Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.30 ↓

EUR 67.20 ↑

10 декабря Суббота

Уфа   °

Ушел Геннадий Куриленко – еще один из великих башкирских мастеров спидвея

СПОРТ

16 февраля в 14 часов в одной из уфимских больниц скончался Геннадий Куриленко – еще один из великих представителей славной плеяды башкирских мастеров спидвея «золотых 60-х». Мастер спорта СССР международного класса, он трижды пробивался в финал личного чемпионата мира, также три раза выступал в финале командного, при этом два раза стал вице-чемпионом мира в составе сборной СССР (1964 — серебро, 1969 — бронза). Геннадий Куриленко — чемпион СССР и Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта (1970), пятикратный чемпион СССР в командных гонках: три раза в составе команды "Башкирия" (Уфа) – 1967, 1968 и 1969 год, по одному разу – в составе СКА (Львов) – 1963 год, и "Турбины" (Балаково) – 1973 год, обладатель Кубка СССР в составе команды "Башкирия" (Уфа) — 1966, чемпион Спартакиады народов СССР в составе сборной РСФСР (1967).

К числу самых выдающихся достижений Г.Куриленко принадлежит победа в 21-м "Золотом шлеме ЧССР" (1969), который в те годы считался неофициальным чемпионатом мира, а также участие в дополнительном заезде за бронзовую медаль личного чемпионата мира 1968 года, в котором он проиграл поляку Эдварду Янцажу. Долгое время этот результат позволял считать достижения Куриленко уступающим лишь достижениям Игоря Плеханова. Только в 2009 году, то есть через 41 год, его превзошел Эмиль Сайфутдинов, ставший бронзовым призером чемпионата мира.

Впервые в финал личного чемпионата мира Куриленко попал в 1964 году и занял седьмое место. Через четыре года он был уже четвертым. А в 1970 году, после того, как завоевал "бронзу" в Европейском финале в Ленинграде, всерьез нацелился на медаль мирового первенства. В польском  Вроцлаве в третьем заезде Куриленко "зарубился" с поляком Мухой и знаменитыми новозеландскими чемпионами мира Мейджером и Бриггсом, наравне с ними вышел из стартового поворота, а на входе во второй упал. В 10-м заезде произошло еще более серьезное падение, после которого Куриленко не смог продолжать гонку. В пятиминутный ролик, который выложен на Ютубе и посвящен главным событиям этого финала, вошли оба драматических эпизода с участием Куриленко.

К сожалению, в том  же 1970 году наступил первый кризис уфимского спидвея, и Г.Куриленко переехал в Балаково, где последующие три года выступал за клуб "Турбина". Внес свой вклад в завоевание балаковской командой ее первых медалей вообще — серебряных в 1972 году и первого золота 1973 года. Но уже в 1974 году он вернулся в родную Уфу и стал эталоном для молодых гонщиков команды "Башкирия". Бронза 1974 года, серебро 1975-1976 годов были бы немыслимы без вклада Геннадия Куриленко. В последний раз он выступал за "Башкирию" в 1977 году в продолжавшейся два дня домашней гонке с "Жигулями", в которой набрал восемь очков.

Это было вскоре после его 34-го дня рождения — еще не ветеранский возраст даже по меркам всегда молодого советского спорта.

Но Геннадий Куриленко обладал очень добрым и миролюбивым характером, и битвы на треке к тому времени его уже изрядно утомили. Он бросил спорт и, ничуть не кичась своим знаменитым именем, пошел работать шофером. С автомобильным транспортом, а точнее, с организацией, которая сейчас называется «Башавтотранс», была связана вся его дальнейшая жизнь. Три десятка лет на автопредприятиях, на которых работал, он неизменно пользовался огромной популярностью благодаря не своим спортивным заслугам, но общительности и веселому нраву, бескорыстию и готовности прийти в любой момент на помощь. Хотя в последнее время он и жаловался на ноги, ничто не предвещало столь неожиданного и быстрого конца: слег он всего три недели назад.

Геннадий Куриленко пришел в мотоспорт очень оригинальным способом — почти как герой художественного фильма "Закрытие сезона", который, кажется, носил такое же имя — Генка. По крайней мере, в той части, которая показывает, как "Генка" пришел в мотоспорт, Куриленко был прототипом героя. Известный писатель Андрей Битов, в конце 60-х побывавший в Уфе и уехавший полный впечатлений от знакомства с уфимскими мотогонщиками, отразил в сценарии этого фильма историю знакомства Г.Куриленко с Б.Самородовым, которая и открыла миру спидвея новое яркое дарование.

Дебютировав на треке в 1961 году, уже в 1962-м лидер уфимской "Ракеты" Геннадий Куриленко стал третьим по результативности гонщиком первого командного чемпионата после Игоря Плеханова и Леонида Дробязко из "Башкирии", а потом — пятым в финале личного чемпионата страны за чемпионским квартетом из той же "Башкирии".

Столь великолепное начало привело к тому, что на армейскую службу Куриленко попал во львовский СКА, а там стал и чемпионом СССР в составе команды СКА, и серебряным призером личного чемпионата СССР, и серебряным призером командного чемпионата мира, и финалистом личного. Вполне возможно, что именно роль лидера команды, которой бы трудно было добиться в Уфе, позволила – или заставила – Куриленко полностью раскрыть свое дарование.

...8 мая 2013 года ему бы исполнилось 70 лет. Прочитав юбилейную статью, он бы растрогался и, как обычно, прослезился. Это были бы самые счастливые мгновения его жизни – знать, что и через три с лишним десятилетия о нем помнят и его уважают. Что дело, которому он отдал свои лучшие годы, по-прежнему нужно людям.

Но он уже не прочитает, а мы будем его помнить, сожалеть об утрате и гордиться, что жили в то время...

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть