Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89 ↑

EUR 69.42 ↓

16 декабря Суббота

Уфа   °

Выборы только по партийным спискам превратились в референдум о доверии Президенту Путину, считает правовед из Башкортостана Эльвира Чернова

ПОЛИТИКА

Выборы только по партийным спискам превратились в референдум о доверии Президенту Путину, считает правовед из Башкортостана Эльвира Чернова. Свое мнение заместитель начальника мелеузовского филиала Уфимского юридического института МВД России по воспитательной работе, кандидат юридических наук убедительно доказала в докладе "Политические партии и избирате...

Выборы только по партийным спискам превратились в референдум о доверии Президенту Путину, считает правовед из Башкортостана Эльвира Чернова. Свое мнение заместитель начальника мелеузовского филиала Уфимского юридического института МВД России по воспитательной работе, кандидат юридических наук убедительно доказала в докладе "Политические партии и избирательное право граждан", с которым выступила в Уфе на Всероссийской научно- практической конференции, посвященной 59-й годовщине принятия Всеобщей декларации о правах человека.

Анализируя положение с избирательным правом граждан Российской Федерации через призму последнего федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, она отметила, что "он содержит немало новых положений, которые знаменуют развитие избирательного законодательства". Но, вместе с тем, он содержит немало дискуссионных положений. В частности, много споров вызвал устанавливаемый законом "семипроцентный барьер", потому что до этого вносились предложения об уменьшении пятипроцентного барьера до трех- двух- и даже одного процента".

Но предметом представленного в докладе исследования стало нарушение избирательным законодательством прав человека, закрепленных в Конституции РФ.

"В Статье 3 Конституции РФ указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, — сказала Эльвира Чернова. — Это означает, что Россия провозглашает себя независимым государством, то есть, государством народовластия. А наиболее распространенной формой осуществления народовластия являются выборы, так как именно выборы могут гарантировать легитимность органов государственной власти".

Соответственно, законодательство о выборах должно обеспечивать гражданам активное и пассивное избирательное право. Но в последние 15 лет, по мнению ученого, избирательное право является наиболее нестабильным, постоянно изменяющимся и развивающимся видом права. Так выборам депутатов Государственной Думы каждого созыва предшествует принятие новых законов: "Так случилось и перед выборами депутатов Государственной Думы 5-го созыва: новое федеральное законодательство закрепило распределение мандатов по спискам политических партий. Полный переход на пропорциональную избирательную систему делает центральным вопрос о том, в какой степени система политических партий в стране отражает избирательные права граждан. Это тем более важно, что уже наметилась тенденция перенесения этой практики на выборы более низкого уровня".

"В обществе новый порядок выборов был воспринят неоднозначно, отметила Эльвира Чернова. Значительная часть избирателей считает, что интересы граждан лучше отстаивают депутаты, избранные от территорий, а не от партий. Они уверены, что в данном случае ослабнут связи между депутатами и избирателями, на депутатов усилится административное давление, произойдет укрепление доминирующего положения какой-либо одной или нескольких партий. Но самое главное — такой порядок нарушает конституционный принцип равенства граждан в политической жизни".

Противоположная сторона считает, что депутаты, избранные по одномандатным округам, затем присоединяются к какой-либо фракции или вступают в саму партию. Другой плюс новой системы — партии будут ориентироваться на общегосударственные интересы, а не на региональные. Сторонники этой системы также утверждают, что в этом случае исключается возможность подкупа избирателей.

Но при этом, самым существенным аргументом против отмены смешанной избирательной системы выборов депутатов ГД является то, что принцип выдвижения депутатов только по спискам партий ведет к умалению конституционных прав граждан. Кандидатом в депутаты теперь может стать только гражданин, состоящий в какой-либо партии. Теперь беспартийные граждане лишаются своего пассивного избирательного права, а это является нарушением ряда статей конституции. Статья 32 гарантирует миллионам беспартийных граждан РФ пассивное избирательное право, которое относится к основным правам человека и является важнейшим элементом его конституционно- правового статуса в демократическом правовом государстве. Статья 19 Конституции РФ говорит, что все равны перед законом и судом, но "как же можно говорить о равноправии при проведении выборов только по партийным спискам, если государство гарантирует равноправие и равенство граждан независимо от принадлежности к общественным объединениям, то есть, политическим партиям".

Также нарушается, по мнению правоведа, норма Статьи 30, согласно которой "никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем", и части 2 Статьи 55, в соответствии с которой "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".

Таким образом, согласно новому федеральному закону носителем суверенитета и власти в РФ стали политические партии, а не народ, как сказано в конституции страны. Попыткой исправить этот недостаток стало переписывание статьи 36 закона о выборах, в которой "политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов".

Но данная статья, хотя прямо не провозглашает, все-таки предполагает признание беспартийным гражданином программы политической партии, от которой он пожелал баллотироваться".

Еще один недостаток данного федерального закона, отмеченный ученым — закрытость партийных списков. Граждане видят только те фамилии, которые возглавляют списки, а остальные проходят за счет этих авторитетных кандидатов. Открытые списки при пропорциональных выборах применяются в ряде субъектов РФ, и зарубежных стран, например, Чили, Финляндии. Практику применения открытых списков необходимо использовать при дальнейшем совершенствовании избирательного законодательства, считает Эльвира Чернова.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть