Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.83 ↓

EUR 69.29 ↑

13 декабря Среда

Уфа   °

Александр Дугин: Будущее башкир лежит в евразийской интеграции

ПОЛИТИКА

Александр Дугин, основатель идейного течения "неоевразийство", поделился с корреспондентом агентства "Башинформ" мнением о роли и месте Башкортостана в евразийской концепции государственного и геополитического устройства России.
- Исходя из евразийской классической модели Льва Гумилева и неоевразийства, которое я представля...

Александр Дугин, основатель идейного течения "неоевразийство", поделился с корреспондентом агентства "Башинформ" мнением о роли и месте Башкортостана в евразийской концепции государственного и геополитического устройства России.

— Исходя из евразийской классической модели Льва Гумилева и неоевразийства, которое я представляю, истоки российской государственности являются не только славянскими, они интернациональны, — сказал Александр Дугин. — Славяне были мощным элементом, но без огромного вклада тюрок — второго этноса России, конечно, российская государственность была бы другой. Таким образом, я думаю, великороссы и вообще великоросская цивилизация сложилась из очень глубинного альянса славянских и тюркских народов. Те из тюркских народов, которые не слились со славянами, а сохранили, как и чистые славяне, свою самобытность, продолжают оставаться важнейшим элементом нашей государственности.

Я глубоко убежден, что сейчас перед Россией стоит проблема поиска национальной самоидентичности. Либерализм не предлагает такой идентичности, он предлагает перемещение внимания на гражданское общество. Это — безответственная и неприменимая к нам позиция. И вот на место национальной идентичности может прийти этническая идентичность. Скажем, национальной идеей может стать русская идентичность. Это может привести к серьезным межнациональным конфликтам. То есть выбор национальной идеи по этническому принципу немедленно приведет к конфликтам. Это может отразиться и на роли национальных республик.

С моей точки зрения, единственным выходом для России является принятие евразийской модели, в рамках которой такие образования, как Башкортостан, Татарстан, республики Кавказа, будут не просто какой-то административной единицей, но будут очагами евразийской культуры. Башкирская идентичность будет поддерживаться, охраняться и развиваться на государственном уровне, именно исходя из евразийской идеи, как важнейшая ценность  — историческая, культурная, духовная, языковая, этническая.

Может быть, пока так остро проблема не стояла, — были еще какие-то либеральные или националистические предрассудки или просто недостаточно обращали на это внимания. Но Башкортостан и Татарстан участвуют в этом, казалось бы, естественном для них процессе меньше, чем нам (евразийцам) хотелось бы. Я думаю, это определенный недостаток. Развитие евразийских идей — это абсолютная задача русского народа, чтобы укрепить и сохранить свою государственность, чтобы выстроить гармоническую систему отношений с другими этносами, которые живут на территории России. Но не в меньшей, если не в большей степени, это — жизненный интерес башкир, татар, тюркских и кавказских народов.

Я очень люблю башкирский народ, с огромной благожелательностью отношусь к башкирскому самобытному культурному наследию, но мне хотелось бы немного по-дружески покритиковать. Мало уделяется внимания евразийской интеграции, а это — будущее башкир. Если не удастся сбалансированно обосновать свое место в этой евразийской государственности, между нашими народами могут поселиться проблемы, которые не в интересах ни русских, ни башкир.

Евразийство — это не просто какая-то попытка погасить возможные конфликты, а стратегия, которая вообще исключает саму возможность появления их в будущем. Евразийство показывает позитивный, осмысленный, прозрачный и осознанный путь существования в рамках общей государственности.

Государственность у нас, конечно, общая и таковой является даже не с советского периода и не с царского времени. Мы живем в рамках одного государства уже очень много лет — со времен древних тюркских империй. Евразия всегда была имперским образованием, где жило множество народов. Когда-то башкиры занимали ключевые позиции в обширном регионе. Это не просто маленький народ, который живет где-то в горах своих, холмах. На самом деле, это огромный тюркский этнос — потомки великих властителей Евразии. Вот этот опыт имперостроительства чрезвычайно важен для башкир, татар и в целом тюрок.

Евразийство — это проект, это философия будущего, это ценностная, моральная система. Именно в Башкортостане, в Уфе, необходимо создать центр евразийских стратегических исследований. В ближайшее время будут подобные инициативы и в Татарстане, и в других регионах России. Мы поддерживаем хорошие отношения с Союзом башкирской молодежи — это наша молодежная организация. Конечно, связи есть, но на уровень стратегического мышления пока, увы, не выходим. Сейчас ситуация стабильная, отношения между Башкортостаном и российской государственностью развиваются достаточно гармонично, но мне кажется, что мы несколько запаздываем с евразийской стратегией.

Наша справка. Александр Гельевич Дугин родился 7 января 1962 года в Москве. Философ, публицист, доктор политических наук, основатель идейного течения "неоевразийство", основоположник современной российской школы геополитики. С 2001 года — лидер общероссийского общественно-политического движения "Евразия". Автор книг "Пути абсолюта", "Конспирология", "Тамплиеры пролетариата", "Мистерии Евразии" и других.

Фото автора.

Автор: Булат Юлбарисов

Теги: мнения
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть