Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

23 октября Понедельник

Уфа   °

Правительство РБ намерено "состыковать" систему образования с реальным сектором экономики

ПОЛИТИКА

Демографический спад не лучшим образом сказывается на сбалансированности республиканской образовательной системы и кадровой обеспеченности экономики. Но не только в количестве абитуриентов и студентов дело. Проблема стара и уже не раз обсуждалась: образовательные учреждения готовят специалистов по одним направлениям, а рынку труда реально нужны совсем...

Демографический спад не лучшим образом сказывается на сбалансированности республиканской образовательной системы и кадровой обеспеченности экономики. Но не только в количестве абитуриентов и студентов дело. Проблема стара и уже не раз обсуждалась: образовательные учреждения готовят специалистов по одним направлениям, а рынку труда реально нужны совсем другие. В понедельник на заседании Правительства Республики Башкортостан вопрос был поставлен ребром.  — Какие бы программы ни принимало Правительство для реализации стратегии социально-экономического развития, без подготовленных кадров эти документы останутся лишь благими намерениями, — сказал, открывая заседание, Премьер-министр Правительства РБ Раиль Сарбаев. — В условиях демографического спада остро сказывается дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов в реальном секторе экономики. Сеть высших учебных заведений в республике сегодня такова, что может принять весь выпуск 11-х классов.

Такая ситуация — прямое следствие изолированного существования двух систем в постсоветское время: пока образовательная система развивалась сама по себе и в собственных интересах, реальная экономика, подгоняемая рынком, самостоятельно решала свои проблемы, в том числе кадровые. Об интеграции образования и материального производства речи не было. В последнее время некоторые сдвиги произошли, однако сбалансированной системы создать так и не удалось.

— Развитие экономики, открытие все новых предприятий, происходящие структурные преобразования требуют кадров новых профилей и квалификации, — сказал министр образования РБ Зиннат Аллаяров.  — Следовательно, и усиления целенаправленного влияния со стороны государства и рынка труда на формирование объемов и направлений подготовки кадров, притом на основе долгосрочного прогнозирования и перспективного заказа.

Министр отметил, что проблема подготовки кадров и их востребованности неразрывно связана с формированием и развитием двух региональных рынков — рынка труда и рынка образовательных услуг. На рынке образовательных услуг существует три основных заказчика. Первый — государство. Спрос со стороны государства выражается в форме госзаказа, то есть финансирования из бюджета определенного количества учебных мест. Однако проблема (и она общероссийская) заключается в том, что нет системы определения перспективной потребности в специалистах. Нет научно обоснованной методики расчета показателей.

Второй заказчик — экономика, точнее, работодатели. В советское время промышленные предприятия и вузы были тесно связаны друг с другом. Сегодня мы отчасти используем опыт тех лет: практикуется заключение договоров между вузами и производителями, — но пока это касается лишь некоторых специальностей.

Словом, ни госзаказ, ни запросы работодателей реально не формируют облик образовательной системы. Что мы имеем в итоге? То, что на этом рынке определяющую роль играет третий заказчик в лице общества, точнее, абитуриентов и их родителей. Этот заказ имеет мало общего с реальными потребностями экономики, но именно он определяет содержание платных образовательных услуг. Результат легко предсказуем:

— И в России в целом, и в республике первые места в перечне популярных специальностей занимают гуманитарные и экономические (43,5 процента общего приема), подготовка которых ведется в основном на коммерческой основе (80,2 процента), — сказал Зиннат Аллаяров.

У проблемы есть несколько важных аспектов, и все они требуют тщательного анализа. А главное — необходимо, чтобы на объемы и направления подготовки кадров целенаправленно влияли государство и сам рынок труда. Способы воздействия — долгосрочное прогнозирование и заказ на подготовку кадров. Определенный опыт такого рода в республике имеется. До 2005 года отраслевое деление в учреждениях профессионального образования осуществлялось стихийно, но позже была утверждена Концепция региональной политики кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы РБ до 2010 года и Положение о прогнозировании и государственном регулировании подготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы.

Впервые на основе реальных запросов предприятий и организаций Минэкономразвития республики сформировало Сводный прогноз потребности отраслей промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса в кадрах и специалистах до 2010 года.

Не менее актуальной является проблема качества подготовки кадров. Премьер-министр обратил внимание на разросшуюся сеть представительств и филиалов вузов, базовые подразделения которых находятся за пределами республики. По словам министра, в этой сфере предстоит наводить порядок. Многие подобные вузы допускают грубейшие нарушения. С сентября в них будет проводиться проверка на предмет соблюдения законодательства. Те вузы, которые не выдержат проверку, нужно закрывать, уверен Зиннат Аллаяров. Не пускать их в республику вообще — не вариант, это неправильно и незаконно. Как отметил заместитель Премьер-министра Правительства РБ — министр культуры и национальной политики Ильдус Илишев, все они приходят в регион с нормальным пакетом документов, а уже в процессе деятельности начинают "сачковать" и отходить от государственных стандартов. Таких, с позволения сказать, "вузов", на рынке образовательных услуг быть не должно.

Разговор на "образовательно-экономическую" тему в Правительстве был долгим и обстоятельным. Как показало обсуждение, профессиональное образование не может быть преобразовано только за счет внутренних резервов. Без привлечения к этому процессу работодателей, представителей бизнес-сообщества невозможно добиться требуемого качества подготовки специалистов. Необходим реальный прогноз потребности в кадрах рабочих профессий и специальностей, тесно увязанный с рынком труда. Главным координатором здесь должно выступить Минэкономразвития РБ.

Итоговым документом стал проект Постановления Правительства РБ об утверждении Плана межведомственных мероприятий по развитию профессионального образования Республики Башкортостан до 2012 года.

Автор: Эльвира Латыпова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть