Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.47 ↓

EUR 67.55 ↑

24 октября Вторник

Уфа   °

Россия требует от Грузии безоговорочного прекращения военных действий в Южной Осетии

ПОЛИТИКА

В ночь с четверга на пятницу, 8 августа Грузия произвела массированный обстрел столицы непризнанной республики Южной Осетии Цхинвали. За пару дней после официального начала боевых действий погибло более двух тысяч мирных жителей Южной Осетии. Грузинская сторона возлагает ответственность за начало войны на Южную Осетию...

В ночь с четверга на пятницу, 8 августа Грузия произвела массированный обстрел столицы непризнанной республики Южной Осетии Цхинвали. За пару дней после официального начала боевых действий погибло более двух тысяч мирных жителей Южной Осетии. Грузинская сторона возлагает ответственность за начало войны на Южную Осетию, которая, якобы, спровоцировала начало войны, подорвав 1 августа патруль грузинской полиции, в результате которого пострадали пять полицейских. Между тем, конфликт начал вызревать сразу же после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили, которого всегда поддерживал Вашингтон.

Предыстория же такова. Противостояние между Грузией и Южной Осетией началось еще в 20-е годы XX века, когда Южная Осетия была передана в состав Грузии, а вторая часть исторической Осетии — Северная Осетия — осталась в составе РСФСР. В апреле 1922 года появилась Юго-Осетинская автономная область Грузинской ССР, но в советское время автономия даже на уровне республики носила номинальный характер. В то же время, руководство Грузии проводило в области политику, несколько ущемляющую национальные чувства осетин: их вынуждали в документах изменять свою национальную принадлежность, осетинские географические названия заменялись грузинскими, в 1939 году было введено преподавание всех предметов на грузинском языке.

В эпоху перестройки, когда заинтересованные в развале Советского Союза лица стали разжигать давно потухшие очаги прежних национальных конфликтов и противоречий, югоосетинские депутаты приняли решение о преобразовании Северо-Осетинской автономной области в автономную республику, однако Верховный Совет Грузинской СССР это решение не поддержал, признав его неконституционным. В 1990 году Грузия официально заявила о выходе из состава СССР. Воспользовавшись ситуацией, Южная Осетия объявила о суверенитете, аргументируя это тем, что до 1922 года ее территория не входила в состав Грузии. Такое положение не устраивало Грузию, и первые открытые столкновения на территории Южной Осетии произошли уже в 1990-1991 годах. К 8 июня 1991 года там было сожжено около 70 осетинских сел. Число жертв конфликта за полгода перевалило за 200, число раненных приблизилось к 500, еще 150 пропали без вести. Огромные жертвы были и со стороны граждан Грузии, проживавших в зоне конфликта. Они стали объектом для мести южноосетинского населения.

1 сентября 1991 года сессия Совета народных депутатов Южной Осетии восстановила статус республики, и Южная Осетия получила новое название — Республика Южная Осетия. Референдум от 19 января 1992 года о независимости республики показал, что более 98 процентов его участников — за независимость от Грузии.

После ввода 14 июля 1992 года в Южную Осетию смешанных российско-грузино-осетинских миротворческих сил завершился период открытого военного противостояния. Ситуация оставалась относительно стабильной до 2004 года, когда в Грузии произошла "революция роз", в результате которой к власти пришел Михаил Саакашвили. С тех пор и до 2008 года ситуация в зоне конфликта постоянно обострялась как заявлениями и действиями грузинской стороны, так и ответами южноосетинской.

Самопровозглашенная президентская Республика Южная Осетия имеет свою Конституцию, государственный гимн, но остается не признанной мировым сообществом. Официальный Тбилиси считает Южную Осетию Цхинвальским регионом Грузии, хотя фактически не контролирует его.

Кому нужно, чтобы вокруг Южной Осетии разгорелся конфликт, видно из сообщений зарубежных агентств о том, что на территории Грузии находятся сейчас несколько сотен военных инструкторов из стран НАТО, в первую очередь из США и Великобритании, что в течение последних лет США формировали и тренировали грузинские подразделения, а также вооружали их. Грузинская армия насчитывает 12 тысяч хорошо обученных военнослужащих, которые прошли военную подготовку, учебу "по канонам НАТО", часть из них имеет опыт войны в Ираке. Представитель РФ при ООН Виталий Чуркин заявил на заседании Совета Безопасности, что в министерстве обороны Грузии работают 127 военных советников из министерства обороны США. Некоторые российские аналитики задолго до начала Грузией военных действий предсказывали их, и указывали на заинтересованность в обострении конфликта, прежде всего, США, для которых они могли бы дать повод ввести в Южную Осетию свои войска в качестве оказания помощи ведущему проамериканскую политику президенту Грузии.

В течение всей недели шли очаговые перестрелки на южной, восточной и западной окраине Цхинвали и в других южно-осетинских населенных пунктах. Непрерывающийся обстрел столицы из нескольких грузинских сел унес жизни около двух десятков мирных жителей. Следующее масштабное нападение с грузинской стороны произошло в ночь на 8 августа, причем, именно штаб и лагерь российских миротворческих сил в первую очередь подверглись бомбардировкам грузинских войск, в результате чего погибло 15 россиян.

Вместе с тем большая часть жителей Южной Осетии являются гражданами РФ. Осознание того, что грузино-осетинский конфликт перерос в гуманитарную катастрофу, подтолкнуло российскую сторону к активным действиям. В эпицентр конфликта введены 58-я армия Северо- Кавказского военного округа, подразделения псковской 76-й дивизии ВДВ, а также российский спецназ.

Это дало Грузии повод активно обвинять Россию в развязывании войны, вмешательстве в конфликт внутри суверенной страны. Ввод миротворческого контингента с целью проведения в зоне конфликта операции по принуждению к миру и эвакуации мирных жителей на территорию России был классифицирован как попытка установления "военно-оккупационного режима".

9 августа председатель Правительства РФ Владимир Путин провел во Владикавказе совещание в связи с событиями в Южной Осетии. Открывая его, он заявил:

— Действия грузинских властей в Южной Осетии — это, конечно, преступление. И прежде всего — это преступление против своего собственного народа. Потому что нанесен смертельный удар территориальной целостности самой Грузии, а значит — огромный ущерб ее государственности. Трудно себе представить, как можно после всего случившегося и после того, что еще происходит, убедить Южную Осетию войти в состав грузинского государства.

Развязанная агрессия привела к многочисленным жертвам, в том числе среди мирного населения, и вызвала, по сути, настоящую гуманитарную катастрофу. И это, конечно, преступление против осетинского народа.

Вместе с тем, считаю необходимым подчеркнуть, что в России всегда относились к Грузии с огромным уважением, а грузинский народ считали братским народом. Уверен, что, несмотря на трагические события сегодняшнего дня, так будет и в будущем. Такое отношение сохранится у России к Грузии и в будущем, несмотря на преступную политику сегодняшних правителей этой страны.

...Думаю, что и в Грузии, и в России, да и во всем мире стало теперь совершенно очевидно, что стремление грузинского руководства вступить в Североатлантический альянс, в НАТО, продиктовано не желанием стать частью глобальной системы международной безопасности и внести свой посильный вклад в укрепление международного мира. Стремление вступить в НАТО продиктовано совершенно другими соображениями — попыткой втянуть другие страны и другие народы в свои кровавые авантюры.

Что касается России, то с юридической точки зрения наши действия являются абсолютно обоснованными и легитимными. Более того, они являются необходимыми. В соответствии с действующими международными соглашениями, в том числе с соглашением 1999 года, Россия выполняет не только функции миротворческого характера, но и обязана в случае нарушения одной из сторон соглашения о прекращении огня взять под защиту другую сторону. Что мы и сделали, в полном соответствии с этими соглашениями, в данном случае применительно к Южной Осетии.

Мировое сообщество неоднозначно относится к событиям в Южной Осетии. Совет безопасности ООН не подписал резолюцию, осуждающую действия Грузии. За рубежом распространяется точка зрения, что грузинские силы атакуют сепаратистов, которых поддерживает Россия, что "Грузия попалась в умело расставленный российский капкан", что Россия — это захватчица, которая лишь воспользовалась конфликтной ситуацией, чтобы добиться своих целей в Грузии. Российская же сторона твердо стоит на позиции: Грузия устроила в Южной Осетии настоящий геноцид.

Накануне президент России Дмитрий Медведев отказался общаться по телефону с президентом Грузии Михаилом Саакашвили, который попытался дозвониться в Москву. "Какой приличный человек будет общаться с М.Саакашвили после всего того, что произошло?" — прокомментировал этот поступок постоянный представитель России в Совете Безопасности ООН Виталий Чуркин, отметив, что в течение нескольких лет грузинский президент обещал не применять силу в отношении Абхазии и Южной Осетии, но нарушил все принятые ранее договоренности.

Чуркин заявил, что Россия готова к переговорам с Грузией, основным условием для которых является вывод грузинских войск из Южной Осетии, полное прекращение огня и подписание Тбилиси соглашения о неприменении силы в Южной Осетии и Абхазии.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть