Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.70 ↓

EUR 69.40 ↑

15 декабря Пятница

Уфа   °

У муниципалитетов Иглинского района есть претензии к законодателям

ПОЛИТИКА

Муниципальная реформа: опыт, проблемы, перспективы. Пресс-конференция на эту тему состоялась сегодня в агентстве "Башинформ". Гостями журналистов были заместитель председателя Комитета Госсобрания РБ по вопросам местного самоуправления, общественных и религиозных объединений, информационной политике Надежда Крылова, глава админи...

Муниципальная реформа: опыт, проблемы, перспективы. Пресс-конференция на эту тему состоялась сегодня в агентстве "Башинформ". Гостями журналистов были заместитель председателя Комитета Госсобрания РБ по вопросам местного самоуправления, общественных и религиозных объединений, информационной политике Надежда Крылова, глава администрации Иглинского района Ришат Исхаков и главы двух сельских поселений этого же района — Красновосходского сельсовета Эльвира Гайсина и Иглинского сельсовета — Геннадий Решетников. Таким образом, ход реформы рассматривался и глазами законодателя, и теми, кто осуществляет ее на практике.

— Местное самоуправление сегодня находится в активной фазе своего совершенствования, — сказала в своем выступлении Надежда Крылова. — И в этом процессе крайне заинтересовано само российское государство, органы государственной власти федерального центра и субъектов Федерации. Заинтересованность вполне объяснима, ибо от эффективности осуществления народом своей власти на местах будет зависеть и уровень жизни местного сообщества, всех граждан. Как известно, реформирование местного самоуправления в стране осуществляется уже 17-й год, а в последние два года оно идет по правилам и нормам 131-го закона. Сегодня на всей территории Башкортостана местное самоуправление осуществляется в 1020 муниципальных образованиях, в том числе в 943, наделенных статусом сельских поселений, в 14 городских поселениях, в 54 муниципальных районах и девяти городских округах.

Государственным Собранием — Курултаем РБ принят целый пакет законодательных актов, направленных на обеспечение муниципальной реформы. Вместе с тем скорректированы и другие законы республики, которые в той или иной степени затрагивают вопросы местной власти. Сегодня республиканское законодательство на муниципальную тематику состоит из 22 законов.

Особое внимание в республике уделяется укреплению экономической базы муниципальных образований и их финансовой самостоятельности. В республиканских бюджетах последних двух лет были сформированы фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, фонд компенсаций и фонд софинансирования социальных расходов. Кроме того, в составе расходов бюджета РБ предусматриваются дотации на возмещение расходов, связанных с содержанием объектов ЖКХ, на обеспечение сбалансированности местных бюджетов.

Внимание к процессу реформирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти республики постоянно, и оно не ослабевает. Свидетельством этого является то, что в Президентском послании-2007 муниципальная реформа отнесена к числу приоритетных направлений развития республики. Правительству РБ предложено разработать и принять Программу государственной поддержки и развития местного самоуправления.

— Муниципальной реформе, к реализации которой наш район приступил вместе со всей республикой с 1 января 2006 года, у нас предшествовала своя, районная реформа, — так начал выступление Ришат Исхаков. — Ее целью было оздоровить экономику и дать импульс для развития социальной сферы. Наши преобразования дали особенно большой эффект в сельскохозяйственном производстве, которое к 2000 году находилось в состоянии агонии. Для того, чтобы поднять село, необходимы были средства. Государство, как известно, бросило сельское хозяйство на произвол дикого российского рынка. У района средств на тот момент также не было, да и откуда им было взяться, если подавляющее большинство предприятий, а в сельском хозяйстве практически все, ходили тогда в должниках перед бюджетом. Деньги были только у частного бизнеса, но он не спешил вкладывать их в село. Однако, когда мы разработали приемлемые и для предпринимателей, и для муниципалитета условия, появились желающие попробовать свои силы в сельском хозяйстве. Что мы сделали для этого? Колхозы и совхозы были реорганизованы, а их ликвидное имущество, которое стало муниципальной собственностью, было передано на взаимовыгодных условиях в доверительное управление преуспевающим фермерам, предпринимателям, предприятиям, основу которых составляет частный капитал, под гарантию их личного имущества.

К сожалению, государство систематически оставляет местной власти самые сложные, труднособираемые налоги, а себе забирает стабильные источники доходов, посетовал далее Ришат Сальманович. Так, налог на прибыль, над которым так много работали в районе, сейчас идет в федеральный бюджет. Точно так же район "подарил" бюджетам разных уровней и другие налоги, над которыми работал годами. Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" существенно расширил перечень вопросов местного значения, увеличил количество полномочий органов местного самоуправления. И при этом урезал доходную базу муниципальных образований.

В связи с уменьшением доходной части бюджета произошло снижение и его расходной части по сравнению с 2005 годом. В результате 95 процентов муниципальных образований в России дотационные, в том числе и Иглинский район. Урезав базу его собственных доходов, государство взамен предложило ему дотации. А это — зависимость, а не самостоятельность, которую декларирует федеральный закон о местном самоуправлении.

Картину, нарисованную главой района, дополнили его коллеги. Интересные цифры и факты привела Эльвира Гайсина, чье выступление было оптимистичным, несмотря на содержащиеся в нем критические моменты. Возглавляемое ею сельское поселение является самодостаточным. Его бюджет складывается из собственных доходов, таких, как налоги на имущество, на землю, на доходы физических лиц, платы за аренду земли. За счет более полного использования местных природных ресурсов администрации поселения в прошлом году удалось перевыполнить план по собственным доходам в несколько раз. За восемь месяцев текущего года собственные доходы составили 2 млн. 297 тыс. рублей. 89 процентов их составляет арендная плата, семь процентов — подоходный налог.

Таким образом, сегодня — основной источник пополнения бюджета — это аренда. Несмотря на это, ведется постоянная работа над увеличением поступлений и по подоходному налогу, так как именно этот вид налога является индикатором благосостояния населения. Но вот какой парадокс возникает с этим видом налога: крупные предприятия, где работают жители поселения (ОАО "АНК Башнефть", ОАО "Казаякский щебеночный карьер") зарегистрированы в Уфе. Они не перечисляют подоходный налог в бюджет поселения. Кроме этого, многие жители ездят работать в Уфу, Ашу, Урман и другие населенные пункты, там остаются и подоходные налоги с них, хотя системой жизнеобеспечения пользуются в районе.

Самым крупным доходом в бюджете поселения является аренда земли — это 73,7 процента его бюджета. Все средства, полученные от этих доходов, направляются на благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, содержание пожарной, ветеринарной и дорожной служб, создание условий для развития малого предпринимательства и многое другое. Ведь круг вопросов местного значения по закону у поселения очень широкий. А вот решение этих вопросов связано опять-таки с поступлением доходов. Между тем крупные арендаторы — "ОАО АНК Башнефть" и "Казаякский щебеночный карьер" — в общей сложности задолжали плату сельсовету за аренду земли около 20 млн. рублей, не говоря уже о налоге с прибыли, они по старинке не считаются с нами, с горечью констатирует Эльвира Гайсина. Но законы-то изменились. Земля — наша, а доходы от нее имеют они. Это значительно ухудшает социальное положение нашего населения. Нет денег — соответственно не выполняются в полном объеме и запланированные работы по ремонту клубов, ФАПов, школ и детсадов, по блaгoyстpoйcтвy.

Гости ответили на многочисленные вопросы журналистов, призвав их в заключение разговора больше писать о муниципальной реформе, смелее показывать ее недостатки, недоработки и упущения законодателей, что будет способствовать быстрейшему устранению просчетов в этом важнейшем для государства и всего народа деле.

Фото Олега Яровикова.

Автор: Александр Зиновьев

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть