Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51

EUR 67.89

23 октября Понедельник

Уфа   °

В Год 450-летия единства Башкортостана с Россией - к новым рубежам социального прогресса

ПОЛИТИКА

Как уже сообщалось, Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов на заседании парламента республики выступил с Посланием к Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан. Ниже публикуем представленный парламентариям текст этого Послания.
"Уважаемые участники заседания!
В соответствии с Конституцией республики...

Как уже сообщалось, Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов на заседании парламента республики выступил с Посланием к Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан. Ниже публикуем представленный парламентариям текст этого Послания.

"Уважаемые участники заседания!

В соответствии с Конституцией республики обращаюсь к Вам со своим ежегодным Посланием. С 1995 года этот политико-правовой документ стал действенной формой анализа и оценки уровня социально-экономического и духовного развития республики, постановки задач на перспективу.

Цели, обозначенные в Послании прошлого года, в целом успешно достигнуты. Обстановка и в республике, и в стране сегодня благоприятна для дальнейшего экономического роста и совершенствования социальной политики. Поступательное развитие Башкортостана обеспечивается солидной нормативной правовой базой, оптимальными взаимоотношениями с федеральным центром и полномочным представительством Президента России в Приволжском федеральном округе. Продолжают крепнуть конструктивные, деловые контакты с руководством страны. Регулярными стали наши личные встречи с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Мы с вами не раз могли убедиться в высокой оценке Президентом страны вклада Башкортостана в социальный прогресс и укрепление могущества России.

Текущий год ознаменован событием огромного значения — 450-летием добровольного вхождения Башкирии в состав России. Этот праздник будет отмечаться на федеральном уровне и во многих регионах страны. И нужно шире раскрывать историческую роль этого события в становлении российского федерализма. Ничто не может быть дороже дружбы и братства, испытанных веками!

Россия подошла сегодня к новому уровню федеративных отношений — это качественное повышение самостоятельности и ответственности регионов в социально-экономическом развитии. В этих целях важна работа по достижению большей определенности полномочий, стабильности и финансовой обеспеченности. Основная нагрузка по разграничению предметов ведения по- прежнему приходится на текущее законодательство, хотя конституция страны предусматривает и договорные механизмы решения подобных вопросов. Вызывает обеспокоенность и отсутствие достаточного ресурсного обеспечения. Поэтому в условиях жесткой бюджетной политики центра мы вынуждены находить свои пути решения проблем, изыскивать дополнительные финансовые источники.

В процессах государственного строительства большая роль принадлежит Государственному Собранию республики. Определяющим направлением его законотворческой деятельности стало внесение изменений в Конституцию Башкортостана, а затем  — эффективная реализация в законодательстве обновленных ее положений. Наряду с изменением действующих, принято значительное количество новых, я бы сказал — долгожданных законов: о патронатном воспитании, инновационной деятельности, профилактике правонарушений, государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов, об обращениях граждан. В результате конструктивного взаимодействия Правительства и депутатов на высоком уровне подготовлен и своевременно принят бюджет республики на нынешний год.

Особое место в вашей работе в текущем году, как и прежде, займет согласование федерального и республиканского законодательства в части разграничения полномочий и совершенствования государственного управления в приоритетных областях — здравоохранении, образовании, культуре, занятости населения, природопользовании, а также в градостроительной и жилищной сферах.

Предстоит обеспечить дальнейшее повышение качества принимаемых законов на основе конструктивного диалога и слаженности в действиях депутатов и органов исполнительной власти. Особый акцент нужно сделать на совершенствовании планирования деятельности, усилении роли постоянных комитетов в улучшении технологий законодательного процесса. Профессиональное законотворчество, создание надежных механизмов реализации законов, контроль за их исполнением — эти задачи остаются первостепенными.

Сохраняет актуальность проблема эффективного взаимодействия с Федеральным Собранием, преодоления практики "игнорирования" законодательных инициатив регионов. Предлагаю теснее сотрудничать с комитетами и фракциями в Государственной Думе, активнее привлекать к отстаиванию интересов республики наших депутатов и представителей в Федеральном Собрании.

Развитие целостной системы законодательства, ее согласованность со стратегическими и тактическими задачами республики потребуют от вас, уважаемые депутаты, дальнейшей плодотворной деятельности.

Принятые законы должны работать. Задача исполнительной власти — на их основе последовательно претворять в жизнь стратегию развития республики. Ведущая роль в этом отводится вновь сформированному Правительству, в котором экономический блок усилен, особенно инвестиционной и инновационной составляющими. Теперь ему следует представить на рассмотрение Президента и Государственного Собрания программу деятельности на срок своих полномочий.

В рамках предстоящей бюджетной реформы Правительству предстоит заблаговременно подготовить предложения по развитию финансово-экономических механизмов.

В целях усовершенствования нормотворчества возрастает координирующая роль Правительства по качественному исполнению министерствами и ведомствами возложенных на них полномочий по подготовке правовых актов. Надо активизировать взаимодействие с федеральными органами власти для выполнения принятого Правительством России плана подготовки актов по реализации приоритетных национальных проектов. Необходимо развивать различные формы взаимодействия республиканских органов власти с территориальными структурами федеральных органов.

Уважаемые депутаты!

В Башкортостане полным ходом идет муниципальная реформа. Недавно прошли выборы в Советы сельских поселений. По их итогам сформирован новый депутатский корпус, избраны главы муниципальных образований. Теперь им предстоит ответственная работа по решению вопросов местного значения. А перед Правительством стоит обширный круг задач по укреплению территориальных основ и экономической базы муниципалитетов. Приоритетные из них — принятие плана мероприятий по описанию и утверждению границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства, завершение процедуры передачи на места объектов республиканской собственности. Назрела необходимость в разработке Программы государственной поддержки и развития местного самоуправления. Ее следует принять уже в самое ближайшее время. Органы местного самоуправления, в свою очередь, должны кардинально менять подходы к формированию финансово-экономической базы. Надо настойчиво искать и находить источники финансирования, открывать новые и развивать действующие предприятия, поддерживать предпринимательство и потребкооперацию. Правительству же следует принять меры по поощрению муниципальных образований за значимые результаты в организации жизнеобеспечения населения.

Совету муниципальных образований необходимо деятельно участвовать в совершенствовании нормативной правовой базы на местах, стать центром консультативно-методической и организационной помощи районам и городам.

Эффективность деятельности органов власти во многом зависит от качества работы государственных и муниципальных служащих. Можно с уверенностью сказать, что идеи формирования системы государственной службы сегодня успешно претворяются в жизнь. Сделаны значительные шаги по правовому регулированию. Принят и требует качественной реализации новый федеральный закон о муниципальной службе. Вместе с тем, имеются определенные проблемы в этой сфере, в частности, по пенсионному обеспечению муниципальных служащих. Соответствующий республиканский закон принят, но пока так и "не заработал" из-за того, что не было определенности с уполномоченным органом. Это еще раз подчеркивает необходимость четкого прогнозирования реализации правовых норм!

Уважаемые парламентарии!

Сила органов государственной власти и местного самоуправления — не только в принимаемых решениях, но и в качестве обеспечения ими гарантий прав граждан. Это вопрос, которым нужно постоянно заниматься.

Успешно начата реализация федеральной целевой программы по развитию судебной системы. Увеличена численность мировых судей. В структуру аппарата мирового судьи введена должность помощника судьи. Важным событием стала недавно прошедшая конференция судей, избравшая новые составы Совета и Квалификационной коллегии.

В обеспечении гарантий защиты прав граждан особая роль принадлежит прокуратуре. Работникам прокуратуры надлежит взвешенно и обоснованно подходить к осуществлению своих функций, бескомпромиссно бороться с криминальными проявлениями, конструктивно вести диалог с органами государственной власти республики в вопросах нормотворчества.

Создание надежной системы безопасной жизнедеятельности граждан — одна из первостепенных задач государства. Продолжает оставаться фактором социальной дестабилизации коррупция. Уверен, что противостоять ей способны только развитые институты гражданского общества, открытая экономика и цивилизованный рынок. Необходимо сочетание правовых и организационных мер по противодействию коррупции, поддержка конкуренции, защита права собственности и свободы предпринимательства. Важна здесь и прозрачность административных процедур.

Серьезную озабоченность вызывает наркомания. Эффективная борьба с ней возможна только при участии всех органов власти и общественных институтов. Основной упор в этой области должен быть сделан на совершенствование межведомственной системы противодействия наркопреступности и профилактики наркомании. Следует преодолеть разобщенность ведомств, наладить их взаимодействие, обеспечить качественный мониторинг наркоситуации и обмен информацией.

Органам внутренних дел требуется осуществить комплекс мер по недопущению совершения преступлений. Это — эффективное выявление, устранение и нейтрализация причин, условий и обстоятельств, им способствующих. Особо важно оказывать профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением.

Определенная роль в повышении правовой культуры в обществе отводится Уполномоченному по правам человека в республике. Считаю, что настало время подготовить Концепцию обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Адвокатура, нотариат, регистрационная служба — важные механизмы правовой помощи и защиты интересов граждан. Правительству пора обратить внимание на обеспечение достойной заработной платой государственных нотариусов, определить порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь. Регистрационной службе необходимо повысить уровень организации своей деятельности.

Уважаемое собрание!

В предыдущем Послании большое внимание уделялось диалогу власти и общества, средствам массовой информации. В республике зарегистрировано более 800 печатных и около 200 электронных СМИ. По насыщенности ими Башкортостан — в числе лидеров среди регионов. Журналисты участвуют в формировании общественного мнения, воспитании подрастающего поколения, укреплении согласия, духовных и нравственных ценностей. Им следует более активно перенимать передовой опыт российской и мировой прессы, повышать свой профессионализм. Предстоит хорошо отразить на всех уровнях празднование 450-летия единства Башкортостана и России.

Остановлюсь на развитии и других институтов гражданского общества. В прошлом году произошли существенные изменения в законодательстве о выборах. Отменен порог явки избирателей. Предстоящие выборы в Государственную Думу пройдут по партийным спискам. В связи с этим повышаются требования к самим партийным организациям и претендентам на должности народных избранников. Хотелось бы видеть кандидатов, способных эффективно работать, болеющих за судьбу нашей Родины. И особенно — из числа молодых, прогрессивных деятелей.

Башкортостан — многонациональная и многоконфессиональная республика. И задачи нашей государственной политики — укрепление дружбы народов, развитие языков, национальных культур и традиций, толерантности, гражданственности и общечеловеческих ценностей.

Отрадно, что у нас исторически сложилась веротерпимость, конструктивное сотрудничество традиционных для края конфессий. Как и прежде, им будет оказываться поддержка в патриотическом, нравственном и духовном воспитании граждан.

Уважаемые товарищи!

Итоги работы основных секторов экономики за прошедший год укрепили позиции Башкортостана как одного из опорных регионов России. Валовой региональный продукт увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,7%, а по отношению к 2000 году — в полтора раза. И это полностью соответствует задаче удвоения валового регионального продукта к 2010 году! Объем промышленного производства вырос на 6%, продукции сельского хозяйства — на 9%, оборот розничной торговли — на 24,8%. Построено более 1 млн. 700 тыс. кв.м. жилья. Это самый высокий результат в нашем жилищном строительстве за последние 13 лет. Внешнеторговый оборот превысил 8 млрд. долларов США.

Весомые инвестиции — более 104 млрд. руб. направлены на техническое перевооружение производств, освоение современных технологий и выпуск новой продукции. Введены новые и реконструированы действующие мощности акционерных обществ "Уфимский нефтеперерабатывающий завод", "Уфанефтехим", "Салаватнефтеоргсинтез", "Каустик", "Сода", "Стерлитамакский нефтехимический завод" и других предприятий.

Осуществляется ряд крупных проектов в машиностроении. Наиболее значимый из них — организация совместно с австрийской фирмой первого в России серийного производства трактора мощностью 150-220 лошадиных сил. Вместе с нидерландскими партнерами на "НефАЗе" освоен выпуск современных по всем параметрам городских автобусов и автобусов туристического класса. Строится завод по изготовлению трансформаторов большой мощности, первой в России сборке крупных комплектных устройств для подстанций и электростанций. Надеемся, что и строители скоро получат свою облицовочную керамическую плитку по австрийской технологии, а также гипсокартон французской марки.

Большие средства в агропромышленный комплекс направляет совместно с голландскими партнерами группа компаний "Нерал". Так, в Туймазинском районе строится крупная молочнотоварная ферма на 1140 голов, приобретаются оборудование, кормозаготовительная техника, высокоудойный племенной скот. Инвестируется Белебеевский молочный комбинат  — один из крупных в стране производителей сыров твердых сортов.

Все реализуемые инвестиционные программы призваны стать катализатором качества экономического роста. Надо находить возможности для приращения добавленной стоимости. Наряду с традиционными следует настойчиво осваивать новые, перспективные направления производства, чтобы они стали центрами инновационных, инвестиционных, научных и кадровых ресурсов.

В республике должен усиливаться режим благоприятствования инвестиционным процессам, осуществляться система их сопровождения по принципу "единого окна".

В прошлогоднем послании я отмечал слабую подготовленность республики к реализации предлагаемых центром новых инструментов экономической политики. При наличии необходимых ресурсов и возможностей мы по-прежнему остаемся аутсайдерами во многих конкурсах, в том числе на создание особых экономических зон. Считаю, Правительству следует активнее взаимодействовать с федеральными органами власти, увязывать наши инвестиционные планы с общероссийскими. Важно, чтобы повышение конкурентоспособности промышленности страны открывало новые возможности для реализации преимуществ и республиканских предприятий.

Данная задача становится еще более актуальной в преддверии вступления России во Всемирную торговую организацию. Предприятия пока не вполне готовы к работе в новых условиях. У Правительства отсутствует реальная программа действий по упреждению возможных угроз от более дешевых импортных товаров. Особой поддержки заслуживают те наши товаропроизводители, которые смогут составить конкуренцию зарубежным. Министерству экономического развития, Министерству промышленности, инвестиционной и инновационной политики нужно выработать здесь конкретные меры.

Башкортостан обладает значительным научно-техническим потенциалом. Наши прикладные разработки и технологии востребованы не только в России, но и за рубежом. Однако используется лишь пятая часть имеющихся передовых технологий. И проблема здесь не столько в их недостаточной проработке, сколько в слабой коммерциализации. А созданные ранее технопарки так и не стали действенной формой интеграции науки и производства, не говоря уже о других звеньях инновационной системы.

Ситуацию пора в корне менять. Надо определить роль и место каждого участника инновационного процесса. Министерству промышленности, инвестиционной и инновационной политики, Министерству экономического развития, Министерству финансов, Академии наук республики необходимо создать эффективные механизмы финансирования научных разработок и технологий, продвижения их на рынок. Следует наладить взаимодействие научных учреждений, органов власти, предприятий для усиления научного обеспечения социально-экономического развития. Прикладная наука должна развиваться, исходя из нужд реального сектора экономики, приносить конкретную отдачу. Руководителям предприятий нужно активнее возрождать рационализаторскую и изобретательскую деятельность, систему поощрения за техническое творчество. Пора усвоить — инновации внедряются не директивами! Здесь исключительно важны создание благоприятной атмосферы на предприятиях, мотивация новаторства работников.

Уважаемые участники заседания!

Сегодня Башкортостан — флагман по многим видам промышленной продукции. Сохраняется лидерство по переработке нефтяного сырья, производству светлых нефтепродуктов, синтетических смол и пластмасс, кальцинированной и каустической соды, бутиловых и изобутиловых спиртов, полиэтилена и синтетических каучуков, стальной проволоки, электроламп, строительного стекла, автобетоносмесителей, станков и вертолетов.

Для дальнейшего укрепления наших позиций важно решить ряд конкретных задач в базовых отраслях промышленности.

В нефтедобыче требуется продолжить внедрение передовых технологий воздействия на пласты, применяемых "Башнефтью". В нефтепереработке следует повысить качественные и экологические характеристики продуктов и перейти на выпуск продукции по стандартам Евро-4 и Евро-5. Важное значение для химии и нефтехимии будет иметь завершение строительства производства полиэтилентерефталата на "Полиэфе", установки замедленного коксования в "Уфанефтехиме".

Необходимо задействовать уникальный научно-технический потенциал наших машиностроительных предприятий. Здесь на первый план выходят: разработка авиационных двигателей 5-го поколения на УМПО и предприятии "Мотор" в кооперации с компаниями "Сатурн" и "Сухой"; освоение производства легкого вертолета соосной схемы специального назначения на Кумертауском авиапредприятии; серийный выпуск высокоскоростных и высокоточных центров на Стерлитамакском станкостроительном заводе.

В черной металлургии будет продолжена модернизация прокатного, волочильного и канатного оборудования, внедрение современных технологий на Белорецком металлургическом комбинате. Увеличение производства метизов обеспечит ввод в действие сталеплавильного завода в Агидели, который сможет перерабатывать лом черных металлов и выпускать 550 тыс. тонн стального проката.

В цветной металлургии нужно обеспечить восполнение минерально-сырьевой базы. Это развитие Учалинского, Узельгинского и Молодежного подземных рудников, освоение месторождений "Новый Сибай", "Юбилейный", Камаганского и Подольского. Хайбуллинской горной компании нужно ввести участок для переработки бурожелезняковых руд.

Необходимы конкретные меры по загрузке неиспользуемых производственных мощностей в легкой промышленности. Надо возобновить и переработку кожевенного сырья в Октябрьском и Стерлитамаке.

Аграрная политика Башкортостана традиционно направлена на устойчивое развитие сельского хозяйства и села в целом. Это исключительно важно, ведь здесь живут и трудятся более 40% населения. Для нас село — не только надежный источник продовольствия, но и основа сохранения традиций, языка и национальной культуры. Это живой организм, где все должно быть гармонично — производство, подсобные промыслы, водоемы, условия жизни и досуга. Крестьянин всегда умел жить в ладах с природой, напряженно трудиться, растить достойную смену. И наше село никогда не было бесперспективным и вымирающим!

За прошлый год сельхозпродукции произведено на сумму около 73 млрд. руб. А это — 4,5% общероссийского объема! Республика еще раз доказала, что является одной из хлебных житниц страны. В числе первых в стране мы вышли на оптимальный норматив — производство тонны зерна на одного жителя. Так, зерна собрано более 4 млн. тонн, при средней урожайности более 24 ц/га. Отдельные хозяйства получили урожай зерновых более 50 ц/га. Это весьма высокие показатели для наших природно-климатических условий! Собран рекордный урожай сахарной свеклы — 1 млн. 850 тыс. тонн, при средней урожайности более 240 ц/га. Намолот маслосемян подсолнечника превысили 143 тыс. тонн. Ряд хозяйств добились самой высокой урожайности подсолнечника — до 36 ц/га.

На уровне предыдущего года сохранилось поголовье основных видов скота и птицы. При этом производство молока увеличилось на 2,6%, а мяса — на 6,7%.

Аграриям мы оказываем весомую государственную поддержку. Только за последние три года сюда направлено более 21 млрд. 400 млн. руб., в том числе за прошлый год — 9 млрд. 518 млн. руб. Это конкретные дела — помощь в проведении полевых работ, закупка племенного скота и оборудования для ферм, капитальный ремонт и модернизация техники, приобретение новых тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов. А также самое главное для сельчан — строительство жилья, школ, объектов здравоохранения и культуры, дорог, газификация и телефонизация.

И мы вправе ждать большей отдачи, новых серьезных достижений. Сегодня наш АПК располагает огромным потенциалом. При умелом его использовании мы сможем выйти на первые места по объему продукции в России. На это и надо ориентироваться!

Безусловно, приоритетным остается дальнейшая реализация национального проекта в АПК. По всем его направлениям взят хороший старт. Строится и модернизируется 18 животноводческих комплексов. Но этого явно недостаточно. Необходимо полнее задействовать новые возможности в каждом районе. Должны быть использованы все пустующие животноводческие помещения. Производство продукции животноводства надо увеличить к 2010 году более чем на 30%. Поэтому следует безотлагательно принять республиканскую программу развития животноводства.

Есть ряд проблем и в развитии малых форм хозяйствования. Правительству, администрациям районов следует принять меры по организации доступности субсидирования процентных ставок по кредитам, взятым личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на местах.

Заслуживает одобрения создание кредитных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых и заготовительных сельскохозяйственных кооперативов. Но не все они работают. А потребность в них большая. И чтобы они заработали в полную силу, необходима более действенная их поддержка со стороны администраций районов, Россельхозбанка, Башпотребсоюза, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Предстоит также принять ряд мер по дальнейшему развитию потребительской кооперации.

Требует совершенствования кадровая политика в отрасли. Ежегодно готовим более двух с половиной тысяч специалистов, которые далеко не всегда стремятся работать на селе. Система и уровень подготовки специалистов-аграриев все еще не соответствуют сегодняшним потребностям сельского хозяйства и об этом мы говорим уже не первый раз. Правительству республики совместно с администрациями муниципальных районов и учебными заведениями пора разобраться в этом вопросе. Нужны и реальные стимулы молодым специалистам для работы и жизнеустройства на селе. Это — достойная заработная плата и жилье, условия для отдыха и развития. Все эти проблемы не разрешатся сами собой, здесь нужна должная общая забота.

Нынешний год — Год 450-летия единства Башкортостана с Россией — требует высочайшей ответственности от предприятий и организаций строительного комплекса. Главное — завершить в установленные сроки строительство и реконструкцию объектов, включенных в план основных мероприятий по подготовке к юбилею. Это Дом дружбы народов, Международный аэропорт "Уфа", ипподром "Акбузат", универсальная спортивная арена "Уфа-Арена", железнодорожный пассажирский комплекс на станции Уфа, а также намеченные объекты дорожного хозяйства.

В число важнейших задач входит также активная реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье — гражданам России", Республиканской жилищной программы до 2010 года. Особое значение имеет формирование рынка доступного жилья, развитие его финансирования и кредитования. В прошлом году построено более 21 тыс. 100 квартир. По вводу жилья на 1000 человек населения Башкортостан на одном из ведущих мест в стране. Но потребность в жилье еще большая. Надо существенно увеличить жилищное строительство, уже в ближайший период достичь уровня 2 млн.кв.м. в год.

И в этом вопросе нам следует ориентироваться на мировые стандарты, действовать гораздо энергичнее. Необходимо определять новые жилые микрорайоны, разработать планы их комплексной застройки, предусматривая инженерную, коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру. Для снижения рыночной стоимости жилья и обеспечения его доступности широким слоям населения в нашем Послании предлагается целый комплекс мер. Они потребуют объединения усилий органов государственной власти, местного самоуправления, самих строителей.

Следует последовательно активизировать процесс ипотечного кредитования. Правительству необходимо разработать механизм расширения социальной ипотеки. Долгосрочные жилищные кредиты должны получать люди не только с высокими, но и средними доходами, работники бюджетных организаций. Здесь важно и участие работодателей всех форм собственности. Они могут использовать различные пути финансирования: оплату первоначального взноса на строительство жилья для своих работников, предоставление им беспроцентных или низкопроцентных ссуд, строительство ведомственного жилья, продажу его в кредит. А за опытом далеко ходить не надо, он в республике уже есть!

Правительству и муниципальным образованиям следует держать под неослабным контролем реализацию республиканской программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".

Прошлый год, посвященный благоустройству, дал новый импульс работе и жилищно-коммунального комплекса. На реконструкцию и восстановление объектов коммунального хозяйства, благоустройство территорий направлено свыше 3 млрд. руб. бюджетных средств. Почти на 2 млрд. 500 млн. руб. выполнен ремонт жилищного фонда.

Не менее сложные задачи поставлены перед отраслью и в текущем году. Дальнейшие преобразования ЖКХ требуют значительного сокращения, а в последующем — полной замены изношенных фондов, улучшения финансового положения предприятий, ликвидации накопившейся задолженности. Следует организовать мониторинг состояния жилищного фонда и принять меры по его капитальному ремонту. Органам местного самоуправления необходимо обеспечить проведение конкурсов по выбору организаций, управляющих организаций фондом. Надо хорошо использовать результаты эксперимента по отработке экономических и правовых взаимоотношений между собственниками жилья, управляющими организациями и поставщиками услуг.

Для такого экономически развитого региона, как Башкортостан, огромное значение имеет транспортный комплекс. Большие позитивные процессы здесь сопровождаются улучшением производственных и финансово-экономических показателей. Лидирующее положение сохраняет трубопроводный транспорт. Его магистрали объединяют нефтедобывающие районы с нефтеперерабатывающими заводами Башкортостана. За прошлый год по трубопроводам перекачано 106 млрд. 500 млн. куб.м. газа, 16 млн. тонн нефти, 7 млн. 900 тыс. тонн нефтепродуктов. Успешно развивался автомобильный, железнодорожный и водный транспорт. В общей сложности ими перевезено свыше 129 млн. тонн грузов. Значительно расширилась география воздушных сообщений по территории России, а также стран Европы, Азии, Дальнего и Ближнего Востока.

Правительству и органам местного самоуправления и в дальнейшем следует содействовать комплексному развитию всех видов транспорта.

Фактически сегодня мы переживаем настоящий автомобильный бум. В городах на тысячу жителей приходится более 200 автомобилей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура рассчитана только на 60-100 единиц. С каждым днем труднее и проехать, и припарковаться. Совершенствование транспортной инфраструктуры и обеспечение безопасности дорожного движения становятся более серьезными социально- экономическими задачами. Необходимо планомерно расширять и улучшать всю структуру улично-дорожной сети за счет строительства скоростных автомагистралей и развязок, содержания дорог в нормативном состоянии. Особенно — в Уфе.

Продолжается интенсивное развитие связи. Общий объем услуг, оказанных в прошедшем году предприятиями отрасли, превысил 13 млрд. 400 млн. руб. Продолжилось динамичное развитие телекоммуникационной сферы. Существенно увеличилась мощность телефонной сети. Построены современные цифровые АТС. Республика одной из первых среди регионов страны превысила миллионный уровень телефонных номеров. Знаменательным стал перевод Уфимской городской телефонной сети на семизначную индексацию. Бурно развивается сотовая связь. Общее количество ее номеров увеличилось больше чем на треть и достигло 3 млн. 800 тысяч.

Для дальнейшей информатизации общества важно совершенствовать всю инфраструктуру сбора, обработки, использования и защиты информации. Нужно последовательно выполнить программу "Электронный Башкортостан", разработать единые подходы и стандарты доступа к официальным информационным ресурсам, обеспечить перевод их в цифровую форму. Необходимо улучшать деятельность центров доступа населения к социально значимой информации.

Уважаемые товарищи!

Развитые внешнеэкономические связи — показатель конкурентоспособности экономики. Отрадно, что интерес регионов России и ведущих стран мира к Башкортостану устойчиво растет. Более эффективно стал работать институт представительств. В то же время для расширения международных и межрегиональных связей есть еще немало резервов. Главное — не в полной мере реализуются конкурентные преимущества республики. Инвестиции сосредоточены в основном в крупных городах, на предприятиях химии, нефтехимии, развлекательной инфраструктуре. Ряд приоритетных сфер остается неохваченным. Слабо вовлечены в российский и международный туризм наши здравницы.

Остро стоит вопрос поиска стратегических партнеров, привлечения инвестиций в инновационную сферу. Здесь особенно важно создание предприятий с участием иностранных компаний, размещение сборочных производств ведущих корпораций. Но все надо делать продуманно, с хорошей инновационно- технологической экспертизой.

Интересы республики за рубежом следует отстаивать тверже, эффективно использовать потенциал международных и межрегиональных соглашений о сотрудничестве. Уверен, что в современной России такие субъекты федерации, как наш Башкортостан, должны быть весомо представлены на мировой арене.

Хороших результатов за прошлый год достиг потребительский рынок. Оборот розничной торговли возрос почти на четверть. Введено 900 объектов торговой площадью более 129 тыс. кв. м, в том числе 20 из них — на селе. Тем не менее, проблем еще немало. Важно навести порядок в рыночной торговле, предусмотреть строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков, реконструкцию действующих и закрытие неперспективных. С учетом новых требований неослабное внимание нужно уделить подготовке своего квалифицированного персонала. Министерству внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства совместно с органами местного самоуправления следует принять меры по расширению ассортимента товаров республиканских производителей в продаже крупных торговых компаний.

Предстоит совершенствовать структуру и общественного питания. Основные его приоритеты — сбалансированное и здоровое питание, особенно в образовательных учреждениях.

Требуется обеспечить эффективное государственное регулирование потребительского рынка, защищать торговлю от проникновения недоброкачественной продукции.

Многое в экономике зависит от характера взаимодействия власти и бизнеса. Первый съезд предпринимателей показал возросшую активность деловых кругов. Нужно и дальше совместно находить лучшие формы сотрудничества крупного, среднего и малого бизнеса. Конструктивное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления и бизнес- сообщества позволит решить задачу удвоения доли бизнеса в валовом региональном продукте и бюджетах всех уровней.

Особое значение имеет выверенная бюджетная политика. Башкортостан по сумме налоговых сборов и иных обязательных платежей входит в десятку регионов, которые формируют две трети доходов федерального бюджета. На территории республики за прошедший год собрано платежей в бюджеты и внебюджетные фонды 209 млрд. 500 млн. руб., из них 67,4% перечислено на федеральный уровень. Расходы консолидированного бюджета составили 74 млрд. 930 млн. руб., из них более 60% направлено на решение социальных вопросов.

Перед бюджетной и налоговой сферой стоят два блока основных задач. Первый — это безусловное выполнение расходных обязательств всеми уровнями публичной власти, ориентация расходов на реализацию приоритетных направлений государственной политики. Это и мониторинг эффективности бюджетных расходов, совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок. Важно обеспечить своевременное финансирование мероприятий, включенных в план по подготовке и проведению главного праздника года.

Не менее значима вторая группа задач — по повышению эффективности и качества бюджетной и налоговой политики. Прежде всего — обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов бюджета республики и местных бюджетов, повышение роли и качества среднесрочного финансового планирования. Важно стимулирование инструментами налоговой политики и государственной поддержки позитивных структурных изменений в экономике.

Растет участие банков в экономике и повседневной жизни граждан. Общий объем выданных кредитов вырос за прошлый год на 45% и составил почти 268 млрд. руб. Населением получено кредитов на 32 млрд. руб. Объем ипотечных кредитов увеличился втрое и достиг 10 млрд. руб.

Банковское сообщество республики представлено сегодня практически всеми ведущими российскими банками. В крупных населенных пунктах мы видим даже их острую конкуренцию. Но актуальной задачей остается развитие филиальной банковской сети в средних, малых городах и селах.

Один из важных вопросов — более активное участие банков в реализации национальных проектов. Нужно полнее использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам сельхозпроизводителям, проработать вопрос о предоставлении сельчанам льготных кредитов на газификацию. Уверен, что банки будут и впредь также содействовать развитию рынка доступного жилья.

Правительству республики совместно с банковскими учреждениями, правоохранительными и налоговыми органами следует продолжить скоординированную работу, оградить банковский сектор от проникновения преступных капиталов, целенаправленно снижать отток средств в теневой оборот.

Особого внимания требуют земельно-имущественные отношения. На первом плане — землеустроительные работы по переоценке государственной кадастровой стоимости земель, реализации федерального закона о так называемой "дачной амнистии". Необходимо организованно провести бесплатную приватизацию участков из земель сельхозназначения. В этих вопросах население пока информировано крайне слабо. Требуется своевременно обеспечить резервирование земель для государственных и муниципальных нужд. Правительству следует детально отработать механизм и процедуру принятия соответствующих решений на республиканском и местном уровнях.

В Башкортостане накоплен большой опыт по защите прав собственности. Не случайно Уфа была выбрана местом для проведения крупного форума по обсуждению вопросов экономической безопасности. Мы решительно пресекаем так называемую рейдерскую деятельность, фактически — уголовные налеты на предприятия. Но здесь беспокоит отсутствие системной и скоординированной работы. Правительство, министерства и ведомства реагируют лишь по фактам захвата управления и собственности предприятий. Для защиты предприятий от таких посягательств необходимо четкое взаимодействие всех органов власти — не только республиканских и местных, но и федеральных.

Итоги первого года работы муниципалитетов показали, что в целом они справляются с возложенными на них задачами. Но, к сожалению, часть из них живет по-старому, на иждивении у республики и не стремится что-либо менять. Сегодняшние реалии таковы, что будут поддерживаться только те муниципальные образования, которые хотят и умеют работать и зарабатывать.

Экономический подъем территорий невозможен без выверенной стратегии. Среднесрочные программы развития районов и городов не отражают новых условий, потребности местного самоуправления. Данные документы требуют переработки. Правительству необходимо уже в текущем году внедрить методику оценки уровня социально-экономического развития территорий, критерии эффективности деятельности администраций муниципальных районов и городских округов.

Мы располагаем большим опытом управления качеством окружающей среды, который положительно оценивается федеральным центром. Заметно улучшилось отношение хозяйственников к экологии. В нефтедобыче, нефтепереработке, нефтехимии и химии модернизируется оборудование, сокращаются экологически вредные производства, благоустраиваются производственные площадки. Успешно идет переподготовка кадров по природопользованию и охране окружающей среды. В экологии, благоустройстве есть с кого брать пример — это Стерлитамак, Дюртюли, Агидель и другие наши города и районы. И нам следует и в дальнейшем повышать общую экологическую культуру республики.

В последнее время в стране участились катастрофы с большими человеческими жертвами — крупные пожары, взрывы на шахтах, многочисленные авиа- и автокатастрофы. Так, только в дорожно-транспортных происшествиях в республике ежегодно погибают и получают ранения более 7 тыс. жителей.

Необходимо на всех уровнях принять исчерпывающие меры по вопросам безопасности производства, своевременной диагностики и ремонта трубопроводов, дорог. Под жестким контролем должны быть исправность автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, предполетная подготовка авиатехники.

Большой ущерб приносят пожары. Правительству совместно с администрациями муниципальных образований необходимо принять меры по укреплению материально-технической базы пожарной безопасности, повышению общей культуры безопасности. Необходимо обеспечить на всех уровнях власти выполнение мероприятий, предусмотренных республиканскими целевыми программами в этой сфере.

Уважаемые товарищи!

Каждый день приближает нас к главному празднику года. Основная нагрузка придется на столицу. Но многое предстоит сделать и в других районах и городах. Нужно планомерно вести комплексное их оформление и благоустройство, шире привлекать для этого отечественных и зарубежных мастеров, специализированные институты.

Необходимо обеспечить бесперебойную службу общественного транспорта, оптимизацию транспортных потоков, продуманные графики работы предприятий и учреждений. Важно четко организовать индустрию питания, придорожного сервиса, хорошо представить традиции национальной кухни, сувенирную продукцию. Большое значение приобретает деятельность наших представительств по более широкому участию республиканских товаропроизводителей в "юбилейных" выставках, презентациях, Днях республики.

Уважаемое собрание!

Достигнутые результаты в экономике позволяют нам последовательно улучшать благосостояние народа. Причем, гораздо более высокими темпами, чем по стране. Если в целом по России с 2000 года реальные денежные доходы выросли в 1,9 раза, то у нас — в 2,3 раза. Только за прошлый год они увеличились на 18%. Это почти в два раза больше, чем в среднем по стране!

Но нас ни в коей мере не устраивает то, что у части работающих заработная плата пока ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Отстает от среднероссийского уровня и среднемесячная заработная плата. Уже в ближайшем будущем нужно решить и эти проблемы. Для дальнейшего повышения уровня жизни населения в республике разрабатывается специальная программа. Она должна стать реальным рычагом для существенного роста заработной платы, качества жизни.

Остается стабильной ситуация на рынке труда. Но дисбаланс между спросом и предложением на рабочую силу еще сохраняется. Большинство обратившихся в службу занятости — молодые люди, в основном выпускники школ и профессиональных учебных заведений. Необходимо принять действенные меры по профориентации, повышению их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда.

На протяжении уже ряда лет республика в числе регионов с самым низким уровнем производственного травматизма. Но несчастных случаев со смертельным исходом больше, чем в развитых странах. Здесь важно существенно повысить требовательность к работодателям. Трудовое законодательство должно строго соблюдаться. Нужно своевременно заключать коллективные договоры и выполнять все предусмотренные обязательства.

Одна из важных задач социальной политики — государственная поддержка людей старшего поколения, малоимущих категорий населения. В истекшем году на эти цели из бюджета республики израсходовано свыше 6 млрд. руб., в этом году предусмотрено около 7 млрд. 800 млн. руб. Имеются все возможности для дальнейшего повышения уровня социальной защиты граждан. С 1 января нашим указом увеличены в среднем в 1,5 раза ежемесячные выплаты региональным льготникам — труженикам тыла и ветеранам труда, ветеранам военной и государственной службы, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Мы рассчитываем и на должную заботу предприятий и организаций о своих ветеранах.

В центре внимания — вопросы материнства и детства. Уже более трех с половиной тысяч матерей, имеющих пятерых и более детей, награждены медалью республики "Материнская слава" с единовременным материальным вознаграждением. Семьи с четырьмя и более детьми получают ежемесячные пособия в размере от тысячи до полутора тысяч рублей. Пособия установлены для студенческих и аспирантских семей с детьми, а также по уходу за ребенком-инвалидом. Семьям, воспитывающим десять и более несовершеннолетних детей, бесплатно выделяются микроавтобусы "Газель". Определенные льготы имеют и семьи в сельской местности. Приняты дополнительные меры по стимулированию рождаемости, материальной поддержке семей, имеющих детей. Сертификат на материнский капитал в 250 тыс. руб. уже получили более тысячи родителей. В ряде районов, городов и на некоторых предприятиях установлены и свои выплаты матерям. Такой позитивный опыт, безусловно, заслуживает распространения.

В целом у нас более благоприятная по сравнению с другими регионами демографическая ситуация. Начиная с 2000 года растет рождаемость. Однако высокой остается и смертность. Что особенно тревожит — в трудоспособном возрасте. Проблема эта острая, общероссийская. И было бы целесообразно выйти с инициативой в Государственную Думу о разработке стратегии улучшения демографической ситуации в стране, увеличения продолжительности жизни людей.

Еще одна животрепещущая проблема — рост количества детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считаю это явление позорным для цивилизованного общества! Дети должны воспитываться в семьях, а не в детдомах. Для улучшения жизнеустройства детей-сирот нужно привлечь внимание всего населения, активизировать работу по усыновлению, опекунству, попечительству и патронатному воспитанию. Посмотрите, какой широкий отклик у населения вызвал прошедший недавно республиканский телемарафон "Доброе сердце". Так надо действовать и дальше!

Серьезные позитивные изменения происходят в системе здравоохранения. В прошлом году на строительство и реконструкцию 39 объектов из всех источников было выделено 2 млрд. 300 млн. руб. инвестиций. В целом из бюджетов всех уровней в отрасль направлено более 18 млрд. руб.!

В рамках нацпроекта принят комплекс мер по улучшению первичной медико-санитарной службы, усилению профилактической направленности, расширению высокотехнологичной медицинской помощи. Назрела необходимость совершенствовать механизмы финансирования здравоохранения. Важно укреплять материально-техническую базу, улучшать подготовку квалифицированных кадров для учреждений специализированной помощи, внедрять современные лечебно- диагностические технологии.

Здесь особо значима роль и санаторно-курортного обслуживания. Многие здравницы республики прошли полную реконструкцию, оснащены прекрасным оборудованием и теперь предоставляют услуги на уровне мировых стандартов. Наши ведущие санатории — неоднократные призеры престижных конкурсов, признаны лучшими в России. Не случайно Всероссийский форум "Здравница — 2007" будет проходить именно в Башкортостане.

Традиционно в центре внимания — система образования. В прошлом году велось строительство 75 образовательных учреждений. Введены в действие 47 объектов, в том числе 36 новых школ на 7023 места. После реконструкции открыты 7 учреждений. В целом на образование, с учетом капвложений, из консолидированного бюджета республики направлено более 20 млрд. 80 млн. руб.

В рамках нацпроекта поддержку получают учителя-новаторы, талантливая молодежь, лучшие образовательные учреждения. Выплачиваются дополнительные надбавки за классное руководство. Школы подключаются к сети Интернет, оснащаются учебно-наглядным оборудованием, а сельские — и автобусами.

Определяющим в системе образования остается человеческий фактор. Надо шире распространять лучший опыт, стимулировать разработку перспективных проектов, поощрять коллективное творчество педагогов. Назрела необходимость и в учреждении почетного звания "Народный учитель Башкортостана".

Отдельный разговор — подготовка кадров для народного хозяйства. Она пока не вполне отвечает потребностям рынка труда и мировым стандартам. Сохраняется диспропорция в выпуске специалистов и рабочих. Основная причина — отсутствие научно обоснованной системы прогнозирования и государственного регулирования обучения кадров. Правительство обязано строже контролировать этот вопрос. Предстоит также разработать программу подготовки и переподготовки специалистов за рубежом.

Считаю, что профессиональные училища и сегодня остаются хорошей формой подготовки рабочих кадров. Это и фактор занятости подростков из малообеспеченных семей. При оптимизации сети таких учебных заведений нельзя допускать необоснованного сокращения их количества. Предстоит решить вопрос и об организации здесь доступного и качественного питания. Учащиеся учреждений начального профессионального образования нуждаются в особой поддержке!

Большое значение мы придаем повышению эффективности работы научных организаций. Наряду с поставленными в Послании задачами по научно-техническим и прикладным исследованиям важно дальнейшее развитие гуманитарных исследований.

Уважаемые товарищи!

В рамках юбилейных торжеств необходимо всесторонне показать богатейшую историю и культуру, современный многонациональный Башкортостан. Планируется ряд важных мероприятий — Дни Республики Башкортостан в Москве, торжества в Уфе. Предстоят презентация "Башкортостан: 450 лет с Россией" в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, ставшие традиционными фестивали национальных культур "Бердемлек", Аксаковский праздник, фестиваль балетного искусства имени Нуреева, Дни Салавата Юлаева. Важно хорошо провести в регионах России и зарубежных странах Дни Башкортостана, курултаи башкир и сабантуи. Ярким событием станет съезд Ассамблеи народов Башкортостана, который состоится в новом прекрасном Доме дружбы народов. Все это послужит укреплению международных связей, повышению имиджа республики.

Башкортостан — один из крупнейших культурных центров страны. Это во многом результат напряженного труда работников культуры и искусства. Наша общая задача — создавать им благоприятные условия для творчества. Этому послужит и учреждение с будущего года ежегодных грантов Президента республики, которые также станут материальным и моральным стимулом для деятелей культуры и искусства.

Республика — признанный лидер среди регионов по количеству спортивных объектов и занимающихся физической культурой и спортом. Это результат последовательного укрепления материально-технической базы отрасли. Только в последние годы за счет централизованных вложений построено 23 физкультурно- оздоровительных комплекса. Теперь, когда спортивное движение приобрело массовый характер, встал вопрос и о более крупных сооружениях. В Уфе строится современная ледовая арена, реконструируются ипподром "Акбузат" и стадион "Динамо". Открылся Дворец спорта в Нефтекамске. Завершается строительство такого сооружения в Салавате. Важно, чтобы они возводились также в других городах, а ФОКи были во всех районах. У нас сильные спортивные традиции, и нужно стремиться к еще более значимым высотам!

В республике всегда приоритетны вопросы молодежной политики. У нас накоплен уникальный опыт поддержки молодежи. Не случайно, заседание Совета при Полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе по этой проблеме прошло именно в Уфе.

Надо добиться реализации в полном объеме Президентской программы и Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи. Эта работа должна четко координироваться Республиканской межведомственной комиссией по молодежной политике. Думаю, такие комиссии будут полезны и при администрациях муниципальных районов и городских округов.

Дорогие соотечественники!

Башкортостан вступает в важный этап своей истории. Это инновационное развитие всего общества, продолжение поступательного, динамичного роста экономики и совершенствование социальной и духовно-культурной сфер. А стратегическая цель одна — повышение уровня жизни людей, благополучие и процветание республики, страны в целом.

Мы и дальше будем проводить эффективную социальную политику, целенаправленно добиваться существенного роста благосостояния жителей Башкортостана, массового приобщения людей к здоровому образу жизни. Особое внимание будет уделено последовательному развитию образования и науки, культуры и искусства, спорта и туризма. Усилим и государственную поддержку детей, молодежи, как основы будущего нашей республики и всей России. Это — важнейшие ориентиры для органов государственной власти и местного самоуправления на текущий год и ближайшую перспективу!

Судьбоносный выбор, сделанный нашими мудрыми предками четыре с половиной столетия назад, определил последующую жизнь родного края. С ним связаны все достижения современного Башкортостана, сегодняшние помыслы и чаяния. Этот праздник явится убедительной демонстрацией дружбы, братства и сотрудничества народов, огромным стимулом для новых добрых дел, уверенного движения по пути социального прогресса.

Республика обладает богатыми природно-сырьевыми ресурсами, огромным производственным, научно-техническим и интеллектуальным, кадровым потенциалом. Накоплен ценнейший созидательный опыт трудовых коллективов, районов и городов. Башкортостан характеризуют общественно-политическая стабильность, настрой на конкретные дела, успешное выполнение социально-экономических программ и национальных проектов. Мы убеждены, что все ответственные задачи, изложенные в данном Послании, будут достойно претворены в жизнь.

Пусть 2007 год станет одной из самых ярких, замечательных страниц в славной многовековой истории нашего Отечества!

Благодарю за внимание".

Фото Андрея Старостина.

Автор:

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть