Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.57 ↑

EUR 67.93 ↓

20 октября Пятница

Уфа   °

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося башкирского мотогонщика Юрия Дудорина

ПОЛИТИКА

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося башкирского мотогонщика Юрия Дудорина - пятикратного чемпиона СССР по гонкам на ипподроме, члена сборной Союза по трем видам мотоспорта, бронзового призера первого чемпионата Европы по гонкам на льду и обладателя двух золотых медалей ФИМ. А помимо всего прочего...

Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения выдающегося башкирского мотогонщика Юрия Дудорина — пятикратного чемпиона СССР по гонкам на ипподроме, члена сборной Союза по трем видам мотоспорта, бронзового призера первого чемпионата Европы по гонкам на льду и обладателя двух золотых медалей ФИМ. А помимо всего прочего — главного тренера и учителя самого выдающегося спортсмена Башкортостана — шестикратного чемпиона мира Габдрахмана Кадырова.

Юрий Дмитриевич Дудорин родился в Уфе 21 сентября 1932 года. Его отец, до войны работавший киномехаником клуба железнодорожников, погиб на фронте. Тем не менее, в победном 1945-м юный Дудорин впервые прокатился на мотоцикле, а в 17 лет пришел в Башавтомотоклуб. На старт своего первого мотокросса вышел летом 1949 года, а зимой 1950-го одержал первую победу — в кроссе с буксировкой лыжника, посвященном Дню Советской Армии, по группе молодых мотоциклистов вместе с лыжником П.Малыхиным.

Осенью того же года уже был призером большого мотокросса в Ижевске, посвященного 30-летию Удмуртской АССР.

Дальнейший взлет был стремительным. В 1954-м, находясь на службе в Советской Армии, на первенстве Вооруженных Сил СССР под Москвой выполнил норматив мастера спорта и получил это звание в 1955 году первым из башкирских мотоспортсменов.

Первым, но уже среди всех советских мотоспортсменов он стал осенью 1957 года в Расторгуеве Московской области. На 1300-метровой трассе в окрестностях Центрального автомотоклуба СССР, он одержал победу в первом в СССР мотокроссе на короткой трассе (в том же году состоялся первый чемпионат мира на таких трассах) и был включен в первую сборную Союза по этому виду мотоспорта.

В том же году в Одессе на финале Кубка ДОСААФ по ипподромным мотогонкам Юрий Дудорин занял третье место в классе 350 кубических сантиметров, закрепившись среди ведущих гонщиков Советского Союза.

Через год в Куйбышеве Дудорин первым из мотоспортсменов Башкирии выиграл первенство РСФСР — по мотокроссу. А затем первым среди гонщиков республики был включен в состав сборной СССР по многодневным гонкам и первым из башкирских гонщиков выехал за рубеж. Тем самым были подтверждены не только его высокое спортивное мастерство, но и высокие моральные качества.

Главной задачей советской сборной было успешное выступление на отечественных мотоциклах в Международных шестидневных мотосоревнованиях ФИМ — неком подобии автомобильных ралли, но с трассой, проходящей исключительно по бездорожью и массой дополнительных испытаний, заимствованных из других видов мотоспорта.

Перед МШМ ФИМ сборная для практики приняла участие в соревнованиях в ГДР — Юрий Дудорин завоевал золотую медаль. А затем повторил этот результат на шестидневке ФИМ в Чехословакии, что для дебютанта можно считать сенсацией. Через год на очередных МШМ ФИМ, и снова в Чехословакии, Дудорин снова получил золото. Но если золотые медали, которые присуждаются за прохождение трассы без штрафных очков, завоевало еще несколько советских спортсменов, то в дополнительных испытаниях удалось победить только Юрию Дудорину. Причем, выиграл он самый экстремальный вид — подъем на крутой холм, до вершины которого обычно удается добраться меньшинству участников.

Юрий Дудорин окончил всего 7 классов, но обладал от природы талантом конструктора и огромным трудолюбием. Он не жалел сил и времени для совершенствования своих мотоциклов. Например, подшипники скольжения в двигателе для трековых гонок заменил на игольчатые, благодаря чему улучшились динамические качества мотоцикла. Однажды, в 1973 году, по состоянию здоровья, он не смог выступать в финале России — на его мотоцикле другой его знаменитый ученик Юрий Чекранов, попавший в финал всего лишь в запасным, стал чемпионом. А через два месяца на тех же колесах, друг с юных лет Борис Самородов завоевал серебро личного чемпионата мира.

Работа над мотоциклом вкупе с опытом, накопленным во время выступлений в самых разных видах спорта, позволили Дудорину установить непревзойденный рекорд по количеству побед в чемпионатах СССР по мотогонкам на ипподроме в самом престижном классе 350 куб.см.

В гонках на льду Дудорин также оказался среди сильнейших в стране и мире. Стал первым советским спортсменом, одержавшим победу в соревнованиях с участием спортсменов Швеции и Финляндии (Уфа, 1960 год, этап Кубка Дружбы народов), первым советским спортсменом, выигравшим соревнования за рубежом на льду континентальной Европы (польский курорт Закопане, 1965). А в 1968 году принимал участие в историческом полуфинале ЧМ в Инцелле (Германия), где занял второе место за своим учеником Г.Кадыровым при одинаковом количестве очков.

В финалах чемпионата мира выступал 4 раза, провел 11 гонок и набрал 116 заездных очков. Самое лучшее достижение — четвертое место в 1968 году и бронза одного из этапов этого чемпионата. Так что, самым высоким международным достижением Дудорина в гонках на льду осталась бронзовая медаль первого чемпионата Европы (1964).

Возникает вопрос, почему при таком основательном подходе к подготовке к соревнованиям и несомненном таланте Юрий Дудорин добился значительно меньших успехов на льду, чем тот же Борис Самородов.

По свидетельству Б.Самородова, отчасти потому, что в этом опаснейшем виде спорта на первое место он всегда ставил безопасность  — свою и прежде всего соперников. Никогда не ездил на пределе, наоборот, всегда оставлял довольно большой запас. Почти никогда не падал и не получал серьезных травм, не послужил причиной травм ни одному из соперников.

Характерный пример: на первом чемпионате мира, когда чех Антонин Шваб неожиданно пересек его траекторию движения, дабы избежать наезда, Дудорин пересек линию трека, заехав в поле метров на пять. Но главный судья не исключил его из заезда, видя, что гонщик сделал это ради спасения соперника.

Спасителем Дудорину приходилось бывать не раз. Хрестоматийным стал случай, произошедший на одной из многодневок в Альпах, где в очень сложных условиях (дождь, туман, каменистая поверхность) нужно было укладываться в очень жесткий график движения. Юрий Дудорин спас жизнь немецкому гонщику, упавшему во время форсирования горной речки и придавленному мотоциклом. Эта неприятность произошла с немцем на краю обрыва, и самостоятельные попытки выбраться из-под мотоцикла могли бы привести к падению в пропасть. Проезжавшие мимо зарубежные соперники предпочитали делать вид, что ничего особенного не произошло. Советский человек Юрий Дудорин остановился, вытащил немца, посадил на мотоцикл, похлопал по плечу и укатил. Потерял не секунды — целых три минуты, но отыграл их на дистанции и завоевал золотую медаль. Это был, наверное, один из немногих моментов, когда он был вынужден мчаться на предельной скорости.

А одну из своих знаменитых побед в подъеме на холм Дудорин одержал, когда почти у вершины слетела крышка бензобака и выплеснувшийся бензин залил ему глаза.

В заключение энциклопедическая справка об этом выдающемся спортсмене и человеке.

ДУДОРИН Юрий Дмитриевич (21.9.1932, Уфа — 6.2.1997, Уфа), спортсмен. Мастер спорта международного класса по мотоспорту (1968). Бронзовый призер 1-го чемпионата Европы по мотогонкам на льду (1964), 4-кратный финалист чемпионатов мира по мотогонкам на льду (1968 — 4-е, 1966, 1971, 1972 — 6-е места). Обладатель 2 золотых медалей командного чемпионата мира по эндуро — Международных шестидневных мотосоревнований ФИМ (1958-59). В 1958-73 входил в состав сборных СССР по мотокроссу, мотомногоборью, мотогонкам на льду. 5-кратный чемпион СССР (1962-65, 1967), 2 раза серебряный (1966, 1970), 2 раза бронзовый (1968, 1971) призер чемпионатов СССР, 5-кратный чемпион России (1962 — 1966), бронзовый призер чемпионатов России (1970) по ипподромным гонкам в классе 350 куб.см. 3 раза серебряный (1960 — 350 куб.см, 1962, 1965 — 500 куб.см) и 2 раза бронзовый (1962 — 350 куб.см и 1964 — 500 куб.см) призер чемпионатов СССР, 5 раз серебряный (1962 — 350 куб.см, 1962, 1966, 1967, 1970 — 500 куб.см) и 2 раза бронзовый (1965 и 1971 — 500 куб.см) призер чемпионатов России по мотогонкам на льду. Воспитанник Башавтомотоклуба (тренер С.Г.Устьянцев).

На снимках: Юрий Дудорин; лидер советских гонок на ипподроме; Габдрахман Кадыров и Юрий Дудорин; на льду Большой спортивной арены в Лужниках.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть