий. Мы знаем, что такое Катар, а что такое Россия. Но, завершая реплику, обращаюсь не только к бизнесу, но и к региону в целом – от создания местных стимулов очень многое зависит, хотя, конечно, технологические решения принимаются на уровне Правительства.

Химический комплекс РФ формирует примерно 1,5 процента ВВП, объем отгруженной продукции оценивается в 2,5 триллиона рублей, инвестиции в основной капитал составляют 226 млрд рублей. Химическая продукция участвует во внешнеторговом обороте, на экспорт отправляется одна треть всей отгруженной продукции, что приносит стране 25-27 млрд рублей. По итогам пяти месяцев 2013 года индексы промышленного производства химического комплекса в целом составили 103,4 процента, производства резиновых и пластмассовых изделий – 108,3 процента. По прогнозам, на период до 2015 года ожидается рост промышленного производства химического комплекса, который составит 117,5 процента. Выпуск пластмасс и синтетических смол, волокон и нитей, лакокрасочных материалов, синтетических каучуков, по оценке на 2013 год, также возрастет в результате реализации ряда инновационно-инвестиционных проектов.

Дальнейшее расширение емкости внутреннего рынка химических материалов может быть достигнуто при условии активизации спроса со стороны основных потребителей – машиностроения, легкой промышленности, строительной индустрии, сельского хозяйства и других. В импорте, напротив, превалирует продукция высокого и среднего переделов, прежде всего продукция малотоннажной химии – изделия из пластмасс, лакокрасочные материалы, красители, химикаты-добавки, катализаторы – то есть продукция, производство которой в России отсутствует или отечественные товары не отвечают по качеству или ассортименту.

Прирост инвестиций в основной капитал, направляемый на развитие химического комплекса, в 2012 году составил 225,6 миллиарда рублей, что в полтора раза больше по сравнению с 2011 годом. Объем иностранных инвестиций увеличился в 1,2 раза и достиг 6,1 млрд рублей. В числе наиболее значимых проектов, реализованных с 2008 года по 2012 и первой половине 2013 года в Башкирии — ввод мощностей по производству полипропилена и полистирола на предприятии «Газпром нефтехим Салават». На период до 2015 года инвестиции будут направлены на реализацию проектов в производстве минеральных удобрений и полимерной химии.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть