Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.47 ↓

EUR 67.55 ↑

24 октября Вторник

Уфа   °

Рустэм Хамитов: экологические проблемы нужно решать, четко разграничивая полномочия между министерствами и ведомствами

ПОЛИТИКА

- Вода не только удовлетворяет жизненные потребности человека - она играет важную роль в большинстве экономических процессов. Значительные объемы воды используются в сельском хозяйстве, металлургии, химии и нефтехимии, целлюлозно-бумажной промышленности. Тем не менее, вопросам, связанным с развитием водного хозяйства, на государственном уровн...

— Вода не только удовлетворяет жизненные потребности человека  — она играет важную роль в большинстве экономических процессов. Значительные объемы воды используются в сельском хозяйстве, металлургии, химии и нефтехимии, целлюлозно-бумажной промышленности. Тем не менее, вопросам, связанным с развитием водного хозяйства, на государственном уровне уделяется мало внимания. Достаточно сказать, что на таком уровне, как сегодня, вопрос реформирования отрасли обсуждается впервые за последние десять лет, — сказал на всероссийском совещании, посвященном проблемам водных отношений, руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустэм Хамитов.

Россия не обделена водными ресурсами — она располагает примерно пятой частью мировых запасов пресной воды. По объему речного стока мы занимаем второе место в мире после Бразилии, а по обеспеченности водой в расчете на одного жителя  — третье после Бразилии и Канады.

— Необходимо отметить, что в целом распределение воды по территории страны неравномерно и не соответствует размещению основных производственных мощностей,- сказал Хамитов. — Так в европейской части страны, где проживает до 80 процентов населения, находится лишь восемь процентов речного стока. Однако даже здесь показатели водообеспеченности пока выше критических — 1700 кубометров на человека в год. Сегодня в управлении водохозяйственным комплексом задействованы более 10 министерств и ведомств. При этом каждое реализует свои цели и задачи, зачастую — без согласования с другими органами власти. В результате, например, надзором за безопасностью гидротехнических сооружений занимаются сразу три ведомства, но ни одно из них не несет ответственности за обеспечение безопасности в целом. Очевидно, что управление водной отраслью должно осуществляться на трех уровнях — федеральном, на уровне субъекта и местном.

Рустэм Хамитов рассказал о нормативной базе развития водного хозяйства страны:

— Главными являются одобренные в 2004 году Правительством "Основные направления развития водохозяйственного комплекса России на период до 2010 года" и План мероприятий по их реализации. В данных документах обозначена основная цель развития отрасли — гарантированное обеспечение потребности в водных ресурсах при улучшении состояния водных объектов и их экосистем, а также обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики.

Изъятие воды в целом по стране в начале 21 века стабилизировалось на отметке 80 кубических километров в год. Более 60 кубических километров мы забираем из пресных поверхностных источников, около 10 — из подземных, около пяти — из морей. Несмотря на то, что Российская Федерация обладает значительным запасом воды, ряд регионов страны уже испытывает ее недостаток, например, для транспортных целей, нужд энергетики, жилищно-коммунального комплекса и сельского хозяйства.

— По оценке специалистов, ряд крупных речных бассейнов на европейской территории страны входит в маловодную фазу, которая грозит серьезными проблемами экономике страны, — подчеркнул Хамитов. — При этом официально потери воды составляют восемь кубических километров в год, то есть не более 10 процентов общего забора воды. Но в реальности потери в целом по водохозяйственному комплексу экспертами оцениваются в 25 процентов, по жилищно-коммунальному хозяйству они достигают 40 процентов, а в некоторых отраслях экономики  — 80 процентов.

Еще одна проблема, по мнению Хамитова, — завышенное потребление воды отечественной промышленностью. Так, если в США на производство одной единицы ВВП тратится менее двух тысяч кубометров, то в России этот показатель превышает 4,5 тысячи кубометров. К чему это приводит? Понятно, что в результате изъятия столь значительного количества воды мы вынуждены гораздо больше очищать. Кроме того, больше и ущерб окружающей среде.

По словам Хамитова, изменить ситуацию не удается по одной простой причине: вода в России, по сути дела, является бесплатным ресурсом, который выгоднее потреблять в неограниченном количестве, нежели экономить в процессе транспортировки и использования.

— Чтобы решить эту проблему, нужно, во-первых, повысить плату за пользование водными объектами в рамках перехода на договорные отношения после вступления в силу нового Водного кодекса. Во-вторых, дифференцировать систему взимания этой платы в зависимости от избытка или дефицита ресурса, степени его использования, а также потерь на этапе транспортировки. Это позволит стимулировать рациональное использование воды, — считает Рустэм Хамитов.

Следующий блок проблем, выделенный докладчиком, связан с качеством воды.

— К сожалению, мы вынуждены констатировать, что до 70 процентов подаваемой в квартиры россиян воды не соответствует санитарным нормам. Ежегодно в наши водоемы сбрасывается 62 кубических километра сточных вод, из них более половины — без должной очистки. Общий объем загрязняющих веществ, ежегодно поступающих в водоемы, превышает миллион тонн. К этому нужно прибавить загрязняющие вещества, поступающие в реки и озера с территории 100 тысяч населенных пунктов вместе с ливневыми стоками. Главным загрязнителем воды в России продолжает оставаться жилищно-коммунальное хозяйство. Сегодня 95 процентов городских стоков, поступающих в реки, очищены хуже, чем предусматривают российские нормативы. Износ сетей канализации в каждом третьем случае составляет 100 процентов.

— При этом как минимум пять органов государственной власти следят за чистотой водных объектов, каждая из государственных структур действует практически автономно. Водопользователю надо получать разрешение на сброс в каждой из этих федеральных структур, а есть еще уровень субъекта Федерации — там тоже нужно получать разрешение. Надо признать, что качество воды в российских водоемах стабилизировалось только из-за спада производства, но не в результате деятельности органов власти, — подчеркнул Хамитов.

Чтобы решить эту проблему, по его словам, нужно закрепить управление качеством водных ресурсов за единым органом государственной власти для того, чтобы комплексно рассматривать вопросы воздействия хозяйственной деятельности на водный объект. Существенное увеличение платы за сбросы стоков, которые не соответствуют нормативам, по мнению Хамитова, также должно положительно сказаться на решении этих проблем. Также было предложено разработать комплексный план реконструкции систем очистки стоков ЖКХ с тем, чтобы хотя бы к 2020 году довести качество сточных вод до состояния нормативно очищенных.

Еще один блок проблем связан с защитой гидротехнических сооружений от наводнений. Глава федерального ведомства выделил три причины, которые приводят к увеличению ущерба от наводнений: массовая застройка паводкоопасных территорий, сужение речных долин мостовыми переходами; неудовлетворительное состояние сооружений инженерной защиты. Решение проблемы специалисту видится в следующем: заинтересованные ведомства должны разработать и согласовать план по развитию государственной наблюдательной сети в данной сфере и предотвращать подобные нарушения.

Что касается безопасности гидротехнических сооружений, то главная роль в обеспечении безопасной эксплуатации ГТС, по мнению Хамитова, в соответствии с законодательством, отводится их собственнику. Наибольшую потенциальную опасность представляют крупные напорные ГТС, аварийные ГТС, ГТС без эксплуатационного персонала и безхозяйные ГТС.

— По результатам специальных проверок, проведенных в 2005-2006 годах, установлено наличие 4045 бесхозяйных ГТС, в аварийном и предаварийном состоянии находятся, соответственно, 2261 и 1522 сооружения, — отметил специалист. — Любая авария на подобном объекте несет в себе серьезную опасность для значительного числа граждан России.

Для изменения положения дел, считает руководитель агентства, необходимо: продолжить работу по формированию перечня потенциально опасных гидротехнических комплексов и обеспечению их антитеррористической устойчивости; по результатам проверки установить собственника или ликвидировать безхозяйные ГТС.

— Все это можно сделать, если решить два управленческих вопроса. Первый — передать ГТС федерального уровня на баланс и содержание единому органу госвласти, второй — установить, что все надзорные полномочия должны быть сосредоточены также в едином специализированном государственном ведомстве, — отметил Рустэм Хамитов.

В заключение он сказал, что начинать решать назревшие в сфере водных отношений проблемы необходимо с четкого разграничения обязанностей между министерствами и ведомствами.

Автор: Елена Мужайлова

Теги: экология
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть