Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 63.91 ↑

EUR 68.50 ↑

8 декабря Четверг

Уфа   °

Его творения продолжают радовать людей (К 105-летию со дня рождения выдающегося скульптора Михаила Бабурина)

КУЛЬТУРА

Сегодня исполнилось бы 105 лет одному из самых известных скульпторов прошлого столетия Михаилу Федоровичу Бабурину, посвятившего свою творческую жизнь монументальной, монументально-декоративной и станковой скульптуре.

Михаил Бабурин родился 6 сентября 1907 года (19 сентября по новому стилю) в Санкт-Петербурге, в рабочей семье. В 1922 году поступает в Ленинградское художественно-промышленное училище, продолжает учебу в Высшем художественно-техническом институте, который заканчивает в 1930 году, затем учится в аспирантуре Академии художеств. Позже, с 1961 года, преподавал в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Являлся профессором. Довольно длительное время жил в Пензе и преподавал в Пензенском художественном училище.

Михаил Федорович считался одним из крупнейших мастеров в области монументальной скульптуры. Его творения украшают Москву, Санкт-Петербург, Уфу, Пензу и другие города. Наиболее известными произведениями Михаила Бабурина являются Монумент Дружбы в честь 400-летия присоединения Башкирии к Русскому государству и памятник Ленину в Уфе, рельеф «Торжество труда. Башкирия» на здании Министерства культуры СССР, монумент «Слава» в Костроме и многие другие. Монументальным и монументально-декоративным произведениям Бабурина свойственны ритмическая организованность композиции, романтическая приподнятость скульптурных образов.

Скульптор Бабурин жил и творил во время знаменательных свершений, общего подъема, вдохновенного творческого энтузиазма. После горя, суровых испытаний и разрушений, которые принесла война, люди особенно остро чувствовали потребность в красоте, созидательной деятельности. По всей стране разрастались многочисленные жилые массивы, возводились новые общественные здания, частью оформления которых стала монументальная и декоративная пластика.

Талантливому скульптору выпало счастье внести заметный вклад в создание современного облика Москвы. Еще до войны Бабурин выполнил несколько рельефов для грандиозного архитектурного комплекса Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 40–50–е годы он продолжил работу в области синтеза искусства и архитектуры. Произведения скульптора для торжественных архитектурных ансамблей и отдельных сооружений стали бесспорной художественной классикой. Высотные здания на Ленинских горах, Котельнической набережной, площади Восстания, гостиницы «Советская» и «Пекин», здания автодорожного и пищевого институтов, станция метро «Курская-Кольцевая» в Москве включают скульптуры, рельефы и декоративное оформление Бабурина. Вместе с другими талантливыми коллегами – скульпторами и архитекторами он создавал особую романтически-приподнятую атмосферу города, олицетворяющего торжество социалистической эпохи.

В 1957 году в Уфе был заложен памятник, ставший одной из главных достопримечательностей башкирской столицы. Речь идет о Монументе Дружбы, установленном на историческом месте, где когда-то находилась деревянная Уфимская крепость. Позже на этом месте был построен Троицкий собор.

В дни, когда Башкирия отмечала 400-летие объединения с Россией  - 14 июня 1957 года — состоялась закладка памятника в честь этого великого события. Но до завершения строительства были еще восемь долгих лет. Торжественное открытие Монумента Дружбы, собравшее десятки тысяч человек, состоялось 7 августа 1965 года. На открытии выступил известный башкирский поэт Мустай Карим.

Высота памятника составляет 35 метров. Идею дружбы символизируют две высокие вертикальные стелы из розового гранита. По форме они имеют форму меча, закопанного рукоятью в землю. Стелы скреплены тремя монолитными кольцами из серого гранита.

У основания памятника – бронзовые скульптуры двух женщин. Русская и башкирка показаны величаво сидящими по разные стороны монумента, вполоборота друг к другу. В руках женщины протягивают лавровые венки, считающиеся символом мира. Они символизируют собой Россию и Башкирию. На памятнике высечены даты «1557 – 1957» и надпись «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов». На одном из чугунных барельефов изображен момент принятия башкирскими биями русского подданства. На других – рукопожатие двух рабочих — русского и башкира, символика строительства, сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры.

Вместе с Михаилом Бабуриным над памятником трудились  скульпторы Г.П. Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев и Г.И. Гаврилов. Все они москвичи. А отливали скульптуры на ленинградском заводе «Монументскульптура». В 1974 году Совет Министров РСФСР присвоил Монументу Дружбы статус памятника государственного значения.

Михаил Бабурин избирался членом-корреспондентом и действительным членом Академии художеств СССР. Ему присвоены высокие звания «Народный художник Башкирской АССР» и «Народный художник СССР». В 1950 году он стал лауреатом Государственной премии СССР.

Скончался Михаил Федорович Бабурин 9 сентября 1984 года в Москве, в возрасте 77 лет.

Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb" -->
закрыть