Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.83 ↓

EUR 69.29 ↑

13 декабря Среда

Уфа   °

Горе от ума, или Когда победы не в радость

ПОЛИТИКА

Пять лет подряд российские гонщики побеждают в личных и командных чемпионатах мира по гонкам на льду, четыре последних года россияне завоевывают полный комплект медалей личного чемпионата. В спидвее или мотокроссе, не говоря уже про другие виды мотоспорта, да и не только в мотоспорте, а в очень многих олимпийских и неолимпийских видах такое наши...

Пять лет подряд российские гонщики побеждают в личных и командных чемпионатах мира по гонкам на льду, четыре последних года россияне завоевывают полный комплект медалей личного чемпионата. В спидвее или мотокроссе, не говоря уже про другие виды мотоспорта, да и не только в мотоспорте, а в очень многих олимпийских и неолимпийских видах такое нашим соотечественникам и не снилось. А уж мечтать об этом они и вовсе постеснялись бы. Гордиться бы надо такими достижениями, ан нет.

На днях вице-президент Мотофедерации России, председатель исполкома Мотофедерации Башкортостана Риф Саитгареев, имеющий непосредственное отношение к этим победам как президент трековой комиссии МФР и директор уфимского спортклуба имени Г.Кадырова, сообщил, что ФИМ принимает заявки и предложения национальных мотофедераций на чемпионат мира-2008, и кое-кто из наших предлагает уменьшить до шести количество допускаемых в финал представителей одной страны. Другими словами — России, поскольку ни одна другая федерация ни разу не вывела в финал всех своих спортсменов, начинавших чемпионат с отборочных соревнований. Россия же в последних чемпионатах имеет по восемь финалистов из восьми возможных.

Подобное направление мыслей некоторых наших граждан — не новость: раз иностранцы не могут нас победить, значит они отвернутся от гонок на льду, значит мировой и европейский чемпионаты превратятся в российские, а международные организации скажут: такой хоккей нам не нужен! И закроют этот и другие подобные чемпионаты. Правда, пока ничего подобного ни со стороны иностранных спортсменов, ни со стороны международных организаций не было слышно. И даже если бы кто-то стал продвигать такие идеи, разве МФР нема или не имеет в ФИМ права голоса? Разве ее высокий авторитет не позволяет твердо сказать: хотите быть чемпионами мира — обгоняйте россиян.

Но такой вариант российские спасатели мировых чемпионатов почему-то не приемлют. Они считают, что завлечь иноземцев, заинтересовать их можно не иначе как медалями. Только какой-нибудь иностранец выиграет медальку, как тут же тысячи других из десятков или сотен стран бросятся заниматься гонками на льду. И вот уже принимается решение о комплектовании сборной России на чемпионат Европы-2007 исключительно из юниоров (уж их-то иностранцы объедут), но опять неудача — снова все медали наши!

Что тут скажешь? В известные времена подобные настроения и действия сочли бы вредительством со всеми вытекающими последствиями. И это было бы правильно. Где, в какой еще стране и каком виде спорта найдешь таких умников, которые беспокоятся за то, как бы чего лишнего не выиграть? — Как раз наоборот. В какой еще спортивной федерации всерьез подумывают о том, чтобы отказаться от пары мест в мировом финале, честно завоеванных ее спортсменами? Такое невозможно и недопустимо в принципе.

Но впрямь ли ситуация так опасна на самом деле? На самом ли деле в чемпионате мира идет процесс стагнации, и виной ли тому, если она есть, успехи российских гонщиков? Давайте попробуем найти причины, которые побудили бы ФИМ отказаться от проведения одного из самых старых и любимых своих соревнований, пользующихся большой популярностью во всех странах, где оно проводится, и примеры, когда ФИМ прекратила бы проводить чемпионаты мира по какому-либо виду мотоспорта. Заглянем в историю.

Первый чемпионат мира по мотогонкам на льду был проведен в СССР в 1966 году. В 1968 году впервые один из полуфиналов состоялся за рубежом, а в 1969 году впервые за рубежом состоялся финал чемпионата. Первые три чемпионата состояли из двух полуфиналов по два дня и четырехэтапного финала. С 1969-го по 1993 год финалы проводились в основном по два дня; три финала были проведены в один день. С 1994 года финалы проводятся по системе Гран-при и включают в себя от четырех (в 2006 году) до 12 (в 2000 году) гонок. Отборочный цикл был в основном двухступенчатым (квалификационные соревнования и полуфиналы), но в 2007 году стал одноступенчатым, как в 1966-1971 гг. При этом количество участников чемпионата-2007, по сравнению с 2006 годом, не изменилось.

В первом чемпионате мира (1966) приняли участие 32 гонщика из 12 стран, в 42-м — 52 гонщика из десяти стран. Но заявки на участие подали национальные федерации тоже 12 стран, только спортсмены двух из них по разным причинам не стартовали. Среди отсутствующих стран-участниц первого чемпионата — Болгария, Монголия, Югославия, Польша; первые две сейчас практически вообще не представлены ни в одном из видов трековых гонок. С другой стороны, польские гонщики возобновили свои выступления в гонках на льду, и уже в 2008 году Польша будет проводить чемпионат Европы.

Если все соревнования первого чемпионата мира проходили в одной стране, то соревнования 42-го состоялись в трех странах, а в последние три года они проводились на треках шести стран. Вообще же гонки на льду в настоящее время достаточно регулярно проводятся в десяти странах Европы. Для сравнения: в год проведения первого чемпионата мира они культивировались только в СССР, где практиковались почти все иностранные участники, Швеции и Финляндии.

Таким образом, если сравнивать положение в гонках на льду на тот момент, когда ФИМ приняла решение о проведении первого чемпионата мира, и в настоящее время, то положительная динамика налицо, и для того, чтобы бить тревогу о судьбе этого вида мотоспорта, нет никаких оснований. Тем более, если учесть, что по сравнению с любым другим видом этот имеет наименее благоприятные климатические условия для развития. В "передовых" странах искусственный лед знаменитых катков мотогонщикам предоставляют только один раз в сезон во время проведения чемпионатов мира, а возможность тренировок на высокогорных альпийских озерах в значительной степени зависит от температуры воздуха. В минувшую зиму из-за теплой погоды были сорваны гонки в Австрии, Швейцарии, Чехии.

Для сравнения: в только что завершившемся чемпионате мира по длинному треку, который на семь лет старше ледового (в виде чемпионата Европы ФИМ проводился с 1957 года, ледовый — с 1964-го), приняли участие 60 гонщиков из 11 стран; в финале — 22 гонщика из семи стран, при этом десять — из Германии, которая не высказывает желания сократить это количество до шести. А ведь условия для проведения гонок на песчаных и травяных треках, которые относятся к длинным, не сравнить с условиями для гонок на льду. Ездить можно с марта по ноябрь, лишь бы на треке не было снега и льда. Треки, особенно травяные, можно строить на любой ровной площадке, мотоциклы по конструкции проще и дешевле ледовых. А ситуация с чемпионатом мира практически та же, что и на льду, даже хуже: у "нас" — 11 гонок вместе с финальными, у "них" — шесть. Тем не менее ФИМ считает, что гонки по длинному треку развиваются успешно, иначе бы не учредила с 2007 года, наряду с личным, командный чемпионат мира по этому виду. И немцы, в последние годы доминирующие на длинных треках, потирают руки, и не бросаются, как некоторые российские специалисты гонок на льду, спасать чемпионат мира по длинному треку.

Четыре чисто российских года на чемпионате мира по гонкам на льду не дают покоя нашим спасателям. А ведь нынешняя ситуация не так уж сильно отличается от того, что было раньше. Разделим историю чемпионата мира на три равных временных промежутка (42 : 3 = 14) и сделаем сравнения.

За первую треть 42-летнего периода (1966 — 1979 годы), то есть, за 14 чемпионатов, титул доставался зарубежным гонщикам два раза (1970, 1974), за следующую треть (1980 — 1993) — три раза (1984, 1988, 1990), за последнюю треть — снова два раза (1995, 2002). Серебряных и бронзовых медалей, вместе взятых, ушло за рубеж, соответственно, восемь (1966 — 1979), девять (1980 — 1993) и четыре (1994 — 2007).

Да, последние четыре года России достается полный комплект медалей, но — не за счет обирания бедных до нищеты иностранцев (шведов, финнов, немцев, голландцев и так далее), как кажется некоторым. Они завоеваны кровью и потом гонщиков, тренеров и механиков, самопожертвования, которого, видимо, не хватает зарубежным соперникам. Этим успехам способствует и хорошо продуманная и организованная трековой комиссией МФР система проведения гонок на льду в России. Благодаря ей,происходит справедливый спортивный отбор лучших кандидатов для участия в чемпионате мира, а их достаточно высокая спортивная форма достигается за счет участия в серии сильных гонок чемпионатов России, предсезонных турниров.

Мы превосходим в этом соперников, поэтому и побеждаем. Стоит пустить процесс на самотек — "бедные и несчастные" иностранцы тут же возьмут бразды правления в свои руки. Лучшее тому свидетельство — поражение сборной России от шведских стариков на командном чемпионате мира 2002 года в подмосковном Красногорске.

Справедливости ради необходимо оговориться, что в истории мировых чемпионатов по гонкам на льду бывали и лучшие времена, например, вторая половина 80-х годов. В 1985-1988 гг. личный чемпионат мира состоял из пяти отборочных соревнований, трех полуфиналов и финала, а количество участников чемпионата достигало 90. Кроме европейских стран в нем были представлены гонщики США и Канады. Но среди стран-организаторов соревнований чемпионата мира, кроме нынешних, фигурировали лишь Франция и Италия. Последняя, как известно, после гибели своего гонщика в 1994 году, прекратила участвовать во всех соревнованиях по гонкам на льду, а во Франции был закрыт олимпийский каток в Гренобле. То есть, связи с доминированием российских гонщиков тут нет.

Зато есть другая причина, которая буквально лезет всем в глаза, но которую товарищи спасатели предпочитают не замечать. Парадоксально, но именно возросшая в конце 80-х популярность гонок на льду на Западе несколько сузила их географию. Первые два, если не три десятилетия подавляющее большинство гонщиков ездило на практически стандартных и потому относительно дешевых мотоциклах, выпускаемых заводом "Ява" в Чехословакии. Вследствие повышения популярности гонок на льду и появления спроса, западные механики значительно усовершенствовали ходовую часть и двигатели мотоциклов. Соответственно, в несколько раз выросли цены, и конкурентоспособная техника стала недоступной для значительного круга мотогонщиков не только в России, но и в преуспевающих странах. Но если в Мордовии или Башкортостане мотогонкам на льду была оказана государственная поддержка, то ничего подобного на Западе нет. Хочешь хорошо ездить зимой — зарабатывай деньги все лето, ищи спонсоров. А чтобы найти спонсора, надо быть чемпионом — получается заколдованный круг. Но ведь и у нас в России в подавляющем большинстве регионов ледовики ходят по этому кругу, и даже наши чемпионы вкладывают значительные собственные средства в подготовку к чемпионатам мира. На Западе даже шутят, что некоторые знаменитые тюнеры сделали свои состояния на российские деньги.

Поэтому переживать за то, что иностранные гонщики не могут выиграть у российских, по меньшей мере глупо. Тем более, что на протяжении всей истории чемпионата мира у наших гонщиков были очень сильные и опасные конкуренты за рубежом: чехи Антонин Шваб, Милан Шпинка, Зденек Кудрна, отец и сын Антонины Клатовские, шведы Курт Вестлунд, Кони Самуэльссон, Эрик Стенлунд, Пер-Олов Серениус и Стефан Свенссон, финны Ярмо Хирвасоя и Антти Аакко, немцы Михаэль Ланг и Гюнтер Бауэр, австриец Франц Цорн. Любой из них мог на равных бороться с лучшими из россиян и имел на своем счету победы над каждым из них.

Ни одна уважающая себя страна или национальная федерация не отказывается от причитающихся ей мест на чемпионате мира. Не к лицу это и МФР. В последнем чемпионате мира от России и Германии выступило по десять гонщиков, хотя уровень развития гонок на льду и средний уровень мастерства гонщиков далеко не одинаков. Но Германия снова подает заявку на максимальное количество, а в России думают о сокращении.

ФИМ старается проводить чемпионаты мира по мотогонкам с участием действительно самых лучших гонщиков, чтобы обеспечить самый высокий спортивный уровень. В этом отношении показателен чемпионат мира по суперкроссу. Подавляющее большинство его этапов проходит в США, подавляющее большинство участников — американцы, хотя еще лет десять назад картина была иная. Но Америка вытеснила другие страны и не страдает от комплекса неполноценности, как наши спасатели чемпионата мира по гонкам на льду, для которых важнее всего на свете искусственное расширение географии. Нет чтобы обеспокоиться повышением спортивного уровня чемпионата мира, самих гонок на льду, приближения их к уровню наиболее распространенных видов мотоспорта  — мотокросса и шоссейно-кольцевых гонок.

Кстати, о шоссейно-кольцевых гонках. Лишь в этом виде мотоспорта у ФИМ исчезали чемпионаты мира в некоторых классах и категориях мотоциклов. Но это — внутри одного вида, а о том, чтобы закрыть чемпионаты мира по шоссейно-кольцевым гонкам вообще, не было и речи; взамен же упраздненных классов тут же появлялись новые. Да что тут говорить, за всю свою более чем 100-летнюю историю ФИМ не прекратила проводить чемпионаты мира ни по одному виду мотоспорта. Зато постоянно учреждает новые.

Не надо изобретать велосипед, чтобы найти путь для вывода самого урожайного для России вида мотоспорта на тот высокий мировой уровень, которые имеют кросс и кольцо. Нужен многоэтапный мировой сериал при поддержке какой-нибудь мощной телекомпании, с большими призовыми деньгами. Тогда в этот вид мотоспорта хлынут представители спидвея, мотокросса, других видов мотоспорта, значительно возрастет конкуренция россиянам со стороны иностранных гонщиков. И еще не известно, не придется ли нам в слезах вспоминать те годы, когда все медали завоевывала Россия. Но найти такого генерального спонсора практически невозможно: богатые не стесняются иметь много денег, но стесняются их тратить на что-то полезное для своего Отечества. Поэтому, скорее всего, России придется по-прежнему загребать в свою ледовую копилку все золото мира.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть