Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.47 ↓

EUR 67.55 ↑

24 октября Вторник

Уфа   °

Габдулла Амантай: "Я всю жизнь служил моему народу"

ПОЛИТИКА

Жизненные пути этих людей пересеклись в 1933 году, в БашНИИ языка и литературы, где один из них работал директором этого института, а другой - научным сотрудником. Первый - это 26-летний Габдулла Амантай, башкирский писатель, филолог и общественный деятель. А второй - историк, ректор МГУ в 1911-191...

Жизненные пути этих людей пересеклись в 1933 году, в БашНИИ языка и литературы, где один из них работал директором этого института, а другой — научным сотрудником. Первый — это 26-летний Габдулла Амантай, башкирский писатель, филолог и общественный деятель. А второй — историк, ректор МГУ в 1911-1917 годах, академик Матвей Любавский. Впрочем, к тому времени, о котором идет речь, этот 73-летний ученый уже лишился высокого звания действительного члена Академии наук СССР, поскольку еще в 1930 году был арестован "по делу о контрреволюционных замыслах академиков и профессоров истории", а год спустя сослан в Уфу. Вот так: до начала большого террора оставались еще годы, кровь пока не лилась, но стражи революции не дремали и уже начали выявлять врагов народа, сумев разглядеть их коварные — нет, не дела, а только лишь замыслы! — и у кого? — в седовласых головах гнилой старорежимной профессуры. Разглядели и пресекли контрреволюцию в самом ее зародыше.

Но директора института Амантая образ контрреволюционера в лице маститого ученого не испугал, он считал, что работа Любавского в Уфе станет весомым вкладом в развитие исторической науки республики. Так и произошло: Матвей Кузьмич подготовил здесь свои монографии о башкирских восстаниях XVII и XVIII веков, по истории башкирского землевладения и землепользования в XVII-XIX веках, о помещиках-мусульманах и их крепостных в Башкирии, а также два сборника документов по истории Башкирии. Любавский умер в Уфе в возрасте 76 лет, за год до зловещего 1937-го.

А Габдулле Амантаю судьба отвела всего 30 лет жизни, но и за это короткое время он успел вписать свое имя в историю Башкортостана, внеся большой вклад в развитие культуры республики, ее литературы и литературоведения, башкирской филологии и языковедения. Свое первое стихотворение "Мы" опубликовал в республиканской газете "Башкортостан" в 14 лет. В 16 лет он уже является сотрудником аппарата Башкирского обкома комсомола, в 17 — заведует его отделом печати, в 18 — редактирует газеты "Йэш юксыл" и "Башкортостан йэштэре". В 1928-1931 годах Амантай учится на факультете восточных языков Института истории, философии и лингвистики в Ленинграде, где затем окончил аспирантуру. С 1933 года по 1937-й он одновременно занимает две должности — директора Института истории, языка и литературы и доцента кафедры башкирской литературы Башгоспединститута.

— Габдулла Амантай очень плодотворно работал в области литературоведения, литературной критики, фольклористики, — говорит заместитель председателя Союза писателей РБ Азамат Юлдашбаев. — Он первым исследовал творчество Мифтахетдина Акмуллы, Шайхзады Бабича, Афзала Тагирова, Даута Юлтыя. Особое значение имеет для него работа "Принципы определения национальной литературы". В ней он дает отпор тем архиреволюционным писателям, критикам и литературоведам, которые всю историю башкирской литературы ограничивали началом XX века, связывая ее с революционным движением, как будто до этого не было ничего заслуживающего внимания. Габдулла Сахибгареевич на огромном литературном материале, называя имена просветителей, авторов известных произведений прошлых веков, сэсэнов, показывает развитие башкирской литературы в глубоком историческом аспекте. Он предлагает методику подхода к определению критериев национальной литературы, ее народности. Эта его работа и другие исследования, такие, как "Фольклор и литературный язык", "Фольклор и художественная литература", "Жанры башкирского фольклора" не утратили своего значения и актуальности и сегодня, они всегда были и остаются широко востребованными.

Им разработаны также принципы сбора и публикации устного поэтического творчества, краткое пособие по сбору фольклорных материалов.

А начал он, как уже было сказано выше, в качестве поэта. Первый сборник его стихов называется "Песни борьбы". Популярными были его стихи для детей, вышедшие в сборниках "Маленьким друзьям", "Старательный Вали", "Сказка серой Вороны". Всего при жизни он издал девять книг.

В 1937 году начали сгущаться тучи над многими деятелями башкирской культуры, в том числе над Амантаем. Его друзья, информированные люди, советовали ему уехать от надвигающейся беды куда-нибудь подальше, например, в Казахстан.

— Мне нечего бояться, — отвечал им Габдулла Сахибгареевич. — Я всю жизнь честно служил моему народу, отдавая все силы. У меня четверо детей. Здесь их родина. Разве можно от них куда-то уехать?

За ним пришли ночью. От громкого стука в дверь, от голосов пришедших с ордером на его арест, проснулись дети. Провожая взглядом отца, которого уводили куда-то в ночь, они тогда еще не знали, что видят его в последний раз в своей жизни.

В предъявленном ему обвинении припомнили уже покойного академика Любавского. Зачем создавались ему условия для работы в институте? Что можно было ждать от такого научного работника, кроме диверсий, пусть даже идеологических? Его расстреляли в июле 1938-го.

Матвею Любавскому дали возможность умереть своей смертью, он реабилитирован в 1967 году. В 1990-м восстановлен в звании действительного члена Академии наук СССР.

Габдулла Амантай реабилитирован в 1957-м. Но ему кроме доброго имени ничего не вернули. 23 декабря исполняется 100 лет со дня его рождения.

Автор: Александр Зиновьев

Теги: юбилеи
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть