Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.27 ↓

EUR 67.35 ↑

19 октября Четверг

Уфа   °

В Москве скончался отец советского спидвея Владимир Карнеев

ПОЛИТИКА

Печальная новость пришла из Москвы: сегодня ночью на 94-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР Владимир Иванович Карнеев. 16 января 2008 года ему исполнилось бы 95 лет, а летом будущего года исполняется 50 лет его детищу...

Печальная новость пришла из Москвы: сегодня ночью на 94-м году жизни после тяжелой и продолжительной болезни скончался заслуженный мастер спорта СССР и заслуженный тренер СССР Владимир Иванович Карнеев. 16 января 2008 года ему исполнилось бы 95 лет, а летом будущего года исполняется 50 лет его детищу — спидвею, виду мотоспорта, который, как известно, в свое время был визитной карточкой Башкортостана.

Владимир Карнеев не изобретал спидвея, это сделали до него другие. Но он сумел "завести" большое количество народу в высших эшелонах спортивной власти Советского Союза, и первые в стране соревнования по мотогонкам на гаревой дорожке состоялись. Причем ни где-нибудь, а на главной спортивной арене страны — Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина, построенного в Лужниках двумя годами раньше для Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

С именем Карнеева тесно связано развитие мотоспорта в Башкортостане, ведь именно уфимские мотогонщики стали законодателями мод как в спидвее, так и в гонках на льду. Последние, кстати, из экзотических и бесформенных по структуре, только после прихода спидвея в СССР стали развиваться по его подобию и вскоре получили официальный статус как вид мотоспорта в реестре Международной мотоциклетной федерации (ФИМ).

Любимыми воспитанниками Владимира Карнеева были уфимцы Борис Самородов, Игорь Плеханов, Габдрахман Кадыров, слава которых затмила славу их учителя. В конце 50-х — начале 60-х Карнеев больше времени проводил в Башкирии, чем дома в Москве: здесь были сосредоточены лучшие гонщики страны, здесь жила и тренировалась сборная СССР, здесь каждый год проходили крупнейшие соревнования по гонкам на льду и по спидвею.

Но он уделял внимание не только Башкирии и не только сборной, не будет преувеличением сказать, что десятки треков, построенных в 60- е годы по всему Союзу, возникли при его непосредственной помощи и консультациях — на все хватало времени этому великому энтузиасту. В одной Москве он построил три трека (первая арена — не в счет). Недаром уже в конце этой золотой поры его повсюду стали называть отцом советского спидвея.

Этот неофициальный титул — обозначение главного дела его жизни мог бы послужить поводом для какой-нибудь государственной награды, ведь получил же в свое время отец мирового спидвея австралиец Джонни Хоскинс титул сэра от королевы Великобритании. Но Владимир Иванович ничего не получил, и почти до конца ХХ века прожил в тесной "хрущевке", лишь после многочисленных ходатайств и в связи с 55-летием Великой Победы переехав в трехкомнатную квартиру.

В будущем году у отца советского спидвея была бы еще одна круглая дата: 70 лет назад он начал заниматься мотоспортом. Летом 1938 года к футболисту московского "Локомотива" Владимиру Карнееву, приехавшему на тренировку на шикарном собственном мотоцикле "Коннет", подошел тренер мотосекции "Локомотива" Николай Гранников, и предложил... поучаствовать в первенстве ВЦСПС в Харькове (в команде не хватало для комплекта одного гонщика, получившего травму). Карнеев согласился и свою первую гонку, да еще на столь высоком, всесоюзном уровне, да еще в дождь, выиграл! После этого вратарские перчатки были навсегда заменены на краги.

А через год Карнеев лично познакомился с прообразом своего детища-спидвея, заняв четвертое место в финальном заезде сильнейших мотогонщиков страны на московском ипподроме, а 5 декабря в День сталинской конституции выиграл очень престижный Ворошиловский кросс. Развить первые успехи помешала война, но первый же послевоенный чемпионат страны по мотокроссу принес победу Владимиру Карнееву. Через год повторил эту победу, плюс стал чемпионом СССР по шоссейным гонкам. А потом в мотокроссе завоевал еще три золотые медали, получив за свои достижения звание Заслуженного мастера спорта СССР.

В 1950 году снова победил на московском ипподроме, но уже на льду. А года за три до рождения советского спидвея на мотоцикле "Иж- 350" промчался несколько кругов по гаревой дорожке стадиона имени Кирова в Ленинграде. Так что в трековых гонках он был не только тренером-теоретиком. Впрочем, видным тренером (и Заслуженным тренером СССР) он стал еще до того, как открыл советскому народу спидвей, а ступить на тренерскую стезю ему помог... Василий Сталин, лично следивший за успехами и неудачами армейского мотоспортсмена. Об этой истории, как и о многих других, ранее написавший несколько учебников по мотоспорту, Владимир Карнеев рассказал в своей бесценной автобиографической книге "Жизнь в кольце скорости", изданной в 1999 году в Саранске.

Именно в этом городе в семье страстно влюбленного в автомобили инженера-механика и дворянской дочери родился Владимир Иванович. Окончил, соответственно, автомобильный техникум (по отцу) и музыкальную школу (по матери), пронес аристократические привычки и галантность, интеллигентность и артистизм через всю жизнь. К совершеннолетию получил от отца в подарок мотоцикл и первым же делом доработал его, заменив ременный привод на коробку передач. С той поры почти до 90 лет золотые руки Владимира Карнеева не только виртуозно извлекали звуки из фортепиано, но творили чудеса в деле ремонта автомобилей, придавая разбитым машинам первоначальный вид и блеск.

Уйдя из мотоспорта по возрасту, Владимир Карнеев не утратил с ним связи до последних дней своей жизни. Еще во второй половине 90-х годов он бывал на всех крупнейших соревнованиях по трековым гонкам в России, причем, вовсе не в качестве зрителя. Ведь, начиная с 60-х годов, он был еще и непревзойденным спортивным комментатором. Его неподражаемый голос, эрудиция и артистизм были способны завести любую публику на стадионах России, Украины, Белоруссии, Латвии. Свой последний рекорд он установил в 2002 году: отменно прокомментировал финал чемпионата Европы по мотогонкам на льду в Луховицах, когда ему было уже 89 лет!

Увы, время безжалостно даже к героям и феноменальным личностям. А достижение возраста 94 года для человека даже в XXI веке все-таки еще нельзя назвать обычным явлением. Особенно, если вся жизнь прошла в острой и бескомпромиссной борьбе и в нескончаемой гонке, в которой этот человек двигался только вперед, не роняя своего достоинства, всегда оставаясь образцом настоящей интеллигентности.

Владимир Иванович Карнеев умер, но нельзя сказать, что он ушел от нас. Он будет всегда со всеми, кто любит мотоспорт, пока в мире будет существовать спидвей. И поэтому память о нем будет вечной.

На снимках: Владимир Карнеев в 90-е и в 40-е годы; Карнеев в Ленинграде: на мотоцикле собственной конструкции лидирует в гонках на льду в парке культуры и отдыха имени Кирова (1953 год), показывает, что такое спидвей, на стадионе имени Кирова (1955).

Автор: Николай Ермоленко

Теги: память
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть