Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89 ↑

EUR 69.42 ↓

16 декабря Суббота

Уфа   °

Ученые БАГСУ: Президент определил курс продолжения широкомасштабных реформ в стране

ПОЛИТИКА

Выступление Президента Владимира Путина на расширенном заседании Государственного Совета, в котором он определил стратегию развития России до 2020 года, вызвало широкий общественный резонанс и остается в центре внимания экспертного сообщества. Своими размышлениями по поводу векторных направлений стратегии, озвученной Президентом, с корреспонден...

Выступление Президента Владимира Путина на расширенном заседании Государственного Совета, в котором он определил стратегию развития России до 2020 года, вызвало широкий общественный резонанс и остается в центре внимания экспертного сообщества. Своими размышлениями по поводу векторных направлений стратегии, озвученной Президентом, с корреспондентом агентства "Башинформ" поделились ученые Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ.

Ильшат Рысаев, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, кандидат философских наук:

— Президент страны в своем выступлении на расширенном заседании Государственного Совета "О стратегии развития России до 2020 года" подвел итоги развития страны за последние восемь-девять лет и определил курс продолжения широкомасштабных реформ в стране, отметив при этом, что "для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению..." Действительно, только реформированная система государственного управления может эффективно преобразовать общество. Таким образом, административная реформа становится локомотивом всех социально-экономических изменений в стране. Какие же основные направления совершенствования системы государственного управления выделяются Владимиром Путиным?

Во-первых, — устранение чрезмерного административного давления. На это обращалось внимание еще в Концепции административной реформы, принятой в октябре 2005 года. Во-вторых, — повышение ответственности и результативности работы исполнительных органов государственной власти и, прежде всего, федерального Правительства. Владимир Путин отметил, что "реальные результаты в построении инновационного общества должны стать главным критерием оценки всей государственной машины". Руководители должны нести ответственность за качество управления, за конкретный результат, а "не за факт своего существования". А для этого, как говорит Президент страны, необходимо создать мотивацию эффективной деятельности ведомств и отдельных чиновников, конкурентные условия для привлечения на госслужбу лучших кадров, повысив их ответственность перед обществом. Таким образом, определены роль и место системы государственной службы как механизма реализации стратегических задач административной реформы.

Конечно, решение задач административной реформы невозможно без развития эффективной системы местного самоуправления и институтов гражданского общества. И это ставит разработчиков тактической части программы Путина перед необходимостью точного определения роли и значимости муниципального уровня власти во всех планируемых реформах. Без этого невозможно проведение эффективной региональной политики, развитие самоорганизации гражданского общества, да и в целом модернизация государственного управления. В рамках поставленных задач теперь важнейшим этапом становится создание и воплощение управленческих технологий, как это делается во всех цивилизованных странах. От этого во многом зависит эффективность реализации поставленных задач в области совершенствования системы государственного управления.

Лилия Валинурова, заведующая кафедрой управления инновациями и инвестиционной деятельностью, доктор экономических наук:

— В условиях современной конкуренции, сокращения жизненного цикла товаров и услуг, развития новых разнохарактерных технологий одним из основных условий формирования конкурентных преимуществ страны становится ее инновационная активность. Формирование стратегического поведения на основе инновационного подхода, то есть опираясь на освоение новых технологий, выпуск новых товаров и услуг, расширяет возможности завоевания лидерских позиций на рынке, сохранения высоких темпов развития, сокращения уровня издержек и т.д. При этом стратегия инновационного развития опирается на одно из главных конкурентных преимуществ в современной экономике — на развитие и использование человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом.

Инновационный тип развития как метод управления сложными экономико- социальными системами обладает рядом преимуществ перед другими типами развития. Во-первых, возможно снизить зависимость общих результатов работы от одного вида хозяйственной деятельности за счет диверсификации производства. Во-вторых, за счет перехода на инновационный тип развития можно обеспечить регулярность движения денежных потоков в процессе ведения бизнеса. В-третьих, инновационное развитие позволяет использовать имеющуюся технологическую базу с большим эффектом, если ее можно без серьезных изменений применить для производства широкого спектра товаров и услуг, удовлетворяющих качественно разные потребности. В-четвертых, инновационное развитие обеспечивает успешное функционирование бизнеса.

Несмотря на то, что стратегия инновационного развития обладает существенными преимуществами, особенно по мере развития рыночных отношений, а также на фоне достижений НТП, преобразующих саму природу предпринимательской деятельности, далеко не все руководители предприятий готовы принять ее в качестве рабочей идеологии. Это и понятно, так как инновационное развитие требует, прежде всего, другого управленческого мышления и специфических подходов к организации и ведению бизнеса. Эти обстоятельства можно отметить как основные проблемы перехода на инновационный тип развития.

Именно поэтому переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Сфера образования в инновационной экономике является базой для расширения научной деятельности. В свою очередь наука также обладает значительным образовательным потенциалом. Вложения в исследования и разработки со стороны бизнеса должны стимулироваться государством и нарастать. А увеличивающиеся государственные ресурсы, направляемые в науку, должны использоваться максимально эффективно и сосредоточиваться на фундаментальных и прорывных направлениях, прежде всего в тех сферах, от которых зависят безопасность страны и здоровье человека. Необходимо активно задействовать налоговые механизмы для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала.

Крайне важно развитие финансовой инфраструктуры — до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В целом, необходимо развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей. И одновременно государство должно активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. Это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, от того, насколько комфортными будут условия для занятия малым бизнесом.

Очевидно, что для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. Оно должно способствовать формулированию четких целей развития и создать систему, ориентированную на их достижение. Реальные результаты в построении инновационного общества должны стать главным критерием оценки работы всего государственного аппарата, построенной на принципах самостоятельности и ответственности, динамичного движения вперед, следования общей идеологии развития страны, эффективного использования ресурсов, поддержки инициативы и инноваций, компетентности кадров и других. Важнейшим аспектом модернизации государственного управления является проведение эффективной региональной политики. В связи с этим на современном этапе требуется наличие проработанной инновационной политики и долгосрочной инновационной стратегии, создание инновационной инфраструктуры и благоприятного инновационного климата, содействие кадровому обеспечению инновационного развития и освоение инновационной культуры как стратегического ресурса.

Автор: Марина Шумилова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть