Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

23 октября Понедельник

Уфа   °

Сто дней Премьер-министра (Раиль Сарбаев отвечает на вопросы газеты "Республика Башкортостан")

ПОЛИТИКА

- Раиль Салихович, исполнилось 100 дней Вашему премьерству. Скажите, Ваши ожидания совпали с реальностью? Насколько она, эта реальность, вообще стыкуется с прежними представлениями о должности Премьера?
- Ожидания всегда бывают несколько идеализированными. А практика все расставляет по местам. Первые 100 дней...

— Раиль Салихович, исполнилось 100 дней Вашему премьерству. Скажите, Ваши ожидания совпали с реальностью? Насколько она, эта реальность, вообще стыкуется с прежними представлениями о должности Премьера?

— Ожидания всегда бывают несколько идеализированными. А практика все расставляет по местам. Первые 100 дней прошли в напряженной работе. Республика у нас большая, и масштаб работы, груз ответственности за принимаемые решения требуют максимальной концентрации. Признаюсь, особенно в первые дни впечатление было близкое к стрессу — от обилия неотложных задач, встреч, телефонных звонков, переговоров на различных уровнях. Конечно, психологически я готовил себя к этому, но реальность оказалась сложнее, чем я себе представлял. Самый важный ресурс, который всегда в дефиците, — время. Поэтому уходить с работы приходится не раньше 22-23 часов. Дни, когда завершаешь работу с полной удовлетворенностью, бывают пока редко. Наверное, еще рано говорить о больших результатах работы. Ведь для решения любой проблемы надо всесторонне ее изучить — поверхностного взгляда бывает недостаточно. Нередко требуются нестандартные решения, но я готов на это идти.

Очень важна для меня моральная поддержка нашего Президента Муртазы Губайдулловича Рахимова. Он всегда держит руку на пульсе всех дел и помогает находить правильные ориентиры.

— Известно, что Вы с самого начала достаточно критически стали оценивать ситуацию в том или ином ведомстве, районе. По Вашей инициативе был освобожден от выполнения своих обязанностей ряд руководителей. "Кадровая чистка" эффективна? Можете привести конкретный пример того, как положение дел стало выправляться?

— Я бы не сказал, что это кадровая чистка. Лучше назвать это кадровым обновлением. Процесс этот — естественный и необходимый. Новые члены Правительства республики, главы администраций муниципальных образований, некоторые другие руководители только-только приступили к работе в новых должностях. Им нужно некоторое время, чтобы вникнуть в дело, войти, как говорится, в роль. Придет время — спросим, никто не останется без внимания.

Вообще, кадровый вопрос надо рассматривать шире. Какие бы программы ни принимало Правительство для реализации стратегии социально-экономического развития, без подготовленных кадров эти планы останутся лишь на бумаге. Недавно на заседании Правительства Республики Башкортостан мы обсудили этот вопрос. Дело в том, что реальный сектор экономики испытывает дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Эта проблема стала особенно острой в условиях нынешнего демографического спада.

В то же время сеть высших учебных заведений в республике сегодня настолько раздута, что может принять на первый курс всех выпускников 11-х классов. Все это является следствием того, что в постсоветское время система образования, познавшая вкус коммерции, развивалась преимущественно в собственных интересах. Ни о какой интеграции, взаимодействии системы образования и сферы материального производства не было и речи. И что из этого получилось? За последние полтора десятка лет у нас неимоверно разрослась сеть филиалов и представительств государственных и негосударственных (коммерческих) вузов. Учебная база, помещения, кадровый состав преподавателей новоявленных вузов не выдерживают никакой критики. Не говоря уже о какой-либо лабораторной базе. По сути — это профанация идеи высшего образования, обман студентов и их родителей. Качество подготовки специалистов в таких учебных заведениях не может устраивать ни работодателей, ни потребителей образовательных услуг.

Ежегодно эти "фабрики по выдаче дипломов" выплескивают на рынок сотни и тысячи так называемых менеджеров, девелоперов, риэлторов, юристов, экономистов, специалистов по рекламе, связям с общественностью и т.п., обрекая молодых людей на бесплодные поиски работы по "специальности". А ведь по-настоящему найти себя в жизни для молодого человека — далеко не праздный вопрос.

Для успешного развития страны необходимы квалифицированные кадры. Как отметил в одном из своих выступлений первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Владислав Сурков, "самый ценный природный ресурс нации — интеллект. Культура, наука, образование должны быть признаны ведущей производительной силой; умные, здоровые, свободные люди — главным достоянием страны". Наша цель воспитать и подготовить грамотных специалистов с творческим потенциалом — это наше будущее. И от того, насколько хорошо будет развита сфера образования, зависит, достигнем ли мы этой цели.

На заседании Правительства мы детально рассмотрели и утвердили план межведомственных мероприятий по развитию профессионального образования в республике на период до 2012 года. Минэкономразвития РБ поручено совместно с Министерством образования, другими министерствами и ведомствами приступить к формированию республиканского государственного заказа на подготовку кадров.

В 2009 году планируем направить на эти цели из бюджета республики ориентировочно 2 млрд. 311 млн. рублей. Кроме того, будут привлечены средства предприятий и организаций.

— Вы уже встречались с коллегами из федерального центра. С кем и о чем говорили, как в Москве сегодня, на Ваш взгляд, относятся к представителям регионов?

— Одной из первых таких встреч стала беседа с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации — министром финансов Алексеем Кудриным, во время которой были обсуждены вопросы межбюджетных отношений в текущем году и перспективы их развития до 2011 года, достигнуты договоренности об увеличении объемов софинансирования из федерального бюджета объектов территориальной дорожной сети республики. Вообще автомобильным дорогам в последнее время уделяется очень большое внимание на самом высоком уровне.

В начале июня в Москве мы с руководителем Федерального дорожного агентства Олегом Белозеровым обсуждали вопросы строительства, реконструкции и содержания автодорог на территории Башкортостана. Достигнута договоренность об увеличении объемов финансирования дорожного хозяйства федерального подчинения, передаче в федеральное ведение дороги Уфа — Оренбург. В 2010 году начнется ее реконструкция.

В тесном контакте работаем с Министерством регионального развития Российской Федерации — по вопросам оказания республике финансовой поддержки на период 2009-2011 гг., формирования Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на 2009 год по объектам Республики Башкортостан.

9 июля я встречался в Москве с председателем Счетной палаты РФ Сергеем Степашиным. Обсуждали итоги проверки исполнения бюджета республики за 2006 и 2007 годы. В итоговом документе Счетной палаты республика отмечена в числе регионов, лидирующих по показателям реализации Федерального закона N131.

Конструктивной получилась встреча с министром экономического развития РФ Эльвирой Набиуллиной. Мы обсудили вопросы комплексного развития территории Уфы, передачи опытных производственных хозяйств в собственность Республики Башкортостан, развития на их базе элитного семеноводства. Достигнута договоренность о строительстве нового корпуса общежития и спортивно-оздоровительного комплекса для Башкирского государственного аграрного университета.

В целом, у меня сложилось впечатление, что руководители федеральных органов власти готовы сотрудничать с регионами, помогать в реализации крупных проектов. Недоработки вижу с другой стороны: некоторые наши республиканские министерства, ведомства замкнулись в себе, не ищут контактов с коллегами на федеральном уровне. Это неправильно — вариться в собственном соку.

Вот недавно на заседании Правительства республики мы рассматривали вопросы реализации приоритетного национального проекта "Здоровье". В прошлом году в России 73 медицинских учреждения оказывали высокотехнологичную медицинскую помощь. Нашу республику в этом сегменте представляют только два лечебных учреждения — Республиканская клиническая больница имени Куватова и Республиканский кардиологический диспансер. Между тем у нас есть возможности увеличить количество медицинских учреждений, осуществляющих высокотехнологичную медицинскую помощь.

С министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой мы обсудили пути совершенствования в республике системы перинатальной помощи. Достигнута договоренность о строительстве в Уфе акушерско-педиатрического корпуса в составе действующего Республиканского перинатального центра. Строительство будет вестись на условиях софинансирования из республиканского и федерального бюджетов.

Вообще, работа с федеральными органами власти очень важна. Поэтому будем оценивать деятельность того или иного должностного лица в Правительстве республики в числе других и по этому критерию — эффективности взаимодействия с федеральными структурами.

— Нынешний год объявлен у нас в республике Годом социальной поддержки семьи. Какую из проблем семей Вы считаете необходимо решать в первую очередь?

— Для нашего общества важно, чтобы создавались прочные молодые семьи, чтобы в них росли здоровые, умные, хорошо воспитанные дети. Для этого семьям, конечно, нужны определенные условия, в первую очередь — собственное жилье. Считаю, что это самая острая проблема для многих молодых семей, и это нас особенно беспокоит.

Аспектов в этой проблеме множество, самый главный из них — чрезмерно высокие цены на жилье. Молодые люди, начинающие обычно с небольших заработков, в большинстве своем не в состоянии "осилить" их, да к тому же эти цены постоянно растут.

Руководство республики хорошо понимает проблему и принимает различные меры для ее решения. Действует Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2003-2010 годы. В рамках этой программы молодым семьям предоставляются разного рода субсидии: на приобретение или строительство жилья; при рождении ребенка — на списание части задолженности по жилищному кредиту.

Если молодая семья живет в сельской местности, она вправе получить от государства на строительство дома субсидию в размере 70 % стоимости жилья. В городах молодежь может рассчитывать на покрытие 30 % стоимости квартиры. В этом году объем средств, выделяемых из республиканского и федерального бюджетов для поддержки молодых семей, возрастет по сравнению с прошлым годом на 110 миллионов рублей и составит 450 миллионов рублей.

Как видим, суммы немалые, однако кардинально решить жилищный вопрос пока не удается. Большинство молодых людей по-прежнему вынуждено жить с родителями, ютиться в общежитиях или скитаться по съемным углам. Но варианты решения проблемы есть: строить жилье по "социальной" цене под государственные гарантии, создавать молодежные жилищно-строительные кооперативы, активизировать малоэтажное строительство. Так или иначе, в этом направлении предстоит еще много работы. Учитывая тот факт, что жилищная проблема в наиболее концентрированной форме проявляется в столице республики, планируем заслушать администрацию городского округа г.Уфа на одном из заседаний Правительства Республики Башкортостан.

— Село развивается, как и вся республика в целом. В том числе аграрный сектор, под которым мы подразумеваем производственника. Но переработчики, посредники живут лучше тех, кто сеет и пашет. Могут крестьяне надеяться на определенные изменения в этом плане? Хотя бы лет через пять?

— Развитие агропромышленного комплекса — один из приоритетов экономической политики республики. За последние три года объем государственной поддержки сельского хозяйства возрос более чем в два раза — до 5,1 млрд. рублей в 2007 году. Более чем в два раза выросли за этот период и кредитные ресурсы, выделяемые аграрному сектору банками, в прошлом году их величина составила почти 15 млрд. рублей.

Проблем на селе, действительно, много. Одна из них — вытеснение наших производителей сельскохозяйственной продукции иностранными поставщиками. К примеру, у нас есть четыре молокоперерабатывающих завода, которые производят сухое молоко. Из-за снятия ограничений на ввоз в страну порошкового молока эти предприятия вынуждены резко уменьшить закупочные цены для местных производителей и снизить производство. Если не вмешаться в ситуацию на федеральном уровне, положение отечественных товаропроизводителей может стать крайне тяжелым.

В последние месяцы общемировой характер приобрел рост цен на продукты питания. Цены на продовольствие, на самые необходимые продукты питания неуклонно растут. Казалось бы, это должно было сказаться на положении производителей сельскохозяйственной продукции положительным образом. В реальности же этого не происходит. Как это объяснить? Видимо, экономическая политика в стране еще хромает, федеральные власти предпочитают не вмешиваться в данные процессы. Если рынок, рыночные механизмы не справляются с этим, то проблемы должно решать государство. Во всем мире провалы рынка исправляет государство.

То, что переработчики, а в еще большей степени посредники, продавцы продовольствия живут лучше тех, кто сеет и пашет, — это, конечно, несправедливо. Но эту проблему одними указами и постановлениями не решить. Здесь должны быть задействованы экономические методы.

Сегодня идет строительство и организация работы сельскохозяйственных рынков, где производитель сможет напрямую реализовывать свою продукцию, то есть, изменится пропорция объемов сырья, реализуемого переработчику, и продукции, реализуемой непосредственно самими товаропроизводителями. Это заставит пересмотреть и условия закупа, и политику ценообразования.

Многое зависит от самих товаропроизводителей. К сожалению, эффективность сельскохозяйственного производства остается еще низкой. В течение последних трех лет объемы государственной поддержки АПК возросли в 2,1 раза. Но объем валовой продукции сельского хозяйства за этот период увеличился только на 12 % и составил 83,7 млрд. рублей в 2007 году. В итоге объем производства валовой продукции сельского хозяйства в расчете на один рубль господдержки АПК снизился с 26,2 руб. до 16,4 руб. то есть, в 1,6 раза. Доля крупнотоварного производства в общем объеме сельскохозяйственного производства на протяжении семи последних лет не подает признаков роста и держится на уровне 31-33 %.

По данным Государственной автоматизированной системы "Управление", в части реализации национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" наша республика занимает лишь 14-е место среди субъектов Российской Федерации. По производству скота и птицы (в живом весе) республика находится на 13-ом месте среди регионов России, по среднесуточным привесам крупного рогатого скота — на 25-ом месте, по среднесуточным привесам свиней — на 15-ом месте, по надою молока от одной коровы — на 28-ом месте. В среднем на 100 коров получено 80 телят — это 18-е место среди регионов РФ, на 100 свиноматок — 1564 головы поросят — 34-е место. Такое положение, конечно, нас не красит. Будем настойчиво и планомерно поправлять ситуацию.

— Впереди — уборка урожая, а там не за горами — и зима, к которой основательно готовятся как в деревне, так и в городе. Удачным этот год окажется для республики? По прогнозам специалистов?

— До начала уборочных работ остаются считанные дни. Основное внимание сельчан сегодня обращено на подготовку к уборке выращенного урожая. Задача тружеников хозяйств республики — убрать его без потерь.

Нам предстоит убрать более 1,7 млн. гектаров зерновых и зернобобовых культур (это больше, чем в 2007 году на 40 тысяч гектаров), 54 тысячи гектаров сахарной свеклы, 130 тыс. гектаров подсолнечника на маслосемена. Уборочные площади сельскохозяйственных культур достаточны для обеспечения заготовки зерна, сахарной свеклы, маслосемян подсолнечника, картофеля и овощей в объемах, необходимых для обеспечения республики в основных продуктах питания и перерабатывающих предприятий — в сырье.

Уборочная страда является самым ответственным и сложным периодом сельскохозяйственных работ. Понимая это, земледельцы в эти дни завершают подготовку, наладку зерновых комбайнов, тракторов, создают запас горюче-смазочных материалов. Полностью готова к уборке техника МТС "Башкирская" и "Зирганская". Они вместе с механизированным отрядом "Башсельхозтехники" в этом году уберут не менее 50 % зернового клина республики.

Под особым контролем — вопросы подготовки к приему зерна нового урожая складских помещений, зерноочистительно-сушильных машин, весового хозяйства, хлебоприемных пунктов, элеваторов, свекловичных пунктов, сахарных заводов.

Не забывают сельчане и о заготовке кормов для животноводства. Повсеместно выращен хороший урожай сеянных однолетних и многолетних трав, неплохой травостой на естественных сенокосах, так что есть все возможности заготовить не менее 30-32 центнеров кормоединиц грубых и сочных кормов на условную голову скота и обеспечить сытую зимовку.

В этом году в республике зреет неплохой урожай. По оценке специалистов, прогнозируется сбор зерновых и зернобобовых культур в объеме 3,8 млн. тонн (в весе после доработки) при урожайности порядка 22 центнеров с гектара. Производство сахарной свеклы ожидается на уровне 1,3 млн. тонн, а подсолнечника — 125 тысяч тонн. Валовой сбор картофеля и овощей, по прогнозам, предполагается на уровне прошлого года — 1420 тысяч тонн и 460 тысяч тонн соответственно. Ожидается, что мяса и молока будет произведено несколько больше, чем в прошлом году: 420 тысяч тонн мяса и 2290 тысяч тонн молока. Так что, надеюсь, год будет вполне удачным.

— Насколько в Правительстве озабочены проблемой коррупции?

— Как известно, по поручению Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева разработан проект национального плана противодействию коррупции, который предусматривает реализацию целого комплекса серьезных мероприятий. Данная работа в республике проводилась и проводится в контексте принимаемых на федеральном уровне антикоррупционных мер.

Президент Башкортостана М.Г.Рахимов, в свою очередь, отметил, что нельзя допускать роста коррупции, ведь эта проблема становится одной из самых насущных по всей стране, поэтому наша борьба с коррупционными проявлениями в республике обретает системный характер и касается всех чиновников, независимо от ранга и занимаемой должности.

Правительство республики намерено решительно пресекать любые проявления коррупционной деятельности на всех уровнях власти.

— И заключительный вопрос. Изменили эти 100 дней Ваше представление о республике, о людях, какие самые яркие впечатления они Вам подарили? Что Вы считаете главным в своей работе?

— Мои представления о республике, о людях, населяющих наш край, стали еще богаче. Самые яркие впечатления получаю именно от встреч и общения с простыми тружениками в разных уголках республики. Они привыкли добывать жизненные блага каждодневным трудом и не приемлют суеты и безделья.

Есть, конечно, и не очень приятные наблюдения. Для нашего поколения на первом месте всегда были интересы государства, общества, а уже потом — все остальное. К сожалению, сейчас акценты поменялись — у многих превалируют именно личные интересы. Одно дело, когда речь идет о рядовом работнике. Но если человек находится на государственной службе или руководит крупным предприятием, то и мыслить должен масштабно, по-государственному.

А в деятельности Правительства республики я хотел бы видеть больше конкретики. От общих проектов надо переходить в плоскость практических дел. Решая даже мелкие и частные, на первый взгляд, задачи, можно добиться стратегических целей.

— Спасибо, Раиль Салихович, за интервью, больших Вам успехов в работе.

Беседу вел Альфред Стасюконис.

("Республика Башкортостан", N142, 23 июля 2008 г.)

Автор:

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть