Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.70 ↓

EUR 69.40 ↑

15 декабря Пятница

Уфа   °

Евгений Карепанов: "У местного самоуправления должны быть экономические рычаги"

ПОЛИТИКА

Закон о местном самоуправлении, давший старт муниципальной реформе, был принят еще в 2003 году. Этот документ по объему, значимости и широте обсуждения перед его принятием часто сравнивают с Конституцией. Но в отличие от последней работа над ним продолжается и после принятия. Тщательный мониторинг правоприменения в муниципальн...

Закон о местном самоуправлении, давший старт муниципальной реформе, был принят еще в 2003 году. Этот документ по объему, значимости и широте обсуждения перед его принятием часто сравнивают с Конституцией. Но в отличие от последней работа над ним продолжается и после принятия. Тщательный мониторинг правоприменения в муниципальных образованиях заставляет законодателей вносить все новые корректировки, уточняющие и дополняющие первоначальный текст 131-го закона. Не случайно закон предоставляет регионам возможность продлить переходный период реформы до 1 января 2009 года. Восемь субъектов Федерации, в том числе Московская область, воспользовались этой возможностью. А в остальных переходный период закончился. Наша республика в числе первых субъектов приступила к реализации 131-го закона в полном объеме уже с января 2006 года. Что показала практика его применения? Об этом корреспондент агентства "Башинформ" беседует с председателем Совета муниципального образования Белорецкий район, членом правления Совета Ассоциации муниципальных образований Республики Башкортостан Евгением Карепановым.

— Евгений Яковлевич, вы много лет работали главой администрации самого большого в республике по площади Белорецкого района, в последние годы возглавляете его орган представительной власти. Так что возможности и проблемы муниципальных образований вам хорошо знакомы, вы занимаетесь ими каждый день...

— Местное самоуправление — важнейшая неотъемлемая часть российской политической системы. Это не только самый первый, самый приближенный к людям уровень власти, обеспечивающий основы существования граждан, но и важнейшая составляющая отечественного гражданского общества. В местном самоуправлении скопилось немало проблем, многие из которых приобрели хронический характер. Более того, реформа выводит из тени и такие проблемы, к которым местная власть, казалось бы, притерпелась. Реформа порождает и новые недуги местного самоуправления. Так, тяжелым грузом легла на муниципальные органы обязанность финансировать ремонт и модернизацию жилищно-коммунального комплекса, который находится в критическом состоянии. Тему жилищно-коммунального хозяйства мы активно поднимаем в каждом бюджетном процессе. На сегодняшний день много долгов у предприятий ЖКХ в бюджетные и внебюджетные фонды. Государство меняет тарифы, меняет условия, и все это копилось кредиторской задолженностью у муниципалов.

Жилищно-коммунальный комплекс требует и дальнейшего вливания средств. Удивляет такая экономическая политика, когда тарифы на энергоресурсы увеличиваются с 20 до 23 процентов, а предельный индекс на поддержание жилья остается на уровне 17.

Проблема ветхого жилья. В Белоречье сегодня требуется 376 миллионов рублей, чтобы создать более-менее нормальные условия для проживания граждан. Заканчивается срок эксплуатации лифтов. По нормативам требуется в ближайшие три года из 125 лифтов заменить 120. На это надо более десяти миллионов рублей. С кого их брать, с населения? И так берем с него более, чем надо! Сегодня энергетики требуют замену приборов учета, вводится новый класс точности. И перекладывают все это опять же на население. А ведь все эти годы энергетики исправно получали от жителей плату, имели и имеют прибыль. Не менее злободневный вопрос — замена внутриквартальных водопроводных и тепловых сетей. Министерством регионального развития РФ подготовлен проект закона о финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ. Этот документ пока изучается в правительстве. А почему бы его не обнародовать, не посоветоваться с народом?

— Евгений Яковлевич, муниципальная реформа замышлялась и осуществляется для того, чтобы органы местного самоуправления в конструктивном взаимодействии с государственной властью решали задачу планомерного развития территорий, создания комфортных условий жизни. Чтобы в осуществлении этих задач и в принятии решений, непосредственно касающихся жизни людей, активно участвовали сами эти люди. Почему же так не получается?

— Когда вводился 131-й закон, правительство и законодатели заверяли, что одновременно будут приняты поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам, обеспечивающие полномочия местного самоуправления достаточными собственными ресурсами. Но этого не сделано до сих пор. Получается, что нагрузки, переданные муниципалитетам, возрастают, а необходимого баланса полномочий и финансовых возможностей не обеспечено, не созданы на законодательном уровне стимулы для социально-экономического развития муниципальных образований.

Появившиеся за годы реформ межбюджетные юридические документы не создали механизма предоставления местному самоуправлению финансовой самостоятельности и независимости, хотя то и другое во всех этих актах провозглашается. Доходная часть местных бюджетов по-прежнему формируется не за счет собственных доходов, а в основном путем отчислений от "регулирующих" доходов. В результате финансовых ресурсов этим бюджетам катастрофически не хватает, а в доходной их части, несмотря на принятые законы, остается весьма высоким удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из региональных бюджетов. Муниципалитеты не имеют, таким образом, экономических рычагов для осуществления своих полномочий.

Что же нужно сделать, чтобы появились эти рычаги? Высказываются предложения, например, о существенном увеличении ставок налога на имущество. Для покрытия расходов местных бюджетов за счет этих налогов их ставки должны возрасти в несколько раз. Но эта мера является проблематичной, так как она усилит налоговый пресс на физические лица и организации, что в свою очередь потребует снижения налога на прибыль и других налогов. Более реальной представляется мне передача в местные бюджеты на постоянной основе части федеральных налогов, в частности, налога на прибыль, налога с физических лиц и налога на добавленную стоимость.

Местное самоуправление — базовое звено суверенитета и демократии, его развитие — приоритетная общенациональная задача, — сказал в заключение Евгений Яковлевич. — Создание муниципальных образований на уровне поселений, обретение ими экономической независимости — это путь к последовательному решению задачи экономического освоения территории всей нашей огромной страны.

Автор: Александр Зиновьев

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть