Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.65 ↓

EUR 69.99 ↑

17 августа Четверг

Уфа   °

Зульфира Акбашева: "Многое зависит от судов"

ПОЛИТИКА

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции". Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев назвал это событие закономерным результатом эволюции российского антимонопольного законодательства: "Новый закон, дающий антимонопо...

26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 26 июля 2006 года "О защите конкуренции". Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев назвал это событие закономерным результатом эволюции российского антимонопольного законодательства: "Новый закон, дающий антимонопольному органу новые, действенные инструменты для защиты конкуренции и борьбы с произволом монополий в нашей стране был бы невозможен без постоянной твердой поддержки Президента, Правительства и Федерального Собрания России".

О том, что дает этот закон, сегодня на пресс-конференции в агентстве "Башинформ" рассказала руководитель Башкортостанского УФАС Зульфира Акбашева.

Так, по ее словам, закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, уточнение правовых основ государственной политики в этой сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, а также унификацию правового регулирования отношений по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Он во многом идентичен европейскому законодательству и воплощает практику работы и наработанный опыт антимонопольных органов.

Главная особенность закона в том, что он снижает административное бремя на бизнес. В частности, по новому закону отменяется согласование каждой сделки по приобретению акций. Получение предварительного разрешения ФАС обязательно только для приобретений блокирующего пакета (25 процентов), контрольного (50 процентов) и пакета, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75 процентов). Исчезает предварительное согласование создания финансовых организаций и увеличения их уставного капитала. Также увеличиваются пороговые значения для предварительного согласования сделок — до трех миллиардов рублей, для уведомлений о совершении сделок — до 200 миллионов рублей. Это сокращает количество сделок, подлежащих согласованию.

Новый закон вводит ограничения антиконкурентных действий органов власти. В частности вводится определение государственной помощи как произвольного предоставления индивидуальных льгот и преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, устанавливаются единые антимонопольные требования к проведению всех видов торгов органами госвласти и местного самоуправления. Также законодательно закрепляются полномочия антимонопольного органа по контролю за ограниченными природными ресурсами.

В новом законе уточняется и понятийный аппарат антимонопольного законодательства. В частности, вводится понятие согласованных действий, что позволит доказывать в суде факт осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами при осуществлении ценового параллелизма, а также раздела рынка по территориальному принципу. Для отдельных рынков вводится понятие "коллективного доминирования". При этом в законе определены качественные признаки рынков, на которых возможно коллективное доминирование.

Кроме того, в новом законе вводится специальная глава, регламентирующая правила рассмотрения дел антимонопольным органом.

По словам Игоря Артемьева, эффективное применение нового закона будет возможным в случае, если Государственная Дума в ближайшее время поддержит поправки в Кодекс об административных правонарушениях, вводящие оборотные штрафы за нарушения антимонопольного законодательства. Так, вместо 500 тысяч рублей в случае доказательства сговора нарушителям придется платить до четырех процентов от оборота. Это солидная сумма и эффективная мера предупреждения для потенциальных нарушителей антимонопольного законодательства — в том случае, если наши суды не будут слишком гуманными в отношении нарушителей и не будут в разы снижать суммы штрафов, что имеет место быть в нынешней практике.

Зульфира Акбашева отметила, что в последнее время антимонопольное законодательство значительно усовершенствовано. Так, приняты законы об организации госзакупок, о рекламе, в защите конкуренции. По итогам девяти месяцев этого года уже было возбуждено 430 дел (за весь 2005 год — 300 дел). Активизировались сами юридические лица и граждане, которые обращаются в УФАС с просьбой о проверках на предмет нарушения законодательства. Это говорит об изменении общественного сознания.

— Высоко оценивая новый закон "О защите конкуренции", необходимо отметить, что только правоприменительная практика выявит весь комплекс проблем и вопросов по наиболее эффективной реализации закона, — подчеркнула Зульфира Акбашева.

В эти же дни исполняется 15 лет антимонопольному органу республики. До 2003 года в республике работал Государственный комитет Башкирской ССР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

В июне 2003 года в республике было создано территориальное управление МАП России по Республике Башкортостан, с 2004 года — Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Все эти годы возглавляет ведомство Зульфира Акбашева, которой в 2005 году присвоено почетное звание "Почетный работник антимонопольных органов России".

Проделанная кропотливая работа по созданию благоприятных условий для развития конкуренции в России приносит свои плоды. О важности и необходимости защиты конкуренции свидетельствует весь 15-летний опыт рыночных отношений в нашей стране, позиция руководства государства и мнение россиян. Многое еще предстоит сделать.

Фото Олега Яровикова.

Автор: Ольга Горюнова

Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть