Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Он был одним из основоположников башкирской школы живописи (К 125-летию со дня рождения Анатолия Лежнева)

ОБЩЕСТВО

Сегодня исполняется ровно 125 лет с того дня, как родился художник Анатолий Петрович Лежнев, один из подвижников, стоявших у истоков изобразительного искусства в Башкортостане.

Анатолий Лежнев родился 14 марта 1888 года в селе Сукманка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Воронежской области) в простой рабочей семье. В 1897 году семья переехала в Башкирию, где отец будущего художника, Петр Петрович Лежнев, начал работать на пивоваренном заводе. Сюда же устроился и Анатолий. Юноша в свободные от работы минуты для собственного удовольствия писал вывески, разводя сажу на масле и керосине. Талантливого молодого человека заметил хозяин завода и посоветовал обратиться к «настоящему художнику» Шепелёву, закончившему Академию художеств. Тот, посмотрев работы Лежнева, взял его учеником в свою студию и вскоре доверил ему делать подмалевки для своих работ.

В 1905 году Анатолий Лежнев женился, ушел из студии и стал работать как самодеятельный художник. Он писал пейзажи на продажу, рисовал портреты, делал росписи для сельских церквей, рисовал декорации для фотографов. Ему страстно хотелось совершенствовать свое мастерство. В 1912 году он уезжает в Москву, знакомится со знаменитым художником Василием Суриковым, который дал ему рекомендацию для поступления в художественную школу В.Н.Мешкова. Одновременно с учебой Анатолий Лежнев берет уроки живописи у Сурикова, который оказал сильное влияние на становление молодого художника.

После окончания художественной школы в 1914 году Лежнев уехал в Уфу, которая стала для него второй родиной. Именно здесь он получил славу и признание как художник. В том же году Анатолий Петрович вступил в местное Общество любителей живописи и стал его активным членом.

С 1919 по 1926 годы он руководил студией изобразительного искусства при Уфимских железнодорожных мастерских. В 1926 году Анатолий Лежнев стал преподавателем художественного отделения открывшегося в Уфе театрально-художественного училища. Одновременно преподавал в педагогическом училище и дорожном техникуме. Вступил в члены Ассоциации художников революционной России. Считается, что именно Анатолий Лежнев в 1937 году стал первым председателем правления Союза художников Башкирии. С 1941 по 1943 годы он вновь руководил творческим союзом художников республики.

Анатолий Лежнев активно работал в жанре пейзажа и портрета. Его произведениям, посвященным природе, свойственны жизнеутверждающий характер, темпераментность. Таковыми являются его работы «Дубки», «Синие тени», «Девушка в платке».

Широкую известность получили работы, написанные в историческом жанре. Художника захватила история родного края в те высшие подъемы народного духа, которые ознаменованы восстаниями, мятежами, взрывами народного гнева. «Мой взор был обращен вглубь веков, где я искал прообразы свершившихся событий», — говорил сам Лежнев.

Он создал много исторических полотен. Самые известные из них посвящены легендарному герою башкирского народа Салавату Юлаеву, предводителю народного восстания 1773 -1775 годов. Лежневым были созданы полотна «Степан Разин на Волге», «Встреча Салавата с отрядом Пугачева», «Башкиры в Париже», «Бой Салавата с авангардом Михельсона», «Допрос Салавата».

С 1919 года художник участвовал в зональных, российских, союзных и международных выставках. В 1939 году с успехом прошла его первая персональная выставка в Уфе. В 1940 году ему было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Башкирской АССР».

После 1947 года Анатолий Лежнев потерял зрение и уже не мог работать. Большое влияние он оказал на художественное развитие скульптора и живописца Тамары Нечаевой, которой приходился близким родственником. Анатолий Петрович скончался 11 марта 1956 года и похоронен в Уфе.

Более 120 работ художника ныне хранятся в Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова и Национальном музее. Часть работ находится в частных собраниях в России и за рубежом. В 1956 году в Уфе состоялась посмертная персональная выставка этого крупного мастера.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть