Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

17 декабря Воскресенье

Уфа   °

Улу-Телякской трагедии - 20 лет

ОБЩЕСТВО

4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года возле Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная, техногенная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошел катастрофический взрыв неограниченного облака топливо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе.

На трубе продуктопровода "Западная Сибирь — Урал-Поволжье", по которому транспортировали широкую фракцию легких углеводородов (сжиженную газо-бензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 метра. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходит Транссибирская магистраль, ее перегон Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали. Это в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирии.

Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения. 4 июня 1989 года в 01.15 по местному времени (3 июня в 23.15 по московскому времени), в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объемный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар.

В поездах N 211 "Новосибирск — Адлер" (20 вагонов) и N 212 "Адлер — Новосибирск" (18 вагонов) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребенка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них семь полностью сгорели. Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным, 575 человек погибли (по другим данным — 645), 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших — 181. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 гектаров.

В течение 35 минут с момента аварии были оповещены руководящий состав республики, службы гражданской обороны. Одновременно по линии этих служб прошло взаимное оповещение. Через один час приступила к организации аварийно-спасательных работ Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан, был создан республиканский штаб "Авария". Немедленно начались аварийно-спасательные работы с привлечением воинских подразделений. Несколько часов спустя пожар был остановлен, а пострадавшие госпитализированы.

Руководство республики, предприятия, организации, общественные формирования, жители Башкирии тогда сделали все возможное, чтобы спасти людей, пострадавших в аварии. В те дни в Уфе впервые был применен опыт работы по организации телеконсультаций врачей в режиме реального времени. В Уфе были организованы прямые телемосты между местными учреждениями здравоохранения, московскими клиниками и медицинскими центрами США. Во время сеансов спутниковой связи были проконсультированы пациенты, пострадавшие в этой страшной катастрофе. Это был первый крупномасштабный телемедицинский проект на территории России. Но, несмотря на все принятые меры, число умерших неумолимо росло.

Строительство нефтепровода "Западная Сибирь — Урало-Поволжье" диаметром 720 миллиметров и длиной 1852 километров было санкционировано постановлением Совета Министров СССР от 19 января 1981 года и поручено Миннефтепрому и Мингазстрою. Согласно постановлению, первая очередь нефтепровода должна была быть введена в строй в 1983-1984 годах, но руководство Миннефтепрома приняло решение перепрофилировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод. Пришлось срочно внести в первоначальный проект изменения, связанные с особыми требованиями безопасной транспортировки сжиженного газа. Техническими правилами транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 миллиметров запрещено, однако при перепрофилировании на это закрыли глаза.

Трасса продуктопровода в 14 местах пересекала железные дороги, в том числе в четырех местах — электрифицированные. Среди них — трансконтинентальная магистраль Москва — Новосибирск — Владивосток с большим грузопотоком. Трасса продуктопровода на протяжении 273 километров опасно сближалась (ближе чем на один километр) с железными дорогами, а также проходила близко к уральским городам Сим, Златоуст и Кропачево.

В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 годы на продуктопроводе произошло 50 крупных аварий и отказов, не приведших, однако, к человеческим жертвам. После аварии под Уфой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесенных ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва. По другой версии, причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых "блуждающих токов" железной дороги. За две-три недели до взрыва образовался микросвищ, затем в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге. При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Среди остальных — начальник СМУ треста "Нефтепроводмонтаж", прорабы, другие конкретные исполнители. Обвинения предъявлялись по статье 215, часть II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания — пять лет лишения свободы.

В 2004 году по заданию ОАО "Газпром" была разработана и прошла ведомственные испытания система контроля переходов магистральных трубопроводов через дороги, предназначенная для мониторинга показателей безопасности переходов. С 2005 года данными системами ведется планомерное оснащение наиболее ответственных переходов магистральных газопроводов через дороги.

Создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших под Ашой. В 1992 году на месте трагедии был сооружен восьмиметровый мемориал.

Ежегодно у памятника жертвам катастрофы, установленного на месте аварии, проходят траурные митинги. Пройдет он и в этом году. Как сообщили агентству "Башинформ" в Башкирском отделении Куйбышевской железной дороги, по сложившейся традиции из Уфы на станцию Улу-Теляк 4 июня на поезде "Память" отправится скорбная процессия. Отправление — в 5.40 московского времени. Такой же специальный поезд "Память" ежегодно организуется Южно-Уральской железной дорогой.

В материале использованиы ранее публиковавшиеся сообщения информационных агентств "Башинформ" и ЧелНовости.Ру.

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть