Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

18 декабря Понедельник

Уфа   °

50 лет назад состоялись первые соревнования по спидвею в Башкирии

СПОРТ

50 лет назад состоялись первые соревнования по спидвею в Башкирии. 22 июня 1959 года на гаревой дорожке главного тогда стадиона Уфы "Динамо" состоялся розыгрыш Кубка Башкирского республиканского комитета ДОСААФ. По данным газеты "Советский патриот", в них участвовало 14 гонщиков из Москвы, Московской области, Ленинграда, Риги и Уфы. Соревнования, по моде, заимствованной у поляков, проводились в 21 заезд. Призеров определял заключительный, 21-й, в котором встречались четыре гонщика, набравшие в основных 20 наибольшее количество очков. Первым победителем гонок на уфимском треке стал ленинградец Андрей Дежинов, показавший в финальном заезде время 1 мин. 34,2 сек. Дистанция была 1520 метров (4 круга по 380 м). Вслед за ним финишировал еще один ленинградец — Сергей Кадушкин, а третьим — москвич Виктор Кузнецов. Замкнул квартет сильнейших Виктор Симонов из подмосковного города Мытищи.

Хорошие результаты показали и уфимцы: Фарит Шайнуров, уже принявший участие в весенних сборах в Одессе и товарищеских гонках в Чехословакии, занял пятое место, а дебютировавший в соревнованиях по спидвею мотокроссмен, ипподромщик и отчасти ледовик Игорь Плеханов — шестое.

Надо заметить, что и оба ленинградца не специализировались в спидвее и довольно скоро вернулись в свой родной мотокросс, где оба были, кстати, чемпионами СССР.

Среди победителей отдельных заездов республиканская пресса отмечала ленинградцев Игоря Яковлева и Юрия Бугрова, москвичей Всеволода Нерытова и Евгения Зубовича, ну и конечно, уфимцев Плеханова и Шайнурова, который "на 10 м опередил Плеханова и Лемберга".

В чем была причина переоборудования стадиона "Динамо" для мотогонок по гаревой дорожке — не секрет. Дебют нового вида мотоспорта, состоявшийся 10-12 июня 1958 года на Центральном стадионе имени Ленина в Москве, и соревнования, проведенные на главном стадионе страны 1-3 августа того же года, принесли большой успех уфимцу Борису Самородову. А переполненные трибуны "Динамо" во время гонок на льду в марте 1959 года заставили руководство города и республики принимать срочные меры для не менее блестящего "продолжения", которое последовало летом. Вот только не было среди участников Самородова и Николая Чернова, которые в апреле на сборах в Одессе поломались и выбыли до конца гаревого сезона.

...На следующий день, 23 июня 1959 года, соревнования на "Динамо" были продолжены. На сей раз разыгрывался Кубок Союза спортивных обществ и организаций Башкирской АССР (предшественника нынешнего Минспорта РБ). В состав участников финального заезда, вместо Симонова, пробился один из пионеров советского спидвея москвич Георгий Плешаков. Если первый день гонок в Уфе был ленинградским, то второй стал московским. Победил Виктор Кузнецов, Георгий Плешаков финишировал вторым, а Сергей Кадушкин и Андрей Дежинов — третьим и четвертым соответственно. Пятое место на этот раз занял Игорь Плеханов. А у Фарита Шайнурова было два технических схода, и он не смог улучшить свой результат. Кроме упомянутых, среди прочих, в гонках выступали Эгилс Янсон (Рига) и Виктор Овчинников (Уфа). Юрий Дудорин не был допущен к соревнованиям врачами, хотя показывал хорошие результаты на тренировке. Борис Самородов и Николай Чернов принимали участие в соревнованиях в качестве... судей.

Всего через неделю после первых всесоюзных соревнований по спидвею на "Динамо" состоялись первые международные — СССР — Польша. Каждый день на битком набитом стадионе собиралось по 14 тысяч зрителей. Поляки выиграли, что называется, "в одни ворота", хотя приехали в Уфу далеко не первым составом. Уфимцы Плеханов и Шайнуров были еще дальше от пьедестала, чем во время первых гонок. Кто бы мог подумать, что именно эти два гонщика разобьют всех соперников на первом чемпионате СССР по спидвею, который пройдет в сентябре 1959 года на все том же "Динамо", а что всего через пять лет команда СССР, целиком состоящая из уфимцев, завоюет серебряные медали чемпионата мира, оставив без наград экс-чемпионов мира поляков.

То, чего добились в спидвее гонщики Башкортостана, особенно уфимцы, и не снится спортсменам других городов бывшего СССР. Взять хотя бы уфимскую "Башкирию", 10 раз выигрывавшую золотые медали чемпиона СССР и ставшую первым чемпионом России. Имена Игоря Плеханова, Бориса Самородова, Геннадия Куриленко, Юрия Чекранова, Фарита Шайнурова, а впоследствии Михаила Старостина, Рифа Саитгареева, Рината Марданшина притягивали тысячи зрителей не только на трибуны стадионов нашей республики, России, Союза, но и других стран.

К сожалению, свой золотой юбилей спидвей Башкортостана не отмечает никак. Спидвея в Башкортостане сейчас практически нет. Одиннадцать лет назад состоялась последняя гонка в Уфе — столице советского мотоспорта, в начале ХХI века угас спидвей в Мелеузе, затем — в Стерлитамаке, в прошлом году — в Октябрьском, и вот в кризисном 2009-м не стало команды в Салавате. Остается надеяться, что найдутся силы и воля для того, чтобы спидвей возродился, как и мотогонки на льду, и тысячи башкортостанцев вновь обрели свое любимое зрелище и гордость за свою республику, визитной карточкой которой был спидвей. А великолепный Эмиль Сайфутдинов будет прославлять на аренах Гран-при не польских спонсоров, а свою родную республику.

Теги: спидвей
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть