Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.92 ↓

EUR 67.76 ↑

6 декабря Вторник

Уфа   °

Сазида Галимова - истинная королева башкирской оперной сцены (К 80-летию со дня рождения выдающейся певицы)

ОБЩЕСТВО

Сегодня исполнилось бы 80 лет Сазиде Касимовне Галимовой — одной из самых известных башкирских оперных певиц, внесших большой личный вклад в развитие башкирской музыкальной культуры.

Сазида Галимова родилась 5 апреля 1933 года в селе Аккузево Илишевского района Башкирской АССР, в бедной крестьянской семье. Ее родители — Касим и Фатима Акрамовы — очень рано ушли из жизни. Маленькая Сазида осталась сиротой, воспитывалась у бабушки и родной тети. В своих мемуарах Сазида пишет: «Моя мама была певуньей. Зимой девушки собирались на посиделки: пряли, ткали, вязали, готовили себе приданое. Мама была мастерицей на все руки. Пряла лен, ткала скатерти, полотенца, да так красиво, с узорами, кистями, готовила просто материал для пошива мужских рубах, да и себе на фартук. При этом пела, да так, говорят, задушевно — подружки плакали…».

Сазида Галимова училась в Бирском детдоме. Навсегда запомнила она Веру Лукьяновну Гладышеву, работавшую в детдоме медсестрой, за человечность и доброту. Здесь Сазида научилась подбирать мелодии на пианино, часто пела. Вскоре ее пригласили участвовать в хоре, она стала солисткой.

Сазида мечтала стать учительницей и поступила в Бирское педагогическое училище. Здесь произошла еще одна удивительная встреча, она познакомилась с писательницей Хадией Давлетшиной, которая отбывала в Бирске ссылку. Именно Хадия пробудила в молодой девушке любовь к литературе и чтению.

Несколько лет она учительствовала в сельской школе. Как-то увидев в газете объявление о приеме на вокальное отделение Уфимского музыкального училища, приехала в Уфу, прошла прослушивание и была принята на учебу. Она училась в классе знаменитого педагога Миляуши Муртазиной, которая с материнской заботой относилась к талантливой девочке. Уже в годы учебы Сазида Галимова записывалась на радио, участвовала в концертах.

Через два года в составе группы перспективных молодых людей ее направляют на учебу в Свердловск, в Уральскую государственную консерваторию. Здесь ей тоже повезло с педагогом, она училась у Нины Уткиной, обладавшей высоким профессионализмом, человека широкой души. Именно в консерватории Сазида Галимова сформировалась как певица. Позже она вспоминала: «Нина Ивановна так много сделала для меня. Была не только замечательным педагогом, наставником, но и другом, советчиком. Мы вместе с ней подготовили партию Шауры, ставшую моей дипломной работой…».

В июле 1963 года молодая певица успешно прошла прослушивание, вернулась в Уфу, где стала работать солисткой Башкирского театра оперы и балета. Здесь у нее родился первенец — сын Айрат. 21 декабря состоялась премьера оперы Загира Исмагилова «Шаура», где Сазида Галимова спела очень сложную заглавную партию. Этот день стал звездным часом певицы. На другой день после премьеры Баязит Бикбай, автор либретто, подарил певице свою книгу «Белый цветок» с дарственной надписью: «Пусть эта книга будет моим сердечным подарком Сазиде Галимовой — первой и неповторимой Шауре нашей сцены».

За четверть века Сазида Галимова спела в сорока операх национального и классического репертуара, участвовала в 23 премьерах. Певице удалось объединить яркий сценический темперамент и драматическое дарование, достичь гармоничного единства особенностей академического вокала и традиций башкирского народного пения. Ее редкий голос – лирико-драматическое сопрано красивого, светлого тембра, чистота интонации, высокое актерское мастерство позволяли ей безупречно петь в башкирских операх. Уровень исполнения ею главных женских ролей в операх Загира Исмагилова «Шаура», «Гюльзифа», «Послы Урала», «Салават Юлаев» до сих пор считается вершиной мастерства.

Сазида Галимова спела основные партии в операх «Аида» и «Иоланта» Джузеппе Верди, Татьяны и Марфы в операх Петра Чайковского «Евгений Онегин» и «Царская невеста», Микаэлы в опере Жоржа Бизе «Кармен» и многих других.

Певица часто выступала с концертным репертуаром, куда входили вокальные циклы «Родная земля» Загира Исмагилова на стихи Мустая Карима, «Любовь молнии подобна» Хусаина Ахметова на стихи Рашита Назарова, баллады, песни и романсы башкирских композиторов.

Имя Сазиды Галимовой было хорошо знакомо любителям музыки Казани, Астрахани, Волгограда, Ижевска, Тюмени, Горького, Ульяновска и многих других городов, где она побывала с театром на гастролях. Певица постоянно принимала участие в творческих отчетах театра и композиторской организации Башкортостана. Часто выступала она на съездах и пленумах Союза композиторов СССР. Ей довелось представлять искусство Башкирии на лучших сценах Москвы и Ленинграда. Певица много пела и записывалась с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения. Было выпущено много пластинок с ее записями.

За большие заслуги в развитии музыкального искусства Сазида Галимова была награждена орденом «Знак Почета». Ей были присвоены почетные звания «Заслуженный артист БАССР» и «Заслуженный артист РСФСР». Она становилась неоднократным дипломантом конкурсов оперных певцов России.

В последние годы жизни Сазида Касимовна радовалась успехам внуков, много читала, с удовольствием встречалась с ветеранами сцены, по мере возможности участвовала в работе Союза театральных деятелей. Она скончалась в 2009 году и похоронена в Уфе.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть