Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Лилия Гумерова: «Модернизация системы школьного образования – веление времени»

ОБЩЕСТВО

Развитие дошкольного образования, сокращение неэффективных расходов в отрасли, улучшение условий воспитания и обучения в учреждениях дополнительного образования, реформирование системы начального и среднего профессионального образования – все эти вопросы стали предметом разговора на расширенном заседании Министерства образования Республики Башкортостан по итогам года.

Выступление заместителя Премьер-министра Правительства РБ Лилии Гумеровой существенно отличалось от предыдущих отчетов ведомства. Прежде всего, переносом «центра тяжести» не на достигнутые успехи, а на проблемы и новые перспективы развития региональной системы образования.

С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Как отметила вице-премьер, в нем учтены предложения, направленные республикой. Так, к примеру, установлена норма об учете мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации либо ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, уточнены понятия отдельных видов стипендий и порядок определения их размера, учтено мнение по изучению государственных языков субъектов РФ, сохранено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

В этом направлении первостепенная задача — привести республиканское законодательство в соответствие с новым федеральным законом. Впрочем, рабочей группой подготовлен проект закона, который в скором времени будет вынесен на публичное обсуждение.

Следующий вопрос, затронутый на коллегии, касался дошкольного образования. Заместитель Премьер-министра подчеркнула, основная задача в этой сфере – ликвидация к 2016 году очередей в детские сады для детей в возрасте от трех до семи лет. К слову, сейчас она составляет – более 14 тысяч.

— С этой целью в республике создана «дорожная карта», так в период с 2013 по 2015 годы в Башкортостане планируется открыть 27940 мест, — сказала Лилия Гумерова.

И здесь, по мнению вице-премьера, помимо развития муниципальной системы дошкольного образования, внедрения альтернативных форм (группы кратковременного пребывания, дошкольной подготовки, семейного воспитания, гувернерские службы, выплата компенсации), перспективным направлением является создание новых детских садов в рамках частно-государственного партнерства.

Еще одна не менее важная тема – сокращение неэффективных расходов в отрасли. Так, в Стерлитамаке неэффективные расходы полностью отсутствуют. Города Октябрьский, Уфа, Кумертау, Сибай также активно работают в этом направлении.

— По сравнению с 2011 годом неэффективные расходы в связи с низкой наполняемостью классов-комплектов уменьшились на 10,9 процентов, — привела данные Лилия Гумерова.

Особое внимание вице-премьер обратила на модернизационные мероприятия. По ее словам, в настоящее время все усилия государства направлены на повышение уровня образования, предоставляемого школьникам. С точки зрения Лилии Гумеровой, сегодня любой ученик имеет право на квалифицированного учителя, на современный учебный процесс, на соответствующие культурно-бытовые условия и на нормальную среду общения со сверстниками.

— Наша главная цель — не оптимизация сети, а модернизация образования. Мы должны сделать так, чтобы образование в республике было качественным на всех уровнях. Комплекс мер, которые мы сейчас предпринимаем в школах, должен способствовать достижению нового качества образования, сделает наших выпускников успешными и конкурентоспособными, — сказала Лилия Гумерова. — Этот процесс не подразумевает, как считают некоторые, закрытия малокомплектных школ. Дело не в том, что, закрывая такие школы, мы экономим бюджетные деньги. Дело не в средствах. Но согласитесь, если в школе обучаются всего 1, 2 или 8 учеников, то дать им хорошее образование трудно. Мы идем по пути создания базовых школ, центров образования которые уже доказали свою эффективность.

Продолжая эту тему, министр образования республики Альфис Гаязов привел некоторые данные.

— В республике на начало 2012-2013 учебного года сохранилось 2890 классов с численностью учащихся до семи человек включительно, из них 153 класса с двумя учениками, 305 классов – стремя, 568 – с четырьмя, — сказал глава ведомства.- В современных экономических условиях такое положение дел для системы образования — непозволительная роскошь. И работа в этом направлении предстоит самая серьезная.

Ректор УГАТУ Мурат Гузаиров затронул тему качественной подготовки будущих абитуриентов. По его словам, анализ сдачи ЕГЭ позволяет сделать вывод о том, что выпускники сельских малокомплектных школ из года в год показывают снижение знаний. Создание базовых школ взамен существующей системы – верный путь оздоровления школьного образования.

Не осталось без внимания и такое направление, как профессиональное образование. По мнению министра образования Альфиса Гаязова учреждения НПО и СПО должны готовить кадры, востребованные экономикой республики. Однако в 54 учреждениях НПО количество учащихся составляет менее 300 человек. Из 46 сельских учреждений в 42 учатся менее 300 человек.

Цифры говорят сами за себя – предстоит большая работа по реструктуризации сети. Речь идет об укрупнении учреждений, повышения эффективности использования бюджетных средств и качества профессионального образования. В результате будет создана сеть крупных многоуровневых и многопрофильных учреждений, реализующих образовательные программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена с участием работодателей, обеспеченных современными кадровыми и материально-техническими ресурсами.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть