Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.70 ↓

EUR 69.40 ↑

15 декабря Пятница

Уфа   °

Поддержка малого бизнеса: формальный подход - формальный результат

ПОЛИТИКА

Республиканская программа поддержки малого предпринимательства изначально была составлена чисто формально. Результат - соответствующий. Чтобы в развитии малого и среднего бизнеса дело сдвинулось с мертвой точки и наметился прогресс, нужен новый документ и новый, не формальный подход. К такому выводу пришли участники заседания...

Республиканская программа поддержки малого предпринимательства изначально была составлена чисто формально. Результат — соответствующий. Чтобы в развитии малого и среднего бизнеса дело сдвинулось с мертвой точки и наметился прогресс, нужен новый документ и новый, не формальный подход. К такому выводу пришли участники заседания Правительства РБ в понедельник.

— Поддержка и развитие малого бизнеса — это одно из главных направлений социально-экономической политики республики, — сказал открывая заседание, Премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев. — Но если пустить дело на самотек, цель еще долго будет оставаться декларацией. А реальность такова: в 2006 году доля малого бизнеса в формирование валового регионального продукта Башкортостана была ниже средней по России и составляла 8,8 процента. Среднероссийский показатель был на уровне 12,6 процента, средний по Приволжскому федеральному округу — 10,2 процента.

Между тем, Президент республики поставил задачу: к 2012 году удвоить долю малого бизнеса в ВРП. Теми темпами, которыми продвигается эта работа сегодня, намеченной цели не достичь.

Министерство внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства РБ рассмотрело прогнозные показатели, характеризующие развитие предпринимательства, по городам и районам республики. По цифрам отдельных территорий сложилась общереспубликанская картина. Предполагается, что общий объем продукции, отгруженной субъектами малого предпринимательства, с 2007-го по 2010 годы возрастет на 36 процентов. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства должно вырасти по региону на восемь процентов. Недостаточной доле малого бизнеса в структуре ВРП и недостаточным темпам роста основных показателей имеется целый ряд объяснений.

В частности, есть причина структурная. Дело в том, что традиционно основная добавленная стоимость в Башкортостане создается главным образом в топливно-энергетическом комплексе и машиностроении, а для них не характерно массовое участие субъектов малого бизнеса. Среди других названных на заседании причин низких темпов роста основных показателей — недостаточная экономическая активность населения, утечка кадров из сельских поселений в крупные населенные пункты, низкая инвестиционная привлекательность и недостаточная проработанность мероприятий муниципальной программы развития малого предпринимательства.

Есть и статистические причины. Федеральный закон определил новые критерии хозяйствующих субъектов, ввел понятия "микропредприятия" и "средние предприятия". Определены предельные значения годовой выручки и средней численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства. Соответственно, изменения коснулись и методики расчета показателей. К примеру, средняя заработная плата. В этом году средняя зарплата в малом бизнесе снизилась. При этом объемы отгруженной продукции, бюджетные отчисления оказались "в плюсе". Дело в том, что более половины предприятий по новой классификации относятся к категории микропредприятий, то есть численность работников не превышает 15 человек. Сейчас при расчете средней заработной платы микропредприятия не учитываются.

Плохо идет работа по устранению административных барьеров. В то же время руководство страны ставит эту проблему во главу угла. На это, в частности, направлен майский Указ Президента России "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Одна из составляющих "противобарьерной" работы — создание координационных или совещательных советов при органах исполнительной власти. Порядок их создания утвержден. Но обратной связи с ведомствами не наблюдается. В то же время малый бизнес затрагивает разные области деятельности, а значит, так или иначе относится к компетенции многих министерств.

Пока министерства и ведомства распределяют полномочия, а ответственность перекладывается с одних плеч на другие, предприниматели большой помощи не ощущают. Например, одна из лучших предпринимательниц республики больше полугода пыталась получить паспорт безопасности. Речь идет о предпринимательнице Ахметзяновой, получившей диплом конкурса "Женщина — директор года" за развитие традиций женского предпринимательства.

Участники заседания пришли к выводу, что порядок работы в области поддержки предпринимательства нужно пересматривать. В частности, требует пересмотра соответствующая республиканская программа.

Автор: Эльвира Латыпова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть