Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.57 ↑

EUR 67.93 ↓

20 октября Пятница

Уфа   °

Сегодня - 117-й день рождения Ахмет-Заки Валиди

ПОЛИТИКА

Сегодня - 117-й день рождения Ахмет-Заки Валиди - лидера башкирского национально-освободительного движения, тюрколога, доктора философии. Ахметзаки Валидов родился 10 декабря 1890 года в деревне Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне деревня Кузяково...

Сегодня — 117-й день рождения Ахмет-Заки Валиди — лидера башкирского национально-освободительного движения, тюрколога, доктора философии. Ахметзаки Валидов родился 10 декабря 1890 года в деревне Кузяново Ильчик-Тимировской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии, ныне деревня Кузяково Ишимбайского района Республики Башкортостан, в семье сельского муллы и содержателя медресе Ахметшаха Кузенева.

Учеба в Утякском медресе стала для него важным этапом в образовании и дала направление для его будущей научной деятельности. Особое внимание было уделено обучению его основам ислама, философии, литературы и истории.

Наряду со средневековыми и современными арабскими, персидскими, тюркскими, турецкими, татарскими авторами Валидов активно знакомится с русской востоковедческой литературой, переводил на чагатайский произведения А.С.Пушкина "Восстание Пугачева", "Арап Петра Великого", стихи поэта, где сильны восточные мотивы, темы Корана.

Затем Валиди продолжил учебу в медресе Касимия в Казани. Там же начал преподавать тюркскую историю и историю арабской и тюркской литературы, а в 1912 году опубликовал первую научную книгу "История тюрков и татар".

Две научных командировки в 1913 и в 1914 году — в Ферганскую область и Бухарское ханство положили начало его научным исследованиям по истории и культуре Туркестана, а также общественно- политической деятельности. В конце 1915 года уфимские мусульмане послали молодого ученого, хорошо ориентирующегося в земельных, демографических, социальных проблемах края в качестве своего представителя в мусульманскую фракцию Думы в Петроград.

С начала 1916 года Валидов начал свою активную политическую деятельность, которая длилась до начала 1923 года. В этот период он возглавлял башкирское национально-освободительное движение, был организатором первых трех башкирских курултаев (1917), руководил созданием Башкирского правительства и войска. В 1919 году организовал переход башкирских войсковых формирований на сторону Советской власти.

Не согласившись с ограничением прав Башкирской Республики по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики" от 19 мая 1920 года, он прекратил сотрудничество с большевиками и присоединился к басмаческому движению, был избран председателем организации "Туркестанское национальное объединение", созданной для координации действий басмачей в Средней Азии и Казахстане.

Эмигрировав в феврале 1923 года, через Иран, Афганистан, Индию и Турцию в Европу, он занимался научной и политической деятельностью. В 1925 году стал гражданином Турции, а через год — преподавателем Стамбульского университета. Еще через 10 лет закончил Венский университет и защитил докторскую диссертацию, которой стало в будущем известнейшее его произведение "Путевые сообщения Ибн Фадлана".

В дальнейшем Валиди был профессором Боннского, Геттингенского университетов, опубликовал в Дели работу "Бируниева картина мира", в Стамбуле — "Введение во всеобщую историю тюрков" и "Современный Туркестан и его недавнее прошлое" (Стамбул), великое множество других выдающихся научных работ (около 400 работ на 11 языках), возглавлял институт исламских исследований при Стамбульском университете.

26 июля 1970 года Валиди скончался от послеоперационного осложнения. Похоронен на кладбище Караджаахмет в Стамбуле.

Его деятельность против Советской власти была причиной негативного отношения в Советском Союзе к Валиди в целом. И лишь когда все второстепенное, погрузившись с годами на дно истории, чему способствовала и смена политического строя и официальной идеологии, исчезло, стало возможным понять истинные масштабы этой исторической личности, осмыслить все ценное, что создал за свою жизнь этот выдающийся человек. Творческое наследие видного ученого- энциклопедиста, историка, востоковеда и тюрколога, несомненно, является ценнейшим вкладом в сокровищницу человеческих знаний.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть