Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.65 ↓

EUR 69.07 ↑

23 сентября Суббота

Уфа   °

Проект Федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений" носит компромиссный характер

ПОЛИТИКА

Немало нового и интересного можно почерпнуть при знакомстве с проектом Федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений". Новый демократический взгляд на национальную политику особенно поражает своей новизной тех, чей образ мысли сформирован в годы Советской власти, когда доктрина многонационального...

Немало нового и интересного можно почерпнуть при знакомстве с проектом Федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений". Новый демократический взгляд на национальную политику особенно поражает своей новизной тех, чей образ мысли сформирован в годы Советской власти, когда доктрина многонационального содружества была свершившимся фактом.

Последняя редакция законопроекта, претерпевшая в Госдуме за несколько лет работы значительные изменения, вызывает особенный интерес у законодателей субъектов Российской Федерации. На местах с нетерпением ждут рамочного федерального закона, который помог бы в формировании единого правового пространства в сфере государственной национальной политики. Проект закона трижды отправляли на ознакомление в регионы. Предложения региональных законодателей были учтены в работе думского Комитета по делам национальностей. В результате последний — исправленный и дополненный - вариант законопроекта, получил свыше 70 положительных отзывов из регионов.

Новизна документа состоит в том, что он отражает определенный компромисс между сложившейся в стране политической традицией и современным демократическим пониманием национальной проблемы, — рассказал один из разработчиков закона, заместитель председателя Комитета по делам национальностей Мансур Аюпов. — Ни для кого не секрет, что общество, в котором мы живем, носит черты переходного периода. Государственная власть в таких условиях осуществляет централизованные преобразования, инициируемые сверху. Отсюда важный вывод, что переходный период характеризуется сочетанием ростков нового и сохранением прошлого опыта. Иными словами, определенной противоречивостью и инвариантностью развития общества. С учетом этого авторы законопроекта попытались разобраться с понятийным аппаратом этнополитической сферы современной России. Ибо главная трудность при осмыслении проблемы начинается с разночтения терминов "нация", "народ", "этнос". Исследователи Института этнологии и антропологии РАН, к примеру, при рассмотрении национальных проблем вообще отказываются от таких глобальных понятий. За основу они предлагают принять принципы равноправия народа и граждан страны, ориентации на сохранение и поддержку многокультурности и многоязычия.

Законопроект содержит четыре главы, 17 статей. В общих положениях рассматриваются понятийный аппарат, правовые основы в сфере межэтнических отношений. В частности, предметом регулирования закона признаны отношения органов государственной власти, местного самоуправления, народов и граждан, их общественных объединений в межэтнических отношениях. В законе определяются механизмы, способные соединить задачи государства по укреплению российского согражданства с задачами этнокультурного развития народов России, оптимизации и гармонизации межэтнических и миграционных процессов.

Специальная статья посвящена проблеме самоопределения и правам народов. Она признает, что многонациональный народ является самоопределившимся и выступает в соответствии с Конституцией носителем суверенитета и единственным источником власти. Здесь же перечислены пути и формы обеспечения прав этнических общностей и религий. Вторая глава законопроекта посвящена основам государственной политики в сфере межэтнических отношений. Перечислены полномочия центра и регионов, а также формы участия органов местного самоуправления в осуществлении этой политики. Причем для каждого уровня власти расписаны конкретные формы и механизмы ее реализации. Скажем, к ведению центра отнесено принятие федеральных законов, обеспечение гарантий прав малочисленных народов, национальных меньшинств, предотвращение межэтнических конфликтов. Субъекты Федерации имеют право участвовать в реализации межэтнической политики — принимать законы по своим полномочиям, создавать условия для культурного развития граждан и этнических групп. Основными формами осуществления межэтнических отношений являются федеральные и региональные программы. Предусматривается и создание федерального органа исполнительной власти, консультационных советов и иных совещательных органов по делам национально-культурных автономий, в том числе и на региональном уровне.

В подкрепление этого закона депутаты намерены большое внимание уделить созданию правовой основы, обеспечивающей развитие в России национально-культурных объединений граждан. Они будут представлять собой общественную форму реализации национальных интересов и прав как на индивидуальном уровне, так и на коллективном, независимо от места проживания.

Межэтнические процессы, происходящие в стране, — материя деликатная, и для того, чтобы они обрели содержание, требуется время. А пока законодатели исходят из того, что национально-государственное и национально-территориальное устройство России не подлежит ревизии. Они учитывают накопленный багаж советских времен и присматриваются к опыту решения проблем этнических общностей в европейских странах.

По плану законопроект должен рассматриваться в весеннюю сессию. Однако ряд депутатов, в том числе и председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин не намерены рассматривать предлагаемый проект Федерального закона "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений". И дело, наверно, не столько в сложности закона и загруженности предпоследней сессии Госдумы, сколько в осторожной позиции единороссов. Вряд ли партия власти захочет рассматривать такой щекотливый вопрос в предвыборный год.

Автор: Людмила Васильева

Новости партнеров
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть