Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.08 ↓

EUR 67.29 ↑

17 октября Вторник

Уфа   °

Рустем Саитов: Основная задача органов власти - формирование доходов бюджетов, то есть обеспечение максимального уровня собираемости закрепленных доходов

ПОЛИТИКА

С начала будущего года Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступает в силу на территории всей страны. Башкортостан реализует этот закон с 1 января 2006 года. Закон нацеливает муниципалитеты, в том числе и сельские поселения, на самостоятельное решение...

С начала будущего года Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступает в силу на территории всей страны. Башкортостан реализует этот закон с 1 января 2006 года. Закон нацеливает муниципалитеты, в том числе и сельские поселения, на самостоятельное решение многих экономических и, самое главное, социальных вопросов на основе собственных бюджетов. Газета "Баймакский вестник" опубликовала интервью с главой администрации Баймакского района Рустемом Саитовым, в котором обсуждается ряд аспектов, связанных с реализацией этого закона.

— Рустем Рафаэлович скажите, в чем вы видите базис, то есть основу этого закона и в чем его цель?

— Федеральный закон вводится на территории всей Российской Федерации. Здесь, конечно, большие масштабы. Но мы с вами говорим о нашей республике и нашем районе. По духу и содержанию новый закон созвучен с сутью экономического суверенитета Башкортостана, который был провозглашен в октябре 1990 года — решать самостоятельно свои экономические проблемы. В этом деле есть у нас вполне приличные успехи. В целом же по стране, думаю, новый закон призван активизировать участие всего населения в разрешении местных, конкретно касающихся именно его, насущных проблем. Если в экономике взят бесповоротный курс на рыночные взаимоотношения, то аналогичный подход внедряется и в создание нормального социального климата в обществе и достойных социальных условий в реальной жизни каждого члена этого самого общества. Буквой нового закона это звучит так: "... решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций".

— Давайте будем развивать первый вопрос в части "... разрешать все социальные вопросы на селе на основе собственных бюджетов". Какие на этот счет имеются нормативные документы, регулирующие формирование доходов местных бюджетов?

— В целях реализации Федерального закона приняты республиканские законы, регулирующие организацию бюджетного процесса и межбюджетных отношений "О межбюджетных отношениях в РБ" и "О бюджетном процессе в РБ" и приняты соответствующие правительственные постановления. Утверждены также методики распределения дотаций, софинансирования социальных расходов, порядок предоставления, использования и возврата кредитов из бюджета республики и т.д.

— В Федеральном законе подчеркивается: "Основная задача органов власти — это формирование доходов бюджетов, то есть обеспечение максимального уровня собираемости закрепленных доходов. Из каких доходов формируется бюджет, скажем, конкретного сельского поселения?

— В бюджеты сельских поселений, входящих в состав района, подлежат зачислению: земельный налог — 100 процентов, налог на имущество физических лиц (100 процентов), налог на доходы физических лиц (десять процентов), единый сельхозналог (30 процентов), штрафные санкции и иные суммы принудительного взыскания, доходы от использования муниципального имущества, доходы от продаж и передачи в аренду земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, доходы от продажи муниципальной собственности. Немножко расшифровки вышеприведенных статей. При введении земельного налога, к примеру, основным критерием является недопущение снижения доходов местного бюджета. Налог на имущество физических лиц вводится решением представительного органа власти. Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности: приватизированные квартиры, домовладения, дачи, гаражи, нежилые производственные, торговые и бытовые помещения — с момента регистрации прав собственности и т.д. Есть и другие источники пополнения местного бюджета. К примеру, самообложение граждан. Здесь также необходимо принять соответствующее решение представительного органа местного самоуправления, местной администрации или схода граждан.

— Как обстоят дела в районе и можем ли мы сегодня говорить, что готовы жить в условиях Федерального закона?

— Статья 49 Федерального закона уточняет, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Вот это и есть "три кита", на которые должны опираться органы местной власти при формировании своих доходов.

В структуре местных бюджетов немалую долю занимает налог на доходы физических лиц. Стало быть, чем больше работающих людей, тем больше и подоходного налога. Можем ли мы сегодня говорить, что в этом вопросе у нас все в порядке? Нет! Потому что местные хозяйствующие субъекты плохо заинтересованы в сохранении действующих и создании новых рабочих мест. А органы власти на местах слабо способствуют организации крестьянских или фермерских хозяйств и предпринимательства вообще, хотя это является для них одной из серьезных и актуальных задач. Разве это дело, когда доля малого бизнеса в бюджетах всего 10,3 процента и на огромный наш район зарегистрировано всего лишь около 90 крестьянских фермерских хозяйств?! Все еще до конца не остановлен отток трудоспособного населения. Продолжается выдача зарплаты в конвертах. Более сорока работодателей не платят страховые взносы на своих работников в Пенсионный фонд. Во всех этих вопросах требуется жесткий контроль со стороны как налоговиков, так и органов местной власти.

Налог на имущество физических лиц, который полностью зачисляется в бюджет сельских поселений. Уверен, еще очень далеко до полной инвентаризации этого налогооблагаемого субъекта. И опять это первейшая обязанность сельадминистраций и их глав. Настойчивая и кропотливая работа требуется здесь от КУС, Роснедвижимости и БТИ.

Не везде нормально с земельным налогом. Есть сельские поселения, где ставки платежей, скажем, за сенокосные или другие угодья, установлены ниже самых низких планок и т.д. Налоговые требования предъявляются к собственнику. Это значит, что у любого налогооблагаемого субъекта, будь это объект недвижимости, дача, гараж и прочее, должен быть юридически оформленный хозяин. Только в этом случае можно говорить о полноценных налоговых взаимоотношениях.

Позиция райадминистрации в этих вопросах однозначна: все позитивное и передовое в деле бюджетообразования — в повседневную практику. Об этом мы постоянно говорим на выездных семинарах-совещаниях с участием глав и специалистов сельадминистраций, соответствующих профильных служб. Об этом говорим на прямых линиях, встречах, личных беседах с гражданами и т.д. Организовываем поездки деловых людей для обмена опытом в другие районы. Результаты от всего этого, конечно, есть. Но утверждать, что сегодня мы готовы жить в условиях действия Федерального закона, еще рановато.

— Мы внесли определенную ясность в экономическую основу местного самоуправления и в то, как это должно достигаться. Нельзя ли в помощь главам сельадминистраций, председателям местных Советов и всем тем, кто в этом заинтересован, несколько углубить понятие этой самой основы?

— Пожалуйста. Эффективность местного самоуправления зависит от обеспеченности экономическими и финансовыми ресурсами. Это — аксиома. Здесь не последнюю роль играет муниципальная собственность. Это — муниципальное имущество, деятельность муниципальных предприятий и учреждений, муниципальные земли и другие ресурсы. Всего в соответствии со своими непосредственными задачами сельские поселения могут иметь около двадцати видов имущества. Все это хозяйство должно отражаться в реестре муниципальной собственности, который позволяет систематизировать и накапливать все сведения в этой налогооблагаемой части.

Политика органов местного самоуправления должна быть направлена как на максимально эффективное использование собственного имущества, так и на полное включение частной собственности и иных частных ресурсов на решение экономических и социальных проблем территорий. В связи с этим, кроме реестра собственности, необходимо вести паспорт муниципального образования.

Одним из ключевых условий деятельности местных органов власти на данный момент является создание эффективной системы взаимоотношений с предпринимательской деятельностью. Предпринимательские способности населения, приводящие в активное взаимодействие все виды муниципальных ресурсов, — важнейший инструмент повышения эффективности муниципальных образований. Пока, к сожалению, как уже говорил, в этом вопросе у нас больше проблем, чем чего-то позитивного. Комитет по управлению собственностью администрирует около сорока кодов бюджетной классификации. В том числе двадцать один код связан с доходами населения. На сегодня есть поступления лишь по нескольким кодам доходов.

Рассматривая участие муниципальных образований в земельных отношениях, следует учитывать, что органы местного самоуправления здесь выступают в двух качествах: как субъект хозяйственной деятельности и как субъект власти. К собственности муниципальных образований относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися на их территориях. Ускорение процесса разграничения собственности на землю позволит устранить действующие сегодня сложные схемы заключения и согласования договоров аренды земельных участков, усилит контроль за их выполнением. Арендная плата в данном случае в полном объеме будет поступать в бюджет сельского поселения.

— Эти и другие проблемные вопросы в рамках Федерального закона весьма придирчиво рассматривались на недавнем съезде муниципальных образований республики. До ввода в действие закона остается ровно полгода. А дел, как говорится, невпроворот.

— Рустем Рафаэлович, задам не как журналист, а как законопослушный налогоплательщик и избиратель. Скажите, при существующем налогопотоке, когда большая часть поступлений уходит в Центр, а местные бюджеты довольствуются лишь малым, выживет ли сельская социалка? И будут ли в ее защиту какие-то нормативные акты?

— Разговоры о некоторых корректировках в налоговых потоках на довольно высоком уровне ведутся давно. Надеюсь, депутаты Госдумы РФ и Госсобрания — Курултая РБ разберутся в этой достаточно серьезной ситуации и примут соответствующие поправки в бюджетных законах.

Я бы не стал слишком драматизировать будущее сельских поселений. В том же Федеральном законе есть статья под номером 60 и называется она "Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений". В ней, в частности, говорится, что это выравнивание осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений. Но это не говорит о том, что главы сельадминистраций, сложа руки, будут сидеть и ждать помощи от "доброго дяди". Они будут с полной отдачей работать по вовлечению в налоговый оборот всех тех ресурсов, о которых мы говорили выше. И это будет под постоянным и строгим контролем райадминистрации.

— В связи с предстоящим вводом в действие Федерального закона кое-где слышны предположения о возможном объединении некоторых сельских поселений. Как Вы относитесь к таким разговорам?

— Прецедент в этом деле есть на федеральном уровне: объединение сильных и заведомо слабых в экономическом плане областей в один субъект. Сегодня мы знаем о трех новых краях, как Пермский, Забайкальский и Камчатский. На референдумах население этих областей высказалось за объединение. Что касается объединения сельских поселений в составе муниципальных районов на этих же экономических принципах, то этот процесс регламентируется частью 3 статьи 13 Федерального закона. В ней говорится, что объединение двух или более поселений осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования.

Если говорить о наших поселениях, то каждое из них имеет свою историю, традиции, свой уклад жизни, свое мировоззрение, свой менталитет. Поэтому я бы предложил уйти от чисто физического сокращения сельсоветов. Так как это очень серьезное и тонкое дело, с возможными непредсказуемыми последствиями.

Автор: Ринат Кусярбаев

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть