Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.57 ↑

EUR 67.93 ↓

20 октября Пятница

Уфа   °

Инновационная политика должна подкрепляться серьезными инвестициями

ПОЛИТИКА

Масштабность задач по активизации инновационной деятельности, поставленных Президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым в Послании Государственному Собранию - Курултаю РБ "В Год 450-летия единства Башкортостана с Россией - к новым рубежам социального прогресса", требует соответствующих усилий всех органов исполнительной власти, администра...

Масштабность задач по активизации инновационной деятельности, поставленных Президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым в Послании Государственному Собранию — Курултаю РБ "В Год 450-летия единства Башкортостана с Россией — к новым рубежам социального прогресса", требует соответствующих усилий всех органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городов, научных и общественных организаций, субъектов инновационной деятельности. Только в таком случае можно добиться синергетического эффекта от реализации комплекса мер по активизации инновационной деятельности в республике. Так считает заместитель министра промышленности, инвестиционной и инновационной политики Роберт Вагапов, выступивший с проектом Республиканской целевой инновационной программы РБ на 2008-2010 годы на расширенном заседании Совета по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Республики Башкортостан.

Как подчеркнул Роберт Вагапов, развитие экономики, промышленных производств, науки, образования, предпринимательства невозможно без эффективной региональной инновационной системы. Исследования на примере 25 стран Евросоюза показывают, что доля прироста валового внутреннего продукта за счет инноваций составляет более 75 процентов, что, в первую очередь, основано на соответствующем финансировании или росте осуществленных затрат на исследования и разработки.

Так, доля валовых внутренних расходов на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в Башкортостане в два раза ниже, чем в целом по России. В 2005 году в странах Организации экономического сотрудничества и развития доля финансирования промышленностью валовых внутренних расходов на исследования и разработки составила около 60 процентов, государства — около 30 процентов, тогда как в Российской Федерации эта пирамида перевернута. В Башкортостане доля организаций государственной собственности в объеме научно-технических работ составляет более 80 процентов.

Что касается Приволжского федерального округа, Башкортостан занимает третье место в округе по количеству созданных передовых производственных технологий, второе место по числу их использования. Доля значительно измененной или вновь внедренной продукции в общем объеме инновационной продукции в Башкортостане составляет более 85 процентов — четвертый по величине показатель среди регионов округа. Затраты на технологические новации в нашей республике за период с 2000 по 2005 годы в действующих ценах выросли в 3,5 раза и составили более двух миллиардов рублей (шестое место в округе).

Анализ сегодняшней экономической ситуации показывает, что в Башкортостане имеются предпосылки активизации инновационной деятельности, проявляющиеся в значительном производственном потенциале, активной работе научных организаций, высших учебных заведений, отраслевых научно-исследовательских институтов, существующих элементов инновационной инфраструктуры.

Известно, что развитые страны мира осуществляют научно-исследовательскую деятельность в университетских центрах и проектных лабораториях, специально созданных для решения задач технологического прорыва. И здесь партнерствуют не только бизнес и государство, но и особым образом взаимодействуют наука и образование. У нас же, по словам Роберта Вагапова, пока еще сохраняется большой разрыв в связи учебных заведений с предприятиями и научными организациями. Однако ошибочно обвинять наш бизнес в консерватизме и недальновидности, равно как и сетовать на недостатки одной лишь науки.

Очевидно, полагает заместитель министра, что мы имеем дело с системной проблемой, с разрывом единого инновационного цикла — от подготовки кадров для исследовательской деятельности до внедрения в производство новых технологий. Вопрос не в недостатке инноваций, а в отсутствии инфраструктуры, способствующей внедрению изобретений в производство. Конечно, экспериментировать на оборонной промышленности и тяжелом машиностроении опасно — это стратегические отрасли. Здесь удачно вписался бы малый бизнес — мостик между производством и большой наукой.

В связи с этим приоритетными являются следующие направления: создание и запуск механизмов развития предпринимательства на основе наукоемких разработок, цивилизованного рынка интеллектуальной собственности; обучение инновационному менеджменту персонала научных организаций; создание информационной базы инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса; государственная поддержка привлечения инновационно-активных бизнес-структур; продвижение инновационных разработок, продуктов, технологий и товаров в другие субъекты Российской Федерации, а также в страны ближнего и дальнего зарубежья.

В декабре прошлого года принят важный закон "Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан", заложивший правовые, экономические и организационные основы в данной сфере. Во исполнение данного закона, распоряжения Правительства о подготовке программы Министерством промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ совместно с Академией наук республики разработан проект Республиканской целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2008-2010 годы. В настоящее время проект согласован с заинтересованными министерствами и ведомствами, высшими учебными заведениями, научными учреждениями, общественными организациями и находится на рассмотрении в Министерстве финансов РБ.

Среди ключевых принципов построения программы лежит понимание того, что любой инновационный продукт проходит в своем развитии несколько этапов — от идеи до промышленного освоения. В организационном плане мероприятия программы могут быть условно разделены на два этапа: интегрирующий этап (2008 — 2009 годы) заключается в создании и развитии элементов инновационной инфраструктуры и объединении их в единую систему; инвестиционный (2009 — 2010 годы) — в расширении масштабов инновационной деятельности.

Система мероприятий программы, в соответствии со стадиями инновационного процесса, состоит из четырех основных блоков: формирование ключевых ориентиров инновационной деятельности; содействие повышению инновационной активности населения; содействие формированию системы научно-производственной кооперации; содействие коммерциализации инновационных проектов.

Ресурсное обеспечение программы планируется осуществлять, помимо средств бюджета республики, за счет привлечения средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников. Предполагаемый объем финансирования из бюджета Башкортостана составляет 305 миллионов рублей. Таким образом, можно на один рубль бюджетных средств республики привлечь около пяти рублей из внебюджетных источников. Привлечение альтернативных источников финансирования будет основано на организации конкурсов по реализации мероприятий программы на условиях софинансирования, что позволит дополнительно привлечь около 1,5 миллиарда рублей.

Примером формирования подобного эффекта может стать, по мнению Роберта Фанилевича, организация конкурсов на создание технопарков и бизнес-инкубаторов в районах и городах республики на принципах государственно-частного партнерства. Конкурсантами могут стать как муниципальные образования, так и субъекты инновационной деятельности.

Данная система при минимуме бюджетных средств будет непосредственно инициировать создание более 250 инновационных проектов, позволит привлечь 300 миллионов рублей заемных средств, обеспечит внешнеэкономической поддержкой не менее 300 видов продукции республиканских инноваторов, позволит застраховать их имущество при получение кредитов на внедрение инноваций на сумму не менее 400 миллионов рублей и многое другое.

В рамках реализации мероприятий программы предполагается участие Республики Башкортостан в проводимых федеральных конкурсах и выделяемых грантах. Свою роль сыграет и созданный в республике Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, призванный обеспечить стимулирование реализации инвестиционных и инновационных проектов, имеющих республиканское значение, поддержку наукоемкого предпринимательства. Ускорение экономического развития региона может быть обеспечено и за счет реализации кластерной политики. Среди стержневых кластеров республики — нефтехимический, машиностроительный и другие.

Современное развитие экономики, отмечает Роберт Вагапов, требует обязательного перехода на инновационный путь развития. При этом успешный бизнес невозможен без ключевых инновационных идей. А без инноваций, подкрепленных серьезными инвестициями и на первых порах государственной поддержкой, даже у процветающего производства нет будущего.

Автор: Любовь Колоколова

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть