Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

23 октября Понедельник

Уфа   °

50 лет назад состоялись первые в СССР соревнования по спидвею

ПОЛИТИКА

50 лет назад состоялись первые в СССР соревнования по спидвею. Проводились они на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина в Москве, что само по себе - явление уникальное. Ни один вид спорта, кроме спидвея, не может считать местом своего рождения главную спортивную арену страны. Уника...

50 лет назад состоялись первые в СССР соревнования по спидвею. Проводились они на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина в Москве, что само по себе — явление уникальное. Ни один вид спорта, кроме спидвея, не может считать местом своего рождения главную спортивную арену страны. Уникальность проведения мотогонок на гаревой дорожке в Лужниках заключается еще и в том, что они состоялись всего за пару недель до международных соревнований по легкой атлетике на приз братьев Знаменских и легкоатлетического матча СССР — США. Существовала вероятность испортить дорожку и сорвать эти соревнования крупнейшего масштаба. Но разрешение было дано, и было найдено техническое решение: на дорожку накатали кирпично-глиняную смесь, защитившую основное покрытие, которая затем была легко убрана.

Отец советского спидвея — шестикратный чемпион СССР по мотокроссу и шоссейно-кольцевым гонкам Владимир Карнеев сумел зажечь своим энтузиазмом десятки людей, находившихся на разных, в том числе, достаточно высоких уровнях спортивной власти. В 1957 году Центральный автомотоклуб СССР закупил мотоциклы "Эсо" и "ФИС" чехословацкого и польского производства, а через год стало возможным проведение исторических соревнований.

Эти соревнования стали стартом к будущей спортивной славе Башкортостана. В число участников, кроме гонщиков Москвы, Ленинграда и столиц трех союзных республик — Минска, Риги и Таллина, были включены два гонщика из Уфы — Борис Самородов и Николай Чернов. Уже сам выбор в пользу столицы Башкирской АССР, доселе не имевшей громкого имени в советском мотоспорте, можно считать сенсационным. Еще более сенсационными оказались результаты их выступлений.

Борис Самородов, которому "по рангу" достался последний, 16-й номер, стал победителем самого первого заезда в истории отечественного спидвея, а затем — победителем первого дня гонок. Все три дня, а соревнования проходили с 10 по 12 июня, Самородов пробивался в финальный квартет, который оспаривал призовые места, два раза выходил победителем. По сумме очков, набранных в основных заездах всех трех гонок, первое место занял москвич Виктор Кузнецов, но на второе вышел Самородов, а на пятое — Чернов. Уфа оказалась на первом месте по среднему результату гонщика, опередив все столицы. А в начале августа того же года, на том же стадионе обе гонки выиграл Самородов, а в заключительной уфимцы сделали дубль.

С лета 1958 года началась золотая пора башкирского мотоспорта. Зимой 1959-го на том же стадионе Борис Самородов стал первым чемпионом РСФСР и СССР по мотогонкам на льду, весной открылся гаревый трек на уфимском стадионе "Динамо", который в то время был главным стадионом нашей республики. При аншлагах прошли матч СССР  — Польша и первый чемпионат СССР по спидвею, в котором первые два места достались уфимцам — Фариту Шайнурову и Игорю Плеханову.

За полвека были у отечественного спидвея и взлеты, и неудачи. К сожалению, в юбилейный год на постсоветском пространстве осталось всего девять действующих треков, а в России — пять. До сих пор не удается возродить спидвей в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Кемерово, Саратове и в его первой столице Уфе. Уже 10 лет у нас нет гаревой дорожки и нет команды, носившей имя республики, которая 10 раз становилась чемпионом СССР и первым чемпионом России. Поэтому нынешний день рождения спидвея — грустный праздник.

Но хочется верить, что Башкортостан, сумевший вернуть себе позиции мирового лидера в гонках на льду, сможет сделать это и в спидвее, с которого все начиналось, что удастся воссоздать тот единый и неразрывный организм, который функционировал и в "золотые 60-е", и в более поздние годы, когда гаревые и ледовые гонки в Башкирии удачно дополняли друг-друга.

***

Первопроходцы советского спидвея (результаты соревнований 10-12 июня 1958 года в Лужниках).

1. Виктор Кузнецов (Москва) — 53; 2. Борис Самородов (Уфа) — 50; 3. Андрей Дежинов (Ленинград) — 46; 4. Георгий Плешаков (Москва) — 44; 5. Николай Чернов (Уфа) — 40; 6. Сергей Старых (Московская область) — 38; 7. Владимир Терентьев (Москва) — 36; 8. Эдмунд Крузе (Рига) — 36; 9. Виктор Симонов (Московская область) — 35; 10. Генрих Лемберг (Ленинград) — 34; 11. Леонид Диоминский (Минск) — 26; 12. Велло Ваадерпас (Таллин) — 26; 13. Евгений Зубович (Москва) — 22; 14. Сергей Сабилло (Минск) — 22; 15. Юрий Бугров (Ленинград) — 17; 16. Эгилс Янсон (Рига) — 12; 17. Иван Астафьев (Москва) — 7.

Те, кто был рядом с ними. Главным организатором, тренером проведенного перед соревнованиями сбора и радиокомментатором был заслуженный мастер спорта СССР Владимир Карнеев, помогали ему также заслуженные мастера спорта СССР Павел Баранов и Юрий Кароль. Трековые мотоциклы обслуживала группа механиков, в числе которых были заслуженные мастера спорта СССР Александр Силкин и Николай Шумилкин, а также Юрий Нарский. Большой вклад в организацию первых соревнований по спидвею внесли начальник ЦАМК СССР Петр Килимиченко, заведующий Большой спортивной ареной Николай Разумовский и заместитель главного инженера стадиона Матвей Гольдин. Судейскую коллегию гонок возглавлял Генрих Черкасский.

На снимках: момент гонок; Борис Самородов, Николай Чернов, Владимир Карнеев, Виктор Кузнецов.

Фото из архива автора.

Автор: Николай Ермоленко

Теги: юбилеи
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть