Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

18 декабря Понедельник

Уфа   °

Президент Башкортостана Муртаза Рахимов обратился с Посланием к Госсобранию республики

ПОЛИТИКА

На втором заседании Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов обратился с Посланием к депутатам башкирского парламента. Нынешнее Послание Президента республики называется "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана"...

На втором заседании Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан четвертого созыва Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов обратился с Посланием к депутатам башкирского парламента. Нынешнее Послание Президента республики называется "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана".

Ниже публикуем текст Послания, с которым Муртаза Рахимов выступил перед депутатами:

"Уважаемые депутаты!

Уважаемые участники заседания!

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан обращаюсь к Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан с ежегодным Посланием. Позвольте огласить важнейшие его положения.

Весь 2007 год прошел для нас под знаком 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России. Всенародный праздник ярко высветил судьбоносность принятого в 16 веке решения для становления федеративных основ российской государственности, нынешних весомых достижений республики. Башкортостан сегодня — это пример политической стабильности, экономического роста и межнационального согласия. Дальнейшее наращивание, эффективное использование богатейшего потенциала республики — первостепенная наша задача!

В стране произошли и другие важные события. Состоявшиеся выборы подтвердили преемственность стратегического курса, доверие россиян к власти. Убедительная победа Дмитрия Анатольевича Медведева и политической партии "Единая Россия" свидетельствует о поддержке гражданами проводимой социально-экономической политики. Она отразила их заинтересованность в укреплении демократических традиций, формировании новой политической культуры, сохранении единства и согласия. С вновь избранным Президентом и депутатским корпусом жители республики связывают надежды на достойное будущее Отечества, неуклонное повышение уровня и качества жизни.

Новый состав Госсобрания впервые сформирован на смешанной основе — из кандидатов, победивших в одномандатных округах, и выдвинутых по партийным спискам. На наш взгляд, это оптимальное и взвешенное решение.

Вам предстоит перенять все лучшее из деятельности Госсобрания предыдущих созывов, использовать их позитивный опыт для создания серьезного задела на будущее. Главное — это своевременное правовое обеспечение приоритетов государственной политики республики. Должно быть продолжено плодотворное взаимодействие Парламента и Правительства. Для обеспечения полномерной реализации Послания Президента республики следовало бы разработать механизм подведения в Парламенте итогов его выполнения Правительством. От вас, уважаемые депутаты, во многом зависит созидательное развитие Башкортостана на ближайшие пять лет!

В этих условиях актуален вопрос последовательного выстраивания вертикали исполнительной власти, оптимального распределения полномочий. Это требует продолжения системной законодательной деятельности.

В прошлом году в структуру органов исполнительной власти республики внесен ряд изменений. Усовершенствованы вопросы управления агропромышленным комплексом, землеустройством, земельными, имущественными, лесными отношениями, градостроительством, сферой государственных закупок. Все это нацелено на дальнейшее усиление работы.

Важно отладить механизмы принятия управленческих решений, четко определять конечные результаты, повышать персональную ответственность. Вопрос не только в качестве принимаемых решений, но и дисциплине их исполнения. Надо оптимизировать процедуры согласования, изживать такое негативное явление как смещение ответственности из-за дублирования функций государственных органов и различных совещательных комиссий. Всю работу следует вести так, чтобы результат достигался максимально прямым и эффективным способом!

Продолжается реформа государственной гражданской службы. Уточнены квалификационные требования, утверждены реестр должностей государственной гражданской службы и примерные должностные регламенты. Кадры подбираются по конкурсу. Эту форму приема на работу необходимо использовать во всех без исключения государственных органах!

Значительно изменено законодательство о муниципальной службе. В республике принят соответствующий закон. Обновлены нормативные акты об оплате труда. Решены вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих и порядка исчисления их стажа. В этой сфере определен уполномоченный орган. Предстоит завершить работу по совершенствованию законодательства в части проведения аттестации, экзамена и присвоения квалификационных разрядов.

По-прежнему остро стоит задача обеспечения муниципалитетов квалифицированными кадрами, особенно теми, кто отвечает за подготовку правовых актов. В этой связи целесообразно предусмотреть меры по повышению уровня обучения кадров в Башкирской академии государственной службы и управления.

Уже третий год, как в республике введена новая система местного самоуправления. В целом по стране эта реформа сталкивается с большими трудностями. Нуждаются в совершенствовании сами государственные подходы к ее реализации. И у нас лишь немногие муниципальные образования после завершения переходного периода смогут самостоятельно, без финансовой помощи республики, решать вопросы местного значения. Ситуация осложняется существенными диспропорциями в социально-экономическом развитии территорий. Создание прочной экономической базы и достижение финансовой самодостаточности муниципалитетов остается ключевой задачей.

Решением этих вопросов занимаются органы государственной власти и местного самоуправления, научные и образовательные учреждения. Работает Совет муниципальных образований. Однако Программа государственной поддержки и развития местного самоуправления до сих пор не принята. На очереди — описание и утверждение границ муниципальных образований. Будет внедряться информационно- аналитическая система оценки развития территорий.

Уважаемые депутаты!

Успешность преобразований в республике зависит не только от качественного нормативного регулирования, но и эффективной правоприменительной практики. В судебной системе происходят важные изменения. Увеличилось число судебных участков, практически полностью сформирован корпус мировых судей. Правительству следует принять меры по дальнейшему улучшению их материально-технической базы, прежде всего, предоставив специально приспособленные и оснащенные помещения.

Большое значение имеет кадровое обеспечение судейского корпуса. Судьями должны становиться исключительно профессионалы своего дела, с высокими нравственными качествами.

Гарантом охраняемых законом интересов граждан, общества и государства является прокуратура. Она активно взаимодействует с органами государственной власти республики в вопросах нормотворчества. Такое сотрудничество необходимо развивать и в дальнейшем.

Главный критерий эффективности власти — отношение к человеку. Отсюда — обязанность органов власти строить свои действия строго на конституционно-правовых началах. Но это предполагает и со стороны граждан надлежащее уважение к закону. К сожалению, у большой части населения — низкий уровень правовой культуры. И необходимо принимать комплексные меры, направленные на повышение юридической грамотности, преодоление правового нигилизма, укрепление на этой основе законности и правопорядка. Минюсту, адвокатуре, нотариату, общественным организациям и средствам массовой информации необходимо активнее включаться в эту работу.

Важнейшая государственная задача — снижение уровня преступности, повсеместное и решительное противодействие ей. Правительству, министерствам и ведомствам, органам муниципальной власти необходимо обеспечить полномасштабную реализацию соответствующей республиканской программы. В ранг общенациональной программы следовало бы возвести и борьбу с коррупцией. Но уже сейчас в полную силу должна развернуть свою деятельность наша Республиканская антикоррупционная комиссия.

В Башкортостане в последние годы создана стройная система изживания наркопреступности. По итогам всероссийского конкурса в 2007 году наша Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту признана лучшей. Здесь положительные результаты дает и новое правовое регулирование трудовой миграции. По всем направлениям наркоугрозы необходимо продолжать наступательную борьбу, уделяя при этом повышенное внимание антинаркотической пропаганде.

Уважаемое собрание!

Приметная черта современной России — рост значения политических партий. Это особенно ярко проявилось на выборах депутатов Государственной Думы, Президента страны, Государственного Собрания и представительных органов муниципальных образований нашей республики.

Сегодня у нас действуют 15 региональных отделений политических партий. Зарегистрировано более 4200 некоммерческих организаций. Расширяется сеть гражданско- патриотических клубов и центров. Создана Молодежная общественная палата при Государственном Собрании. Мы и впредь будем оказывать поддержку тем объединениям, которые реально работают на созидание, воспитывают людей в духе высокого патриотизма, уважения к духовно-нравственным ценностям.

В республике сложилась практика продуманного решения вопросов по удовлетворению национально-культурных и религиозных запросов. Празднование 450-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства — убедительное тому подтверждение. И мы будем последовательно продолжать работу по созданию условий для развития многонациональной культуры. Крупными событиями станут II Съезд Ассамблеи народов республики, III Всемирный курултай башкир, ежегодные Аксаковские дни и другие праздники национальных культур. Убежден, что все они пройдут в атмосфере дружбы и братства народов, любви к родному Башкортостану и всей нашей Отчизне!

В республике достигнута обстановка взаимоуважения и диалога в отношениях между верующими различных конфессий. Действуют восемь религиозных центров. Значительно выросло число общин. Как и прежде, мы будем оказывать всестороннюю помощь в возрождении духовности, в реставрации и содержании культовых сооружений, являющихся памятниками истории и культуры.

Значительное внимание у нас уделяется средствам массовой информации. Увеличился объем телерадиовещания, появились новые газеты и журналы. Наши издания хорошо представлены на российских фестивалях прессы и в конкурсах, получают престижные награды.

Башкортостан по-прежнему — один из самых читающих регионов страны, занимает передовые позиции по выпуску печатной продукции. Люди разных национальностей имеют возможность получать газеты и журналы на родном языке.

Представителям органов государственной и местной власти, руководителям организаций нужно вести полноценный диалог со средствами массовой информации. Это важно для открытого обсуждения общественных проблем. Мы будем и впредь содействовать успешной деятельности прессы, учитывая ее роль в жизни республики.

Продолжается реализация Программы "Электронный Башкортостан". Ведутся работы по развитию единой системы электронного документооборота органов исполнительной власти с использованием электронной цифровой подписи. Определен уполномоченный орган в области информатизации. Неуклонно растет влияние сети Интернет. По уровню его использования Уфа вошла в первую десятку городов России.

Экономическое развитие нашей республики в прошлом году стало объектом особого внимания федерального центра, субъектов России, иностранных государств и общественности. На заседании Государственного совета, состоявшегося в Уфе под руководством Президента страны Владимира Владимировича Путина, была дана высокая оценка Башкортостану, как одному из опорных, наиболее развитых и инвестиционно привлекательных регионов.

За 2007 год валовой региональный продукт вырос на 8,2%, промышленное производство — на 7%, объем продукции сельского хозяйства — на 3,1%, строительных работ — на 20,7%. Построено 1 млн. 856 тыс. кв. метров жилья, что на 8,9% больше предыдущего года. Оборот розничной торговли увеличился почти в 1,3 раза, объем платных услуг населению — на 14,5%. Инвестиций в основной капитал привлечено на 20,1% больше, а иностранные инвестиции возросли в 5,2 раза!

В целом, сделано немало. Вместе с тем, несмотря на положительную динамику основных макроэкономических показателей, несколько замедлились темпы роста в промышленности и сельском хозяйстве. Инфляция составила 12,6% и превысила прогнозные ожидания. Беспокоит рост цен на продукты питания. В республике, которая по производству молока занимает первое место в стране и имеет развитую перерабатывающую промышленность, розничные цены на молочную продукцию за год заметно выросли. При этом львиная доля доходов достается не крестьянам, а посредникам-перекупщикам. Считаю, что такое положение с ценами нельзя списывать только на общемировые причины. Необходимо изучить сложившуюся ситуацию и принять экономические меры по ее исправлению!

Усиливается давление дешевых зарубежных товаров. За год их импорт вырос на 77%, что в 11 раз превышает темпы роста промышленного производства! При этом сохраняется высокая энерго- и ресурсоемкость нашей продукции. Значительно отстает от уровня развитых стран и производительность труда. В таких условиях трудно будет конкурировать на мировом рынке, особенно после предстоящего вступления России в ВТО.

Подобные проблемы — отчасти следствие недостаточной конкретизации целей и направлений, обозначенных в долгосрочных документах. Это сдерживает формирование современной отраслевой структуры и реализацию новых перспективных проектов, не позволяет сконцентрировать ресурсы на повышении эффективности производства. Нужно больше системности в осуществлении инвестиционной политики, в создании соответствующей ее инфраструктуры. Решение всех этих задач требует должного межведомственного взаимодействия, детальной проработки программ, оценки своих ресурсных, технологических и кадровых возможностей, а также потребностей рынка. Мы должны точно знать, сколько рублей приращения валового регионального продукта и доходов бюджета дает 1 рубль капитальных вложений, особенно государственных.

Завершена Федеральная целевая программа "Социально- экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года". Ее реализация признана одной из наиболее эффективных среди других таких программ. Теперь необходимо определиться с нашими дальнейшими действиями. Следует инициативно работать по более широкому участию в федеральных целевых и адресной инвестиционной программах. Важно глубже изучать возможности предлагаемых Правительством России инструментов поддержки экономического развития регионов, эффективно использовать их в интересах республики.

С каждым годом растет объем отгруженной инновационной продукции. Но активность предприятий в этой сфере остается пока невысокой. Нам надо на порядок увеличить количество используемых передовых производственных технологий, значительно расширить число организаций, ведущих разработку и внедрение инноваций.

Башкортостан отличается развитой сетью научных и учебных заведений. Однако их вклад в экономическое развитие еще недостаточен. Наука должна полнее отвечать потребностям реального сектора экономики. Необходимо кардинально пересмотреть систему организации и приоритеты научно-исследовательской деятельности.

Вызывает тревогу острейший дефицит, который испытывают предприятия в квалифицированных рабочих, технологах и инженерах. Доля специалистов технического профиля, выпускаемых вузами, сейчас непозволительно низка. К тому же сократились количество учебных заведений начального профессионального образования и численность обучающихся в них. Дальнейший научно-технический прогресс настоятельно требует внести соответствующие коррективы и в кадровую политику.

Рост промышленности в прошлом году был достигнут, прежде всего, за счет предприятий обрабатывающих отраслей. Продолжалась реализация таких крупных проектов, как организация производства трактора "Толпар", цемента "сухим" способом в акционерном обществе "Сода", полиэтилена на "Салаватнефтеоргсинтезе", освоение выпуска гранулированного полиэтилентерефталата на "Полиэфе", новых автобусов, троллейбусов, газотурбинных приводов, строительство трансформаторного завода, разработка месторождений полезных ископаемых в Зауралье.

Вместе с тем, рост производства сдерживается его недостаточной эффективностью. Это вызвано высоким износом основных средств, ресурсо- и энергоемкостью затрат, уровнем производительности труда. На отдельных предприятиях по-прежнему слабо загружены производственные мощности. Правительство должно содействовать углублению специализации и расширению деятельности предприятий, освоению ими новой техники и технологий, современных видов сырья и материалов. Важно взаимодействовать с федеральными органами власти для участия предприятий республики в создаваемых государственных корпорациях, в выполнении федеральных программ.

Прошлый год стал юбилейным для двух главных отраслей нашей промышленности. Мы отметили 75-летие башкирской нефти и энергетической системы. Именно нефть и электроэнергия явились основой становления индустриальной мощи Башкортостана, во многом определили профиль его экономики.

Акционерная нефтяная компания "Башнефть" формирует седьмую часть отгруженной промышленной продукции республики и является одним из наиболее инвестиционно- активных предприятий. Только за прошлый год здесь освоено 8 млрд. 600 млн. руб. капитальных вложений. Ее перспективы связаны с дальнейшим повышением эффективности геолого- разведочных работ и воспроизводством сырьевой базы, приобретением и вводом в эксплуатацию новых лицензионных участков. Предстоит совершенствовать методы разработки месторождений, внедрять передовые технологии по увеличению нефтеотдачи пластов.

Одним из ведущих производителей электрической и тепловой энергии в стране является акционерное общество "Башкирэнерго". Предприятие планомерно наращивает и модернизирует энергетическое хозяйство и его инфраструктуру. Внедряются автоматизированные системы управления технологическими процессами. В дальнейшем важно обеспечить строительство высоковольтных линий, использование экономичных газотурбинных установок, парогазовых агрегатов, возобновляемых источников энергии.

Продукция высокого передела по европейским стандартам производится нефтеперерабатывающими предприятиями. При этом поддерживается необходимый уровень и экологической безопасности. В ближайшей перспективе предстоит довести глубину переработки сырья до 90%.

В нефтехимии необходимо расширять объем и ассортимент продукции, освоить производство из полимеров тканей, отделочных материалов, труб и других товаров широкого потребления.

В машиностроении следует объединить усилия государства и промышленных предприятий по формированию высокотехнологичного машиностроительного кластера для создания принципиально новых видов продукции.

В цветной металлургии важно продолжить развитие минерально-сырьевой базы, поэтапно вводить в эксплуатацию новые месторождения. Необходимо дальше повышать показатель извлечения полезных компонентов из руды. Прежде всего — за счет применения наукоемких технологий, технического перевооружения и реконструкции производственных мощностей. Надо комплексно развивать те территории, где этот вид деятельности является градообразующим. Здесь хорошие примеры социальной ответственности показывает Учалинский горно-обогатительный комбинат.

Масштабная программа технического перевооружения проводится на ведущем предприятии черной металлургии — "Белорецком металлургическом комбинате". Модернизируется прокатное, волочильное и канатное оборудование, внедряются современные технологии. За последний год темпы обновления мощностей здесь выросли значительно. Следует и дальше продолжать эту работу, осваивать новые виды продукции с высокой добавленной стоимостью, повышать их качество и расширять ассортимент.

Для переработки металлического лома в этом году на территории республики нужно обеспечить строительство современного металлургического завода по производству стального проката.

В лесопромышленном комплексе требуется полностью пересмотреть действующие программы в лесопользовании и лесопереработке.

Безусловный приоритет нашей государственной политики  — агропромышленный комплекс. Мы будем и впредь усиливать позиции Башкортостана как признанной житницы России. Сейчас республика уверенно лидирует по производству молока и мяса, меда и кумыса, зерновых культур и картофеля, по поголовью крупного рогатого скота и лошадей.

По итогам прошлого года Башкортостан, бесспорно, среди лидеров по реализации национального проекта "Развитие АПК". Мы выполнили все взятые на себя обязательства. Особо хотел бы отметить отдельные предприятия, которые проявляют высокую инвестиционную активность. Так, крупные животноводческие комплексы строят совхоз "Алексеевский", сельскохозяйственные предприятия "Нерал-Матрикс" и "Услы". Завершено возведение мощного молочно-товарного комплекса агрофирмой "Байрамгул".

И подобных проектов должно быть больше. Надо искать новые точки ускоренного развития АПК, выйти на более высокий уровень производства. Прежде всего — за счет широкого применения современной техники и технологий. Районы планируют увеличить к 2010 году производство продукции животноводства на 30%, полностью загрузить пустующие животноводческие помещения.

Вообще следует внимательнее оценить достигнутый уровень развития АПК, проанализировать определяющие факторы производительности труда и принять безотлагательные меры по обеспечению дальнейшего планомерного ее роста.

Большое значение для эффективности аграрного сектора имеют кооперация и интеграция. И есть хорошие примеры этому. Так, совхоз "Рощинский" включил в свою структуру пять хозяйств района и Стерлитамакский комбинат хлебопродуктов.

Раевский сахарный завод создал собственные агрофирмы и крупную МТС, сам выращивает сахарную свеклу. Следует всячески поддерживать те предприятия, которые занимаются развитием своей сырьевой базы и налаживают взаимовыгодные связи с аграриями.

Достойный вклад в развитие АПК вносят фермерские хозяйства. В прошлом году они дали продукции на сумму 4 млрд. 500 млн. руб. Это один из наиболее гибких, высокопроизводительных секторов сельского хозяйства. Для дальнейшего наращивания потенциала фермерства необходима активная помощь Правительства, муниципалитетов, кредитных и других организаций.

Значительные объемы молочной и мясной продукции производятся на личных подворьях крестьян. Важно обеспечить организованный сбор сельхозпродукции у населения. Однако созданные для этого сельскохозяйственные кооперативы и отраслевые союзы работают пока неэффективно. Оставляет желать лучшего и закупочная активность перерабатывающих предприятий. Правительству следует принять меры для расширения деятельности кооперативов и перерабатывающих предприятий по приобретению у сельчан продукции, оперативно определять требуемые объемы и рекомендуемые закупочные цены.

Хочу обратить ваше внимание на необходимость дальнейшего улучшения условий жизни села. Здесь до сих пор остро стоит проблема достойной оплаты труда. Ее размер в 2,7 раза меньше среднереспубликанского, а в 26 районах — даже ниже прожиточного минимума. Правительству, администрациям муниципальных районов необходимо принять действенные меры по исправлению ситуации. На особом контроле должны находиться и вопросы жилья, коммунального и бытового обустройства, развития социальной и культурной инфраструктуры села. Пока не до конца здесь решена проблема кадрового обеспечения. Не хватает квалифицированных специалистов сельхозпроизводства, а также учителей, врачей и других работников социальной сферы.

Уже в этом году Правительству необходимо разработать программу закрепления молодых специалистов на селе. Следует порайонно планировать их подготовку, создавать условия в виде оказания материальной помощи при приеме на работу, ежемесячных надбавок к зарплате, предоставления земельных участков и субсидий для строительства жилья.

Огромная работа в юбилейный год проделана нашими строителями. В короткие сроки построены крупнейшие объекты. Стали украшением столицы многофункциональный "Конгресс-холл", спортивный комплекс "Уфа-Арена", ипподром "Акбузат", аэропорт "Уфа". Велись реконструкция железнодорожного вокзала, строительство дорог, мостов и транспортных развязок. К этой деятельности были привлечены японские, австрийские, немецкие и сербские специалисты. Зарубежные партнеры активно участвуют и в укреплении строительной индустрии. По современным технологиям будут выпускаться цемент, керамическая плитка и гипсокартон. Опыт такого сотрудничества нужно использовать и в дальнейшем.

Появятся также дополнительные мощности по производству сборного железобетона, керамического кирпича, блоков из газосиликата, несъемной опалубки. Сокращение зависимости от привозных материалов позволит снизить себестоимость строительства.

Нужно последовательно улучшать качество, повышать эффективность проектных решений и самих строительно- монтажных работ.

До 2010 года требуется завершить разработку документов территориального планирования. Уже готовы генеральные планы городских округов. Завершается создание схем территориального планирования муниципальных районов. Однако поселения обеспечены ими только на четверть. Следует определить механизм финансирования этих работ. Надлежит проработать вопрос о создании регионального института для подготовки градопланировочной документации по развитию территорий.

Необходимо существенно наращивать темпы жилищного строительства. В этом году предстоит перешагнуть рубеж 2 млн. 200 тыс.кв. метров. В перспективе, в соответствии с задачей, поставленной Президентом России, потребуется вводить не менее 1 кв. метра на человека в год. И мы должны точно знать, сколько, какого жилья, с какой инфраструктурой и где нужно строить, какие средства выделять из бюджетов и привлекать из других источников. Следует рассмотреть возможность дополнительного финансирования социальных проектов, активнее заниматься вопросами обеспечения строительных площадок инженерными коммуникациями.

При этом ни в коем случае нельзя снижать внимания к качеству строительства. Сегодня зачастую не выполняются требования проектных решений и технических норм. У некоторых застройщиков разрешения на строительство просрочены или вообще отсутствуют. Выявляются факты недобора прочности бетона в несущих конструкциях, с нарушениями выполняются теплоизоляция стен и другие работы. Все это совершенно недопустимо. Заказчики и застройщики должны нести всю ответственность за качество работ.

Много сложностей возникает при строительстве объектов на местах сносимого жилья. Не достигнув договоренностей с жильцами, застройщики порой без их расселения начинают свои работы. А это — не выход из положения.

Эти проблемы обострятся при планируемой отмене лицензирования в строительстве. Данная мера представляется преждевременной, но к введению саморегулирования строительной деятельности нужно быть готовыми.

В жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо активнее внедрять механизмы софинансирования мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов, переселению из аварийного и ветхого жилья. Важно привлечь предусмотренные для республики средства российского Фонда содействия реформированию ЖКХ, своевременно и качественно подготовить все документы.

В дорожном хозяйстве остаются злободневными вопросы финансирования ремонта автомобильных дорог и их содержания на основе нормативов денежных затрат. В условиях высокой автомобилизации и строительства жилых массивов предстоит полностью пересмотреть стратегию развития улично-дорожной сети и движения транспорта. Автодороги должны быть обустроены современными техническими средствами организации движения. В крупных городах требуется больше транспортных развязок, многоуровневых стоянок и гаражей.

Особое внимание следует уделять повышению качества и комфортности транспортных услуг. В прошлом году здесь удалось сделать немало. А в этом году предстоит завершить первую очередь реконструкции железнодорожного вокзала станции "Уфа", проработать вопрос о развитии действующих и строительстве новых автовокзалов в Уфе и Стерлитамаке.

Разительные изменения происходят в сфере связи. Выравнивается потребление услуг связи в городе и на селе. Телефонизированы практически все населенные пункты. Введены цифровые АТС, волоконно-оптические линии. Каждый райцентр подключен к цифровой сети. Надо идти дальше — повышать доступность и качество услуг, развивать сеть почтовых отделений. Будет продолжена реализация программы "Безопасный город". Цифровые технологии найдут широкое применение в кабельном телевидении.

Сотовая связь сегодня охватывает уже всю населенную территорию республики. Теперь необходимо пополнять виды оказываемых услуг и повышать их качество в труднодоступных районах. Следует оказывать содействие внедрению технологий третьего поколения для высокоскоростной передачи видеоинформации. Мы рассчитываем, что операторы будут более активно поддерживать социальные направления, предоставлять льготные тарифы детям, пенсионерам и инвалидам.

Совершенствуются торговая отрасль и сфера услуг. Планомерно улучшается их инфраструктура. Возводятся многофункциональные торговые центры. Только в прошлом году в строительство торговых объектов вложено более шести млрд. руб. Необходимо продолжить работы по расширению их сети, выравниванию уровня развития потребительского рынка товаров и услуг. При этом нужно обеспечивать оптимальный баланс крупных и малых объектов торговли и сервиса.

Усиливается конструктивное взаимодействие органов власти и представителей торговой сферы. Торговые компании берут на себя обязательства по реализации продукции республиканских товаропроизводителей, социально значимых товаров и ограничению торговых надбавок на них.

Важно обеспечить безопасность товаров, общественного питания и услуг, усилить защиту потребительского рынка от некачественной продукции. Строгого внимания требует питание детей в образовательных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях.

Башкортостан активно участвует в международном и межрегиональном сотрудничестве. Наши торговые партнеры — из 91-ой страны мира. Необходимо настойчивее продвигать продукцию республиканских товаропроизводителей на российский и зарубежный рынки, привлекать инвестиции в совместные проекты, расширять контакты со стратегическими инвесторами. Требуется системная информационная поддержка предприятий по освоению зарубежных рынков. Для реализации республиканских программ и проектов нужно шире использовать возможности наших представительств.

Республика обладает уникальными условиями для значительного развития туризма. И нужно усиливать режим благоприятствования ему. Это позволит сделать туризм рентабельным, повысить культуру отдыха людей. Правительству следует обобщить имеющиеся разработки и подготовить соответствующую комплексную программу.

Каждый пятый из общего числа занятых работает в малом бизнесе. Его доля в годовом производстве товаров и оказании услуг достигла 12,6% всего республиканского объема. Развивается инфраструктура малого предпринимательства. Заработал первый бизнес-инкубатор в Салавате. Планируется открытие еще двух — в Октябрьском и Сибае. Предстоит увеличить активы гарантийного фонда, продолжить участие в реализации проектов, предполагающих софинансирование из федерального бюджета. Правительству следует улучшить экономическое стимулирование муниципалитетов, активно поддерживающих предпринимательство.

Но всего этого пока недостаточно. Избранный Президент страны Дмитрий Анатольевич Медведев недавно совершенно справедливо отметил, что малое предпринимательство должно стать одним из ведущих секторов по росту производительности труда, технологической оснащенности и инновационной активности. Оно призвано играть важнейшую структурную роль в социально-экономическом развитии. И действительно, пора снять всякие бюрократические препоны на пути предпринимательства, дать зеленый свет деловым инициативам людей.

Уважаемые товарищи!

Бюджетная политика в республике будет и впредь строиться на принципах полного финансового обеспечения всех расходных обязательств. Продолжится работа по совершенствованию межбюджетных отношений.

Одно из главных направлений повышения результативности бюджетных расходов — формирование эффективной и прозрачной системы размещения государственных и муниципальных заказов. Нужно продумать вопрос о централизации закупок, определиться по стратегии дальнейшего развития республиканской системы размещения заказов, а также в вопросе о создании уполномоченного органа.

В республике все активнее развивается банковский сектор, расширяется рынок его услуг. Растет количество точек банковского обслуживания. Вместе с тем, назрела задача дальнейшего развертывания сети кредитных организаций на селе. Для этого необходимо задействовать потенциал почтовой связи, чтобы в каждом отделении велись базовые банковские операции. Следует продолжить внедрение проекта "Социальная карта Башкортостана". Уже выдано более трех тысяч таких карт, теперь предстоит их массовый выпуск.

К сожалению, есть кредитные организации, которые вводят в заблуждение клиентов, навязывают дополнительные услуги, необоснованные комиссионные. На это надо реагировать. Правительству, Национальному банку, банковскому сообществу и средствам массовой информации необходимо заниматься повышением финансовой грамотности населения.

В области регулирования земельных и имущественных отношений важно обеспечить контроль государства и муниципалитетов за использованием, а также продажей излишнего, незадействованного имущества, находящегося в хозяйственном ведении унитарных предприятий. Отраслевым министерствам нужно вести должный мониторинг деятельности государственных унитарных предприятий, вносить предложения по их развитию.

Предстоит завершить работы по регистрации прав на земельные участки, подлежащие отнесению к государственной собственности, по формированию реестра земельных участков, находящихся в собственности республики. Следует активизировать резервирование земельных участков для государственных нужд в соответствии со схемой территориального планирования и проектом развития транспортной инфраструктуры. Этот вопрос актуален и для органов местного самоуправления. Необходимо обеспечить проведение мероприятий по государственной регистрации прав муниципальных образований на имущество и земельные участки. Будут продолжены работы по кадастровой оценке земель.

Пристального внимания требуют вопросы природопользования и охраны окружающей среды. Уровень загрязнения водного и воздушного бассейнов остается значительным. Остро стоит и проблема утилизации бытовых отходов. Для вовлечения их в хозяйственный оборот нужно строить соответствующие мусороперерабатывающие заводы. Решение вопросов экологии и рационального природопользования должно и впредь носить системный характер. В программу по экологии и природным ресурсам требуется внести назревшие коррективы.

Показатели безопасности жизни — особо значимые индикаторы социального благополучия. За прошлый год от несчастных случаев, отравлений и травм, в пожарах, дорожных трагедиях и на водоемах погибло более семи тысяч человек. Нам необходимо настойчиво заниматься формированием общей культуры безопасной жизнедеятельности. Безусловно должны выполняться мероприятия федеральной и республиканской программ по пожарной безопасности, снижению рисков и смягчению последствий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Уважаемое собрание!

На качество жизни населения значительное влияние оказывает общее и профессиональное образование. В прошлом году мы вложили в эту систему 23 млрд. 600 млн. руб.  — более четверти расходной части консолидированного бюджета Башкортостана! Благодаря такой политике республика устойчиво занимает лидирующие позиции в стране по строительству новых и реконструкции действующих школ.

В рамках национального проекта ощутимую поддержку получили лучшие учреждения, учителя и талантливая молодежь. Установлено более 1100 комплектов учебного оборудования, приобретено свыше 300 школьных автобусов. Почти все школы оснащены компьютерами и подключены к сети Интернет. Теперь есть условия для продуманного использования электронных образовательных ресурсов. Наш педагогический университет совместно с "Башинформсвязью" и бизнес-структурами впервые в России создал информационно-образовательный телеканал "Башкортостан". Нужно принять меры по распространению этой инновационной технологии.

Здесь потребуется и должная квалификация педагогов. Важно взять на вооружение опыт лучших школ и учителей, стимулировать перспективные проекты, творческие инициативы. Министерству образования следует создать реестр инновационных учебных заведений и банк данных учителей-новаторов, проводить сертификацию педагогических достижений, выставки и ярмарки проектов и идей.

Перед системой образования стоит ответственная задача  — переход к нормативному подушевому финансированию. Закон о республиканских нормативах финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений принят. Теперь нужны соответствующие документы в муниципалитетах. Перевод учебных заведений на новые принципы финансирования должен начаться уже с 1 сентября текущего года.

В связи с ростом рождаемости обострился дефицит дошкольных учреждений. Более 39 тыс. малышей ждут места в детские сады. Для решения проблемы перед Правительством и муниципальными образованиями ставятся конкретные задачи. Такие учреждения должны планироваться уже при проектировании микрорайонов. И другой путь — их интеграция с учреждениями общего образования, прежде всего, на селе.

Для повышения конкурентоспособности профессионального образования требуется более активное взаимодействие заказчиков кадров с учебными заведениями. На правительственном уровне нужен соответствующий план межведомственных мероприятий.

Предстоит максимально задействовать все возможности и нашего научно-технического комплекса. Академией наук республики в рамках научно-технических программ в прошлом году впервые проведен конкурс инновационных проектов. Формируется инновационная инфраструктура. Действует информационный банк наукоемких технологий. Создается Центр трансфера технологий. Динамичное развитие в дальнейшем должны получить учебно-научно-инновационные комплексы. Их цель — координация работ от фундаментальных исследований до производства и продажи наукоемкой продукции.

Надо выработать систему оценки эффективности деятельности научных организаций, увязать с ней материальное поощрение научных работников. Это задача Министерства промышленности, инвестиционной и инновационной политики и Академии наук республики.

Министерству строительства, архитектуры и транспорта необходимо ускорить строительство Дома науки. Он должен быть введен в следующем году!

Важно и дальше усиливать поддержку молодых ученых, увеличить финансирование грантов для них и молодежных научных коллективов.

В юбилейный год наглядно проявилась роль культуры как связующего звена общественной жизни, животворного источника единства и согласия народов. Прошли фестивали самодеятельного и профессионального творчества.

Важнейшим и уникальным событием стала презентация республики в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Она привлекла широкое внимание мировой общественности. По признанию руководства этой международной организации, наша презентация стала лучшей среди всех прошедших там подобных мероприятий. Республика весомо представила свои высокие достижения в экономике, культуре, науке, образовании и спорте. Экспозиции, выступления мастеров искусств заслужили восторженные оценки. С ЮНЕСКО подписано Коммюнике о дальнейшем сотрудничестве.

Активизировалась экспозиционная, выставочная и лекционная деятельность музеев. Заметно выросло и количество посетителей. Надо закрепить эти позитивные тенденции. В перспективе — обеспечение Национального музея республики фондохранилищем, а Национального литературного музея — достаточными площадями под уникальные экспозиции.

Необходима целевая программа развития библиотечного дела. Требуется полностью укомплектовать библиотечные фонды, создать единую информационно-библиотечную сеть, провести коренную реконструкцию Национальной библиотеки имени Ахмет-Заки Валиди.

Отдельного внимания заслуживает отрасль кинематографии. Упорядочение кинопроизводства, кинопроката и кинопоказа позволило бы перейти на новый уровень качества кинообслуживания. Важной вехой в развитии нашего киноискусства должно стать строительство современного комплекса зданий для киностудии "Башкортостан".

По количеству клубных формирований мы занимаем первое место в стране. Однако по числу культурно-досуговых мероприятий на одно учреждение республика пока ещс отстает от среднероссийских показателей. Министерство культуры и национальной политики, органы местного самоуправления должны целенаправленно добиваться значительного улучшения этой деятельности.

Башкортостан лидирует в стране по количеству спортивных объектов и численности регулярно занимающихся физкультурой и спортом. Но все еще не хватает крупных спортивных сооружений, особенно бассейнов. Необходима специальная программа строительства и реконструкции спортивных объектов. Следует усилить внимание к национальным видам спорта, подготовке к Олимпийским, Паралимпийским играм и другим международным соревнованиям.

Уважаемые участники заседания!

Эффективность социальной политики государства особенно наглядно проявляется в демографических показателях. Нужно отметить, что демографическая ситуация в республике лучше, чем в среднем по стране. Только за прошлый год родилось более 51-ой тысячи детей. Это самая высокая цифра за последние пятнадцать лет!

Снижается естественная убыль населения. И все же задача увеличения продолжительности жизни еще стоит остро. Ее решение зависит и от качества, доступности медицинской помощи, от повышения эффективности всей системы здравоохранения. Для этого нужна долгосрочная программа ее развития.

Нынешний год в республике объявлен Годом социальной поддержки семьи. К реализации комплексной программы его мероприятий обязаны подключиться все министерства и ведомства, трудовые коллективы и учебные заведения, а также общественные организации. Мы оказываем существенную поддержку многодетным семьям. И теперь их становится все больше. Но, к сожалению, растет и число детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо предотвращать такие случаи, например, создавая кризисные центры при социальных учреждениях. Такой центр уже действует в Кировском районе Уфы, и его опыт заслуживает распространения.

Много делается у нас для социальной поддержки старшего поколения. В истекшем году ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам увеличены в среднем в полтора раза. Эта работа будет продолжена. Надо рассмотреть возможность присвоения звания "Ветеран труда" пенсионерам с большим трудовым стажем: для мужчин — 40 лет, женщин — 35 лет.

Неуклонно повышается благосостояние населения. Только за прошлый год денежные доходы выросли на 23,4%. Темпы роста реальных доходов заметно опережают рост потребительских цен на товары и услуги. Однако почти 20% работников все еще получают заработную плату ниже прожиточного минимума. Сохраняются серьезные различия и по уровню заработной платы. Эти проблемы требуют всестороннего анализа и решения на правительственном уровне.

Отрадно, что развитие человека, его образование, здоровье и благополучие сегодня в стране признаются абсолютным национальным приоритетом. Это и цель, и условие общественного прогресса. Вот почему все намеченные социальные задачи должны быть выполнены в первую очередь!

Уважаемые депутаты!

Башкортостан вместе со всей страной выходит на новый, важный этап своего развития. Предстоят большие дела — реализация крупных программ и национальных проектов, наращивание производства конкурентоспособной продукции. Все это возможно благодаря хорошей законодательной базе, продуманным преобразованиям, согласованным действиям органов государственной власти, местного самоуправления, политических партий, всех институтов гражданского общества.

Экономический подъем позволит усилить социальную политику, принять новые меры по повышению благосостояния людей, доступности и комфортности жилья, улучшению потребительского рынка товаров и услуг. В центре внимания останутся поддержка материнства и детства, молодежи и старшего поколения. Республика упрочит свою роль как один из наиболее развитых, стабильных и благополучных регионов страны. Главное — чтобы и в этом году перемены к лучшему в своей жизни ощутили каждая семья и каждый житель Башкортостана. И мы сделаем все возможное для успешного решения поставленных задач!

Благодарю за внимание".

Фото Олега Яровикова.

Автор:

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть