Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

18 декабря Понедельник

Уфа   °

Салия Мурзабаева: снижение смертности населения - главный показатель работы системы здравоохранения

ПОЛИТИКА

На одном из оперативных совещаний Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Раиль Сарбаев затронул проблему высокой детской смертности, показатель которой составил в первом полугодии 2008 года 10,3 на 1000 родившихся живыми. При той поддержке, которая сегодня оказывается социальной сфере и медицине руковод...

На одном из оперативных совещаний Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Раиль Сарбаев затронул проблему высокой детской смертности, показатель которой составил в первом полугодии 2008 года 10,3 на 1000 родившихся живыми. При той поддержке, которая сегодня оказывается социальной сфере и медицине руководством республики, иметь такой показатель просто недопустимо — таково мнение и требование Премьер-министра.

О мерах по снижению смертности, предпринимаемых в Башкортостане, корреспондент агентства "Башинформ" побеседовал с депутатом Государственной Думы, членом думского комитета по охране здоровья Салией Мурзабаевой, которая является признанным специалистом по вопросам охраны материнства и снижению детской смертности: за годы, которые она была заместителем министра здравоохранения Республики Башкортостан, показатель детской смертности снизился с 17,4 до 9,8.

— В республике проводится целенаправленная политика по снижению младенческой смертности. То, что 2008 год в России был объявлен Годом семьи, а в Башкортостане — Годом социальной поддержки семьи, — является логическим продолжением этой политики, — сказала Салия Мурзабаева. — Благодаря дополнительным мерам, которые направлены на поддержку семьи, повышение престижа семьи, материнства и детства, нам удалось достичь достаточно хороших результатов. Но на достигнутых успехах мы жить не можем. В области здравоохранения есть вопросы, которые нужно решать.

— По каким критериям оценивается работа системы здравоохранения, какие проблемы в этой системе представляются вам главными?

— Интегрированный показатель оценки качества медицинской помощи вообще — это уровень младенческой смертности и общей смертности населения. Здесь есть вопросы, над которыми сейчас усиленно работают органы и учреждения здравоохранения. Например, в рамках реализации ПНП "Здоровье", основные меры направлены на снижение смертности населения от управляемых причин. Ведь для того, чтобы управлять этими причинами, снизить смертность населения, надо не только принимать профилактические меры, но и осуществлять лечебные мероприятия. В том числе оснащать лечебные учреждения аппаратурой для своевременной диагностики предрасположенности к этим заболеваниям и оказания медицинской помощи.

Из федерального бюджета выделены средства на оснащение сердечно-сосудистых центров, потому что первое место в структуре причин смертности населения занимают сердечно-сосудистые заболевания.

Второе направление снижения смертности от управляемых причин — уменьшение последствий дорожно-транспортного травматизма, суицидов и несчастных случаев. Тяжесть последствий ДТП зависит не только от состояния дорог и водителей, но и от своевременности и качества медицинской помощи, оказываемой на местах происшествий. Ведь жизнь зачастую можно спасти, если быстро принять нужные меры.

Поэтому, начиная с 2009 года, одним из главных направлений реализации национального проекта станет организация работы лечебно-профилактических учреждений по созданию сети пунктов, оснащенных реанимационными койками, для оказания медпомощи на дорогах травматологическим и хирургическим больным. Пока этот вопрос будет решаться за счет федерального бюджета путем соответствующего оснащения травмпунктов в городах, находящихся на федеральных трассах с наибольшим транспортным потоком. Но за счет муниципальных средств и республиканского бюджета такие передвижные пункты будут создаваться и на других крупных трассах Башкортостана.

Третье место в структуре причин смертности населения занимают онкологические заболевания. В проекте федерального бюджета на 2009 год отдельным разделом предусмотрены средства для реконструкции и строительства онкологических центров, на лекарственное обеспечение. Предусмотрено выделение на эти цели 6300 миллионов рублей в 2009 году, семи миллиардов — в 2010 году и почти восьми миллиардов — в 2011 году.

— А как влияет на демографическую ситуацию младенческая смертность — среди всех причин она, видимо, имеет не такой уж большой вес?

— Конечно, по сравнению со смертностью взрослого населения — по 52-54 тысячи человек в год — она мала, всего 560-600 детей в возрасте до одного года. Но по этому критерию тоже можно судить о всем состоянии здравоохранения в каждом конкретном субъекте РФ. Ведь младенческая смертность зависит и от того, как женщину наблюдали до беременности и во время беременности и родов и после родов, как ей оказывали помощь в поликлинике по месту жительства, в женской консультации, как ее оздоравливали и так далее. Ведь смерть ребенка в младенческом возрасте может зависеть от состояния его родителей еще до момента зачатия.

За последнее десятилетие показатель младенческой смертности по республике стабильно снижается, процентов на 20 в год, но всегда был и остается либо на уровне среднего российского, либо чуть выше. В 2006 году, например, на тысячу родившихся он составлял в Башкортостане 10,9, по России — 10,2; в 2007 году — 9,8 и 9,4 соответственно.

Конечно, это зависит и от того, что у нас больше процент сельского населения — около 40 процентов, низкая плотность населения, большая отдаленность многих населенных пунктов от городов. У нас медицинскую помощь оказывать труднее, чем в Москве или Санкт-Петербурге, в которых соответствующие показатели младенческой смертности — 8 и 6,5.

Но мы не можем удовлетворяться этим объяснением и тем фактом, что находимся на 47-м месте в РФ и 10-м — в ПФО, что есть субъекты федерации, имеющие значительно худшие показатели. Поэтому мы должны направить усилия на те причины, которыми можем управлять.

— Какие же меры мы можем принять?

— Среди мер — строительство межрайонных перинатальных центров и крупных муниципальных больниц как в рамках национального проекта, за счет федерального бюджета, так и за счет бюджета республики. Большую пользу приносит проведение в Башкортостане уже четвертый год подряд выездных заседаний Совета республики по вопросам здравоохранения, которым предшествует проводимая в течение года работа по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения в сельских территориях. Наблюдается приток кадров в эти учреждения, условия работы в которых и оснащение ничем не отличаются от городских.

Но без дополнительных вливаний, без современного оборудования, без хорошей подготовки лечебно-медицинского персонала достичь хороших результатов мы никогда не сможем. Есть проблема дефицита кадров узких специальностей. Первичному звену повысили зарплату, а вот стационарному звену и узким специалистам — реанимационных отделений, отделений интенсивной терапии, хирургии — дополнительных денежных выплат не предусмотрено, зарплата там низкая и, соответственно, укомплектованность кадрами недостаточная, особенно на селе.

Сейчас наступил очередной этап реформирования здравоохранения в области охраны здоровья матери и ребенка, когда нужно, по аналогии с организованной работой межрайонных перинатальных центров, в которых практически проходит 30 процентов родов, изменить статус существующих детских больниц. Надо закрепить за ними сельское детское население, оснастить их дополнительно, обеспечить их высококвалифицированными кадрами, тогда мы сможем повлиять и на показатели младенческой смертности и разрешить одну из проблем — большие расстояния между отдельными населенными пунктами республики, осложняющие проведение диспансеризации детей в возрасте до одного года в рамках родовых сертификатов. Если в детских больницах будет хорошее обеспечение специалистами и оснащение, они могут организовать выездные бригады, которые будут обследовать детей первого года жизни.

Считаю, сегодня для реализации такой "зональной" стратегии надо усилить координирующую роль Республиканской детской больницы и Республиканского перинатального центра в работе всех муниципальных детских больниц и родильных учреждений и учреждений родовспоможения.

— Очевидно, среди наиважнейших мер — строительство Республиканского перинатального центра, которое с некоторых пор — ваша главная забота?

— Конечно, скорейшее открытие нового Республиканского перинатального центра дало бы большой толчок к улучшению ситуации. Существующий не имеет акушерского блока, следовательно, это — незавершенный комплекс. Надо или построить неонатальный акушерский блок как отдельное структурное подразделение этого центра, или решить вопрос о строительстве нового перинатального центра, который будет отвечать всем современным требованиям.

Если мы не решим эту проблему в Год семьи, то в ближайшее время можем столкнуться с еще более серьезной проблемой. Минздрав России должен в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения издать приказ о выхаживании недоношенных детей весом выше 500 грамм. А до сих пор регистрация и учет живорожденных велся по критерию свыше одного килограмма. Имеющиеся в Башкортостане учреждения родовспоможения к этому не готовы. Поэтому остро необходимы не только строительство отвечающего всем современным требованиям Республиканского перинатального центра, но и перевооружение межрайонных центров, роддомов и больниц, где оказывают помощь детям старше месяца.

Сейчас усилиями Правительства республики принимаются меры по определению источников финансирования строительства Республиканского перинатального центра. Но не снимается задача, в том числе и с меня, поиска возможности софинансирования этого строительства за счет федерального бюджета.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть