Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

В Башкирии средства, выделенные на содержание и строительство автодорог, используются неэффективно - КСП РБ

ЭКОНОМИКА|ДЕНЬГИ

Для поддержания автодорог в нормальном состоянии нужны огромные усилия и средства. Но даже выделяемые денежные средства используются неэффективно, от чего страдает качество дорожного покрытия и снижается безопасность движения. Результаты проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на эксплуатацию и строительство автомобильных дорог в республике, а также отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Башкиравтодор» были представлены 7 ноября на заседании Контрольно-счетной палаты Башкортостана.

По данным на 1 января текущего года, по территории Башкортостана проложено 25653 км автодорог, в том числе федерального значения протяженностью 779 км, местного значения – 10946 км, регионального и межмуниципального — 13928 км. Башкортостан ежегодно увеличивает вложения в дорожное хозяйство: за последние два-три года финансирование возросло с 6,9 млрд рублей до 8,9 млрд. Объем ежегодно ремонтируемых дорог за проверенный период (2010-2011 годы) увеличился с 563 до 845 км. С 2011 года республика приступила к капитальному ремонту автодорог.

Как отметили контролеры, темпы реконструкции существующих автодорог отстают. Средний износ межмуниципальных и региональных автодорог республики составляет 56%. В 30 из 54-х районов Башкортостана износ дорог превышает среднее значение. Наиболее старые, разбитые дороги находятся в Стерлитамакском (износ 97%), Краснокамском (88%), Белокатайском (82%) и Белебеевском (81%) районах. При этом Управление дорожного хозяйства РБ не располагает данными и возможностью установления автодорог с наибольшим превышением фактических межремонтных сроков над нормативными. Конкретные критерии включения в территориальный заказ на очередной год какой-либо автодороги из 740 существующих автодорог регионального и межмуниципального значения и из 1674 имеющихся автодорог местного значения в действующем законодательстве не оговорены.

На заседании КСП было отмечено, что в настоящее время в перечень объектов ремонта включаются участки дорог, получившие наибольший процент разрушений на момент формирования территориального заказа, определяемый по субъективному принципу — по обращениям глав администраций и жителей районов, с учетом наличия автобусного сообщения. Состав работ по территориальному заказу ежегодно расширяется из-за включения работ по объектам дорожного хозяйства местного значения, которые расположены в отдельных городских округах (Уфа и Сибай).

Нередко продолжительность строительства и ремонта дорог затягивается, что приводит к удорожанию стоимости работ. Так, несоблюдение сроков строительства по четырем объектам дорожного хозяйства, строительство и реконструкция которых велись в 2007-2009 годы, повлекло увеличение их стоимости на 60 млн рублей или на 12%. За счет стабилизации в 2010 и 2011 годах индекса-дефлятора на уровне 2009 года рост стоимости строительно-монтажных работ приостановлен.

По данным комиссии, за период с 2006 по 2009 годы 19 подрядчиками допущены нарушения условий 46 госконтрактов, включая 36 случаев нарушений сроков начала, окончания и промежуточных этапов производства дорожных работ, 11 случаев несоблюдения требований нормативно-технических документов, контрактной дисциплины и 4 случая несоответствия асфальтобетонной смеси требованиям стандартов и строительных норм.

К примеру, вместо взыскания с ООО «Дортрансстрой» неустойки за нарушение в 2010 году сроков выполнения работ но двум госконтрактам на строительство двух участков автодороги в Караидельском и Нуримановском районах сроки окончания работ перенесены путем заключения дополнительных соглашений.

Сотрудниками УДХ РБ по проверенным комиссией КСП Башкортостана объектам Балтачевского и Куюргазинского районов допущены отступления от проектно-сметной документации по объемам выполненных подрядчиком – ОАО «Башкиравтодор» работ при ремонте автодорог и по примененным на данных объектах строительным материалам.

Кроме того, несвоевременное освоение бюджетных средств в благоприятный период года ведет к авралам и нарушению технологии производства строительно-монтажных работ. Контролеры привели любопытные цифры: при ежегодно выполняемом ремонте мостов в объеме 580 м для ремонта всех мостов потребуется 12 лет. При ежегодном ремонте автодорог в объеме 850 км для ремонта всех автодорог региона потребуется 28 лет при нормативно установленном межремонтном сроке от 4-х до 8 лет.

При соблюдении межремонтных сроков, утвержденных постановлением Правительства Башкортостана, ежегодному ремонту подлежат не менее 3500 км автодорог или 14% всей дорожной сети (без учета накопленного недоремонта).

На заседании КСП серьезная критика прозвучала в адрес Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству. По мнению ревизоров, Госкомитет на стадии проектирования объектов эксплуатации дорожного хозяйства не принимает достаточных мер по обеспечению в 2011-2013 годах поэтапного перехода к финансированию работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автодорог регионального и межмуниципального значения республики в соответствии с нормативами затрат в расчете на один километр автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства РБ. Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов ремонта, в том числе капитального, а также капстроительства, выполнение работ на которых финансируется с привлечением бюджетных средств, в республике не разработано.

Еще одна недоработка: УДХ РБ по состоянию на 1 июля 2012 года не произвело регистрацию права оперативного управления на 699 автодорог регионального и межмуниципального значения общей протяженностью 13 тысяч км. Министерство земельных и имущественных отношений РБ совместно с Госкомитетом РБ по транспорту и дорожному хозяйству и УДХ РБ на 1 июля текущего года не произвело разграничение госсобственности на землю под 634 автодорогами межмуниципального и регионального значения общей протяженностью 10000 км.

Контролеры отметили серьезные недостатки и в работе ОАО «Башкиравтодор» — наиболее крупного подрядчика по строительству, ремонту и содержанию автодорог. За два года выручка общества увеличилась с 3,6 млрд рублей до 4,8 млрд рублей, чистая прибыль — с 145 млн рублей до 227 млн рублей. Существенное влияние на финансовый результат предприятия оказывает ежегодный убыток, получаемый от содержания дорог по территориальному заказу. Низкая рентабельность и отклонения по смете вызваны незапланированным увеличением транспортных расходов, заработной платы, накладных расходов.

В нарушение Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов допущено завышение разрядов по 19 специалистам. Сумма завышения затрат на заработную плату по работникам, несоответствующим квалификационным требованиям, составила 4,8 млн руб.

Выездной проверкой на ремонте автомобильной дороги Р-240 «Уфа — Оренбург» общей протяженностью 24 км установлены многочисленные нарушения технологического процесса, из-за чего дорожное покрытие подлежит переделке, убыток по ремонту автодороги превысит 4,7 млн руб.

На балансе ОАО «Башкиравтодор» числится дорожная техника с износом 63%, автотранспорт на общую сумму 747 млн руб. с износом 74%.

«Башкиравтодор» неэффективно закупал товарно-материальные ценности, к примеру, компании за 2011-2012 год поставлено 2455 единиц бывшей в употреблении и бракованной техники на сумму 62 млн руб при имеющемся дефиците новой техники. К середине апреля 2012 года на складах «Башкиравтодора» скопились неликвидные 115 наименований ТМЦ на общую сумму 46 млн рублей. При этом их стоимость в сравнении с отпускными ценами иных поставщиков завышена в среднем на 17%.

Председатель Комитета Государственного Собрания – Курултая РБ по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Наиль Кутлугильдин подчеркнул недопустимость подобного положения вещей. По его словам, чуть ли не треть средств, выделяемых на ремонт и строительство дорог в республике, используется неэффективно, качество дорожного покрытия во многих местах неудовлетворительное, затягиваются сроки ремонтных работ. На все эти недостатки серьезное внимание обратил Президент Башкортостана, который поручил Комитету разобраться с состоянием дел в дорожной отрасли.

Наиль Кутлугильдин указал на плохое качество ремонта автотрассы на проспекте Салавата Юлаева, на состояние других объектов дорожного хозяйства.

Председатель КСП РБ Салават Харасов, подытоживая обсуждение этой непростой темы, сказал, что вопросы дорожного строительства будут находиться под постоянным контролем Палаты, в этой важной отрасли должен быть наведен надлежащий порядок.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть