Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.70 ↓

EUR 69.40 ↑

15 декабря Пятница

Уфа   °

Вопросы лицензирования недропользования приобретают все большую актуальность

ЭКОНОМИКА|ДЕНЬГИ

Проблемы лицензирования в области недропользования обсуждались сегодня на межотраслевом семинаре-совещании в Уфе. В нем приняли участие представители Управления по недропользованию по РБ, Минэкологии РБ, республиканских управлений Росприроднадзора, Ростехнадзора и Роспотребнадзора, Камского бассейнового водного управления, Союза экологов республики, а также геологи и инженеры предприятий-недропользователей, геологических и проектно-изыскательных организаций.

— Вопросы лицензирования деятельности, связанной с разведкой и добычей полезных ископаемых, были, есть и будут актуальными в нашей стране, поскольку в России недра, водные, лесные ресурсы, земля являются объектами самостоятельного законодательного регулирования, — считает заместитель начальника Управления по недропользованию по РБ Александр Чернов.

Особенность нашей страны в том, что недра у нас находятся в собственности государства. Они не подлежат продаже, либо передаче кому-либо за исключением случаев предоставления в пользование посредством лицензирования. В большинстве других стран дело обстоит иначе.

— Например, в Канаде, — рассказывает Александр Лаврентьевич, — владелец земли имеет право на пользование всеми недрами, которые расположены на его участке. При этом он может добывать полезные ископаемые до бесконечной глубины — то есть до самого ядра планеты. У нас же дело обстоит иначе. Земля, вода и полезные ископаемые регулируются отдельно. А у тех участков недр, которые предоставляются в пользование, устанавливаются определеннее границы по площади и глубине.

Основным законодательным документом в области лицензирования пользования недрами в нашей стране является Закон РФ "О недрах", принятый 21 февраля 1992 года и к нашему времени претерпевший ряд существенных изменений.

— Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июня 1992 года было утверждено также Положение о порядке лицензирования пользования недрами, — говорит начальник отдела лицензирования Башнедра Людмила Бабишева. — Однако этот документ в отличие от Закона РФ "О недрах" не редактировался. Поэтому многие его пункты к настоящему времени уже устарели, и использовать его можно лишь в той части, в которой он не противоречит Закону. Например, в Положении подробно прописаны особенности лицензирования водных объектов и проведения аукционов, чего нет в Законе. Помимо Закона и Положения, нормативно-правовая база в сфере недропользования представлена и другими документами. Наибольшее значение среди них имеют приказы Минприроды РФ, которые утверждают порядок рассмотрения заявок на лицензирование отдельных направлений — пользования водными объектам, геологического изучения недр и других.

В регионах полномочия в области лицензирования недропользования распределены между субъектами федерации и Федеральным агентством по недропользованию. В ведении субъектов находятся общераспространенные полезные ископаемые и участки недр местного значения. Остальные полезные ископаемые находятся в ведении федерального центра.

По набору полезных ископаемых наша республика не имеет аналогов среди остальных регионов Поволжья и Урала. Если северные районы Башкортостана обязаны своим благополучием открытию нефтяных месторождений, то Башкирское Зауралье богато медноколчеданными рудами.

— Подобную картину нельзя наблюдать ни у кого из наших соседей, — говорит Александр Чернов. — В Пермском крае, к примеру, нет такого обилия рудных полезных ископаемых, как у нас, а Свердловская область в свою очередь не может похвастать углеводородным сырьем.

В общей сложности на территории республики открыто свыше 3000 месторождений более 60 видов полезных ископаемых. Наш регион держится в числе лидеров по добыче медноколчеданных руд, а по добыче цинка мы и вовсе на первом месте в стране. В республике добывается около 60 процентов цинка от общего объема в стране.

В связи с тем, что в России законодательное регулирование всех природных ресурсов, в том числе и полезных ископаемых, разграничено, на этой почве нередко возникают различные коллизии, связанные с изменениями, которые вносятся в законодательство. Например, в прошлом году в республике сложилась сложная ситуация, когда проведение аукционов Управлением по недропользованию по РБ резко сократилось.

— Это произошло из-за изменений, внесенных в земельное законодательство, — говорит Людмила Бабишева. — Если раньше для того, чтобы выставить участок недр на аукцион, нам достаточно было согласовать этот вопрос с районной администрацией, то по новому законодательству мы должны были заручиться согласием всех землепользователей, расположенных на этом участке. Это существенно усложнило процедуру проведения конкурсов и аукционов, и в результате снизилось их число. Тем более, что сама по себе процедура согласования со всеми землепользователями — парадоксальна. Ведь, например, для добычи углеводородного сырья нет никакой необходимости затрагивать все земли участка. Нужен лишь маленький пятачок для буровой установки.

С учетом горького опыта прошлого года в декабре в федеральное законодательство вновь были внесены изменения, отменившие получение предварительного согласия со стороны землепользователей. Однако результат их скажется лишь в следующем году, поскольку перечень объектов, выставляемых на аукционы, формируется заранее, и сейчас Башнедра работают по планам, составленным в 2008 году.

Дополнительную информацию о порядке лицензирования недропользования в республике можно получить на сайте Управления по недропользовнию по РБ: http://www.bashnedra.ru.

Теги: недра
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть