Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.47 ↓

EUR 67.55 ↑

24 октября Вторник

Уфа   °

Зайтуна Насретдинова. Живая легенда, зажигающая звезды

ПОЛИТИКА

В 23 года она была удостоена звания заслуженная артистка БАССР и награждена орденом "Знак Почета", в 31 год стала заслуженной артисткой РСФСР, в 32 - народной артисткой СССР - третьей из балерин Союза, после Галины Улановой и Ольги Лепешинской. Три года назад Зайтуне Насретдиновой был вручен специальный приз...

В 23 года она была удостоена звания заслуженная артистка БАССР и награждена орденом "Знак Почета", в 31 год стала заслуженной артисткой РСФСР, в 32 — народной артисткой СССР — третьей из балерин Союза, после Галины Улановой и Ольги Лепешинской. Три года назад Зайтуне Насретдиновой был вручен специальный приз "Мэтр танца", учрежденный Министерством культуры России и журналом "Балет". А в нынешнем году ей, первой балерине республики, присуждена премия "За честь и достоинство" фестиваля "Золотая маска", который проводит российский Союз театральных деятелей.

Ее искусство увидел, будучи еще семилетним мальчиком, Рудольф Нуреев, и оно произвело на него столь сильное впечатление, что предопределило его судьбу, пробудив в нем страстное желание связать свою жизнь с балетом. Став всемирно известным танцовщиком, супер- звездой, он так вспоминал об этом в своей автобиографической книге:

"В Новый год первого года моей учебы в школе я впервые увидел настоящий балет. Я до сегодняшнего дня очень живо помню, как был я тогда ослеплен, зачарован и взволнован всем, что увидел. В этом новогоднем спектакле уфимской оперы выступала своя национальная балерина Насретдинова, которую и теперь, при зрелом взгляде, я считаю прекрасной балериной. Она танцевала тогда башкирский балет "Журавлиная песнь", на мой детский взгляд, очень драматичный и поэтичный балет. Наша уфимская опера в те дни была особенно блестящей, она приютила многих артистов, эвакуированных из Москвы, из Большого театра и из Кировского театра, из Ленинграда".

В этом театре подросток Рудик Нуреев начинал статистом — ходил по сцене несколько вечеров в неделю то слугой, то нищим, то римским солдатом, или еще кем-то в этом роде, а когда учился в девятом классе, получил первую самостоятельную, правда очень маленькую роль, в польском акте оперы "Иван Сусанин" Глинки. На следующий год он стал уже штатным сотрудником театра, танцовщиком кордебалета. Он имел теперь возможность ежедневно видеть великую балерину — в танц-классе на репетициях, из-за кулис или прямо на сцене, будучи занятым в одном спектакле с нею. А каким ни с чем не сравнимым наслаждением для него было смотреть ее танец из зрительного зала — на генеральной репетиции, на премьере или на любом по счету спектакле с ее участием. В каждой партии она была неповторима, превращая любую комбинацию классических движений и фигур в изящную мелодию, одухотворяя их, наполняя целой гаммой чувств и переживаний. И такая одухотворенность в сочетании с техническим мастерством, артистизм, виртуозность и стремительность в сочетании с широтой и мягкостью движений, с изяществом жеста и мимики — все это в итоге претворялось в живые выразительные образы, будь то гордая, сильная и страстная Зарема, готовая умереть ради любви в "Бахчисарайском фонтане", темпераментная Китри в "Дон Кихоте" или лиричная, нежная Зайтунгуль ("Журавлиная песнь"). Он готов был смотреть эти и другие "ее" балеты снова и снова, каждый раз находя в танце балерины, в трактовке ею своей партии что-то новое.

Конечно же, и она не могла пройти мимо этого необычного отрока. И Зайтуна Агзамовна, раньше других разглядевшая огромный артистический дар и потенциал, таившийся в танцовщике кордебалета, стала покровительствовать ему, стимулируя его творческий рост. Пройдет совсем немного времени, и они оба с триумфом выступят на Декаде башкирской культуры в Москве. После этого успеха Рудольф не без влияния Насретдиновой поступит в Ленинградское хореографическое училище, которое в свое время закончила она сама.

А вот что говорил о ней в одном из своих интервью выдающийся балетмейстер Юрий Григорович:

— Для меня Зайтуна Насретдинова — по-прежнему Зоя, Зоенька. С той самой поры, когда мы учились в Ленинграде. Ее мы боготворили, все мальчишки были в нее влюблены. Потом началась война, и мы расстались. Зоя всю свою жизнь посвятила башкирскому театру, а я работал в Ленинграде, Москве, но память о ней всегда жила в каком-то уголке души. Когда в 1993 году приехал в Уфу для работы над "Щелкунчиком", мы увиделись. Это была большая радость, как будто родного человека встретил. Зоя из тех людей, которые проживают свою жизнь в театре, не вмешиваясь ни в какие интриги, сплетни. Она занята своим делом, для нее жизнь — это уроки, репетиции... Молодому поколению танцовщиков она несет большую культуру ленинградской школы. Там начиналось ее мастерство, становление таланта. Я видел Зою во всех учебных спектаклях и во время Декады башкирского искусства в Москве. Необычайная женственность присутствовала в ее пластике. Высокая лирическая нота придавала ее танцу особое очарование.

Да, она уже пятое десятилетие ведет уроки и репетиции в оперном театре, выращивает новых звезд башкирского балета. Зажигает их. Разве не она довела до блеска мастерство Фирдаус Нафиковой, Леоноры Куватовой, Зухры Ильясовой, Людмилы Шапкиной, Юлая Ушанова, Радика Зарипова, Лилии и Эльдара Валиевых, Риммы Закировой...

Эта живая легенда, принесшая людям столько радости своим великим искусством, живет рядом с нами и продолжает творческую деятельность. В эти дни Зайтуна Агзамовна отмечает круглую дату в своей жизни. Но юбилей не помешает ей провести очередное занятие со своими питомцами.

Автор: Александр Зиновьев

Теги: юбилеи
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть