Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 64.15

EUR 68.47

5 декабря Понедельник

Уфа   °

Масалим Валеев - основоположник башкирской профессиональной музыки (К 125-летию со дня рождения композитора)

КУЛЬТУРА

Башкирская земля породила немало известных деятелей музыкальной культуры, имена которых стали достоянием республики и всей России. Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения композитора Масалима Валеева, который закладывал основы башкирской профессиональной музыки. Этому способствовали природное дарование, яркий талант, разносторонность. С его именем связано становление башкирской песни и романса, музыки в национальном драматическом театре, а также создание первой башкирской оперы.

Он родился 26 марта 1888 года в Оренбурге, в семье талантливого музыканта-самоучки Мушарапа Валеева, который хорошо пел, играл на музыкальных инструментах. Отец рано стал давать ему в руки скрипку, учить нотам, мечтал дать сыну настоящее музыкальное образование. В восемь лет Масалим стал учиться у известного в Оренбурге скрипача и дирижера Владимирова. С четырнадцати лет становится помощником отца, вместе с ним играет в кино, ресторанах. В 1906 году Масалим поступает в оркестр Оренбургского драматического театра скрипачом.

Работая много и напряженно, он продолжает учиться. В 1926 году он как вольнослушатель посещает теоретические занятия Оренбургского музыкального техникума. К этому времени относится и начало творческой деятельности Масалима Валеева. Для учащихся, с которыми он занимался хоровым пением, он написал песни «Ак кайын» («Белая береза») и «Матур ялан» («Красивая долина»).

Эти первые песни положили начало известности Валеева как композитора в Оренбурге, а также в Казани и Уфе. С 1928 года Масалим Валеев работает дирижером музыкального отдела Оренбургского радио. Он составляет концерты, программы радиопередач, дирижирует оркестром, выступает перед микрофоном как скрипач. Через год с семьей он переезжает в Казань и работает скрипачом в оркестре Татарского академического театра драмы.

В 1932 году он увидел спектакли Башкирского драматического театра, щедро напоенные башкирской песенностью. Красота народных мелодий покорила его. Он переехал в Уфу и начал работать заведующим музыкальной частью Башкирского театра драмы. Уфа стала для композитора родным городом, родным настолько, что он сам не раз в задушевные минуты говорил: «Удивительное дело! Вырос я в Оренбурге, там прошла моя юность, близка мне и Казань, но нет родней Уфы. У меня такое чувство, что все это мое, родное, как будто я сам все строил, налаживал, растил, будто все музыканты, артисты — это одна моя большая семья».

Одновременно Масалим Валеев дирижировал оркестром Башдрамтеатра. Он пишет музыку к спектаклям «Башкирская свадьба» Мухаметши Бурангулова, «Хакмар» Сагита Мифтахова, «Карлугас» Баязита Бикбая, «Черноликие» Мажита Гафури, разучивает с артистами музыкальные номера, организует инструментальный ансамбль.

Композитор Газиз Альмухаметов считал музыку Масалима Валеева к драме «Сакмар» очень удачной и убедил его создать оперу на этой основе. Третьего февраля 1940 года состоялась премьера первой башкирской оперы «Хакмар», которая была очень тепло принята зрителями. Позже он создает новую редакцию оперы под названием «Айхылу», оперу «Шаура» по либретто Баязита Бикбая. В 1940 году он вступает в ряды Союза композиторов и становится первым председателем Башкирского отделения Союза композиторов СССР, с 1940 по 1948 год возглавлял этот творческий союз.

В годы Великой Отечественной войны композитор создает музыкальную комедию «Машдибад», одну из первых баллад в башкирской музыке «Баллада о человеке, смотревшем прямо» на стихи Баязита Бикбая, ряд симфонических произведений.

В послевоенные годы он пишет хоровые и оркестровые произведения, создает монументальный торжественный хор в сопровождении симфонического оркестра, посвященный 25-летию образования Башкирии, симфоническую сюиту, увертюру и поэтичную «Легенду» для симфонического оркестра. Появление этих произведений стало большим событием, так как это были первые опыты создания симфонической музыки на национальной башкирской основе. Он много работает над музыкой к драматическим спектаклям.

Наиболее полно творческая индивидуальность Масалима Валеева проявилась в вокальной музыке, созданной им в пятидесятые годы прошлого века. В этот период были написаны такие замечательные образцы его лирики как песни-романсы «Вернись, когда цветет черемуха», «Не гнись, рябина», чудесный, полный свежести дуэт «Подсолнух» на стихи Сайфи Кудаша, изящная песня «Белые цветы» на слова Мусы Гали и многие другие.

За большой вклад в развитие музыкального искусства Масалим Валеев был награжден орденом «Знак Почета». Он удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Башкирской АССР».

Скончался Масалим Мушарапович 2 января 1956 года и похоронен в Уфе.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть