Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

17 декабря Воскресенье

Уфа   °

Спикер парламента РБ Константин Толкачев о проблемах муниципалитетов и недостатках федерального законодательства

ПОЛИТИКА

- Отдельные проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты в повседневной работе, обусловлены недостатками федерального законодательства, - заявил сегодня во время проходивших в Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан парламентских слушаний "О состоянии и проблемах совершенствования местного самоуправления в Республике...

— Отдельные проблемы, с которыми сталкиваются муниципалитеты в повседневной работе, обусловлены недостатками федерального законодательства, — заявил сегодня во время проходивших в Государственном Собрании — Курултае Республики Башкортостан парламентских слушаний "О состоянии и проблемах совершенствования местного самоуправления в Республике Башкортостан" спикер башкирского парламента Константин Толкачев. — Сегодня действует более 150 федеральных законов, регулирующих вопросы местного самоуправления, многие из которых требуют уточнения и изменения. Трудности в практической деятельности муниципалитетов вызывает также и неоднозначность в понимании отдельных норм муниципального законодательства.

Местное самоуправление, по оценке Толкачева, наиболее близкий к населению уровень публичной власти, обеспечивающий, в конечном счете, устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. По работоспособности и эффективности местного самоуправления население оценивает эффективность всей государственной власти.

Право населения страны на местное самоуправление предусмотрено Конституцией Российской Федерации и гарантировано государством, что влечет его ответственность за обеспечение возможности реализации данного права. Понимание важности этой задачи четко прослеживается в принимаемых в республике мерах по проведению муниципальной реформы. Последовательная законотворческая работа позволила сформировать полноценную законодательную базу для развития местного самоуправления в Башкортостане. Выполняя требования Федерального закона и Указа Президента Республики Башкортостан "Об утверждении Перечня мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004-2007 годы", парламентом осуществлен значительный объем работы, позволивший Башкортостану с 1 января 2006 года, одним из первых в Российской Федерации, вступить в завершающую стадию реформы местного самоуправления.

В республике законами установлены границы и статус муниципальных образований — сельских и городских поселений в составе муниципального района, муниципальных районов и городских округов, приняты законы о местном самоуправлении, межбюджетных отношениях, порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ. Все требования переходных положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в республике выполнены своевременно и в установленном объеме.

Говоря о недостатках федерального законодательства, Константин Толкачев отметил, что большое количество изменений, внесенных в 131-й ФЗ, в какой-то мере привели к гармонизации его положений с многочисленными нормами отраслевого законодательства, регулирующими вопросы компетенции органов местного самоуправления. Но необходимость внесения изменений в отраслевые законодательные акты остается. В частности, на сегодняшний день особо острая потребность ощущается в совершенствовании федерального законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, поскольку проблема законодательного обеспечения формирования и исполнения местных бюджетов является одной из главных проблем эффективной реализации реформы местного самоуправления в Российской Федерации.

— Предусмотренные федеральным законодательством источники доходов местных бюджетов недостаточны для того, чтобы обеспечить полное и качественное осуществление полномочий органами местного самоуправления,  — сказал Толкачев. — Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов и стимулирования органов местного самоуправления по развитию налоговой базы на территориях муниципальных образований необходимо, прежде всего, увеличивать налоговые доходы местных бюджетов. Одним из принципов бюджетной реформы должно стать закрепление за каждым уровнем бюджета на постоянной основе источников собственных доходов.

Реформа местного самоуправления в первую очередь обострила проблему формирования доходной базы бюджетов сельских поселений, отметил Толкачев. В их бюджеты полностью зачисляется налог на имущество физических лиц, величина которого на протяжении нескольких лет не изменялась, и суммы поступлений крайне незначительны. Причины небольших размеров налога на имущество спикер видит в том, что на селе слабо развивается рынок жилья. Построенные домовладения не сдаются в эксплуатацию в установленном порядке; из-за отсутствия правоустанавливающих документов налоговые органы, в соответствии с законодательством РФ, не могут предъявить собственникам уведомления на уплату налога. Инвентаризационная стоимость жилья не отвечает реалиям сегодняшнего дня; налоговые органы проводят в недостаточном объеме контрольные мероприятия по выявлению новых объектов недвижимости, подлежащих налогообложению. Переход на установление земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости участка не дал должного эффекта. Более того, в сельских поселениях доходы от земельного налога упали в несколько раз, в связи с чем требуется проведение переоценки земель.

— В законодательстве не предусмотрены достаточные условия, способствующие своевременному и надлежащему осуществлению гражданами необходимых процедур по оформлению правоустанавливающих документов,  — продолжил Толкачев. — Сбор и подготовка документов сопряжены с расходами, которые ощутимым бременем ложатся на собственника имущества, особенно на селе. Ситуацию должен исправить Федеральный закон от 30 июня 2006 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества.

Данный нормативный правовой акт предусматривает возможность оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Органы местного самоуправления могут осуществлять прием заявлений граждан для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, выступать заказчиками работ по проведению территориального землеустройства таких земельных участков и технического учета (инвентаризации) созданных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, получать необходимые документы и передавать такие документы гражданам.

Но для обеспечения финансовой самостоятельности муниципалитетов необходимо также закончить работу по разграничению собственности на государственную и муниципальную. Поддержание в оптимальном состоянии муниципальной собственности является важной гарантией эффективного предоставления населению услуг. Для достижения этих целей необходимо разработать механизмы более эффективного использования муниципальной собственности за счет комплексного учета ресурсной базы на основе гибкой арендной и тарифной политики, бизнес-планирования деятельности муниципальных унитарных предприятий, оптимизации бюджетной сети, устранения неоправданных административных барьеров, препятствующих предпринимательской активности на местном уровне.

Важной является также и предстоящая в ближайшее время работа по описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, которую следует провести четко, в установленном законом порядке и в срок.

Необходимо проанализировать практику наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, достаточность финансовых и материальных ресурсов для их эффективного исполнения и в случае целесообразности продолжить работу по передаче государственных полномочий органам местного самоуправления.

Решение перечисленных проблем во многом зависит от оптимизации законодательного регулирования в сфере местного самоуправления на федеральном и республиканском уровнях. Константин Толкачев призвал органы местного самоуправления шире использовать данное законом право законодательной инициативы в Государственном Собрании РБ.

В целях совершенствования законодательного обеспечения финансовой самостоятельности муниципальных образований, считает спикер, следует рассмотреть вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на увеличение доходных источников местных бюджетов, и другие законопроекты, способствующие решению проблем местного самоуправления.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть