Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

22 октября Воскресенье

Уфа   °

Юрий Дорожкин: "Россия будет искать собственную конфигурацию своего федеративного устройства"

ПОЛИТИКА

31 октября Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ и Союз предпринимателей Зауралья РБ проводят в Уфе всероссийскую научно-практическую конференцию "Федерализм как ресурс развития российской государственности XXI века". Ожидается, что в конференции примут участие представители...

31 октября Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте РБ и Союз предпринимателей Зауралья РБ проводят в Уфе всероссийскую научно-практическую конференцию "Федерализм как ресурс развития российской государственности XXI века". Ожидается, что в конференции примут участие представители многих российских регионов. Интерес, проявленный к этому научному форуму, значителен. В преддверии конференции свой взгляд на актуальность ее тематики агентству "Башинформ" высказал проректор БАГСУ по научной работе, доктор философских наук Юрий Дорожкин.

— Юрий Николаевич, сейчас как-то не принято говорить о федерализме, а тем более посвящать этой теме научные конференции. Чем объяснить выбор такой темы для нынешнего научного форума в Уфе?

— Начнем с того, что состояние и перспективы развития федеративных отношений — тема для нашего научного сообщества изначально и всегда актуальная. А как же иначе, если мы живем в самом большом по числу своих субъектов федеративном государстве, которое не знает себе равных по территории и своеобразию современного развития.

Хотелось бы напомнить, что федерализм — это такая форма государственного устройства, при которой происходит объединение государств (государственных образований), сохраняющих высокую политико-правовую самостоятельность и имеющих собственное административно-территориальное деление. Демократизм федеративного устройства состоит, прежде всего, в том, что субъекты федерации не утрачивают своей государственности. При наличии верховной федеральной власти, единого центрального правительства составляющие федерацию ее субъекты получают право, с одной стороны, на самоуправление, с другой — на соучастие в общем конституционном управлении федеративным образованием в целом. При этом центральная власть имеет прямой выход на граждан страны и верховенство в сферах, отнесенных к ее компетенции. В федеративном государстве разделена власть по управлению, но не высшая власть. Подлинный суверенитет принадлежит только федерации. В этом отличие последней от конфедерации.

Демократизм федерации проявляется в том, что она — децентрализованное государство, где полномочия федеральной власти и власти субъектов федерации разграничены "по вертикали", и федеральная власть не вправе вмешиваться в сферу компетенции региональных органов. Центр и регионы принимают окончательные решения по определенному кругу вопросов.

Кстати, один из объективных показателей децентрализации власти в федерации — доля налогов, собираемых центральным правительством в общем объеме государственного налогообложения. По мнению специалистов, средний уровень централизации в унитарных государствах составляет чуть более 80 процентов, а в федерациях — около 60 процентов.

Наконец, демократизм федерации гарантируется не только системой разделения полномочий, компетенции, их взаимным общим балансом, согласованностью действий, взаимной поддержкой в укреплении общей государственности, но и надлежащим контролем, созданием механизма разрешения конфликтов в отношениях федеральной и региональной властей. Таким механизмом, как правило, является Конституционной суд, решения которого окончательны, не подлежат обжалованию, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Демократический федерализм требует достаточной культуры сотрудничества федеральной и региональной властей, позволяющего им объединенными усилиями добиваться общих целей.

— Какой вам видится оптимальная модель демократической федерации?

— Никто не сможет дать четкого ответа на этот вопрос. Как показывает мировой опыт, нет абсолютно одинаковых федераций, в каждой из них достигнуто свое соотношение соучастия во власти и ее разделения. Да и федерализм не является какой-то застывшей, завершенной формой государственного устройства. Органическое свойство федерализма — гибкость, приспособляемость к постоянно меняющимся общественным реалиям.

Поэтому при всей специфике нет нужды драматизировать сегодняшнее состояние российского федерализма. Ибо не было, нет и не будет двух одинаковых федераций в мире: каждая имеет свои особенности и уникальные черты, предопределенные многочисленными национально-историческими, социально-экономическими, политическими и иными факторами и обстоятельствами. Кроме того, многие федерации — это развивающиеся организмы. Наконец, любая федерация — это результат, как правило, социально-политического компромисса в обществе и политической системе в момент создания, а часто и в критические эпохи развития федерации. Отсюда ее порой глубокое своеобразие и неповторимость профиля.

Видимо, Россия будет искать собственную конфигурацию своего федеративного устройства — с учетом ее истории и современных политических, социально-экономических, национально-этнических и иных реалий. В связи с этим не исключено, что базовое разделение полномочий между центром и субъектами Российской Федерации, которое установлено Конституцией страны и соответствующими законами, будет дополняться и двусторонними договорами относительно устройства региональной власти и объема передаваемых регионам полномочий.

Автор: Марина Шумилова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть