Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.57 ↑

EUR 67.93 ↓

20 октября Пятница

Уфа   °

Авиационный двигатель времен Великой Отечественной сегодня вернулся на родину - в столицу Башкортостана

ПОЛИТИКА

В Республиканском музее Боевой славы Башкортостана сегодня состоялась церемония передачи авиационного двигателя М-105, выпущенного в годы войны на Уфимском моторостроительном заводе для самолета ЛаГТ-3, сбитого впоследствии в Ленинградской области и обнаруженного поисковиками через 60 с лишним лет. Силовой агрегат...

В Республиканском музее Боевой славы Башкортостана сегодня состоялась церемония передачи авиационного двигателя М-105, выпущенного в годы войны на Уфимском моторостроительном заводе для самолета ЛаГТ-3, сбитого впоследствии в Ленинградской области и обнаруженного поисковиками через 60 с лишним лет. Силовой агрегат изготовленного в 1941 году истребителя известного советского авиаконструктора Лавочкина станет теперь центральным экспонатом музея, олицетворяя живую связь тыла и фронта, без которой была бы немыслима Победа. В церемонии приняли участие ветераны войны и труда, поисковики, прибывшие в Уфу из многих городов России на торжественное закрытие "Вахты памяти — 2007".

Выступая перед собравшимися, председатель Государственного комитета по молодежной политике РБ Юлай Ильясов сравнил возвращение двигателя с возвращением медальонов родственникам солдат, считавшихся без вести пропавшими.

— Героический труд тружеников тыла и героический труд наших воинов-победителей, наших летчиков нашли олицетворение в этой находке, которая нашла свое место в музее Боевой славы Республики Башкортостан, — сказал он.

Юлай Ильясов заверил, что Госкомитет совместно с ветеранскими и поисковыми организациями будет прилагать все усилия, чтобы "воспитание нашей молодежи шло в направлении патриотизма, государственности, гражданственности, державности, реализуя ту задачу, которую ставит перед нами Президент Российской Федерации".

Председатель общественного Фонда поисковых отрядов Ленинградской области Илья Прокофьев сообщил, что поисковиками за минувший год обследованы места падения пятидесяти самолетов. В 27 случаях обнаружены останки экипажей, и в 17 — утановлены и сообщены родственникам имена погибших. О самолете, двигатель которого, пролежав в ленинградской земле более 60 лет, сегодня обосновался в уфимском музее, известно, что он принадлежал 44-му истребительному авиаполку и был потерян в воздушном бою в сентябре 1942 года. Пока в архиве не удалось найти акт списания самолета и установить имя летчика. Но понятно, что самолет был сбит в воздушном бою, а летчик остался жив и покинул его, спустившись на землю с парашютом.

— Я надеюсь, что рано или поздно мы назовем его имя и эта история будет иметь достойное продолжение, а музейный экспонат будет говорить о людях, которые воевали на этом самолете, — сказал Илья Прокофьев, добавив, что сам подъем двигателя был тоже интересен.

В это время в Ленинградской области проводился военно- патриотический лагерь, в котором находились дети 13-17 лет, часть которых состояла в поисковых отрядах, а другую составляли трудные подростки, состоящие на учете в милиции. Но подъем самолета изменил ребят — их нельзя было выгнать из воронки. Все, что надо было сделать, они понимали букавально с полуслова.

В этой экспедиции принимал участие и руководитель Фонда поисковых отрядов РБ подполковник Ильдар Бикбаев. Общими усилиями останки самолета были подняты с трехметровой глубины, а потом более шести часов длилось вытаскивание из леса машины, в которую двигатель был загружен, — но это уже другая история.

О том, как был обнаружен двигатель, корреспонденту агентства "Башинформ" рассказал Сергей Панин — заместитель председателя Совета регионального поискового центра при Военно-космической академии имени Можайского.

— Первоначальную информацию об этом двигателе я получил от депутата Государственной Думы Чурова, который всегда приезжал на памятные мероприятия, посвященные "Дороге жизни". Он изучил ее историю, нашел многих людей, написал книгу; много работает в архивах. И вот после одного из мероприятий, в сентябре 2006 года, он сказал, что знает место, где во время войны упал самолет. Мы тут же поехали в лес у поселка Морозово Всеволожского района Ленинградской области. Буквально в километре от поселка, там, где люди постоянно ходят за грибами, нашили воронку, из которой торчала какая-то труба. Когда немного разгребли землю, оказалось, что это ствол пушки, выходящий через кок винта. На редукторе мы нашли номер, сфотографировали — с этого момента и началась история этого двигателя.

Попробовали по этому номеру через архив найти данные — пока хорошего результата нет, но надо еще хорошо покопаться, перерыть всю техническую документацию этого полка. А в августе этого года приехал к нам Ильдар Бикбаев, и вместе со своим коллегой Ильей Прокофьевым и группой его поисковиков откопал этот "движок".

* * *

За годы Великой Отечественной войны Уфимский моторостроительный завод выпустил 97 тысяч двигателей М-105, 23 раза завоевав переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, оставленное заводу на вечное хранение. На каждом третьем боевом самолете Советской Армии стоял уфимский двигатель.

Фото Олега Яровикова.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть