Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.36

EUR 69.71

21 августа Понедельник

Уфа   °

Морским судам быть!

ПОЛИТИКА

Заседание правительства РФ, на котором была рассмотрена программа развития судостроительной промышленности, прошло практически в один день с юбилейной датой российского флота, отметившего эти дни 310-летие своего основания: по настоянию Петра Великого боярская Дума тогда постановила, что "Морским судам быть!". С того времени идет отсчет российског...

Заседание правительства РФ, на котором была рассмотрена программа развития судостроительной промышленности, прошло практически в один день с юбилейной датой российского флота, отметившего эти дни 310-летие своего основания: по настоянию Петра Великого боярская Дума тогда постановила, что "Морским судам быть!". С того времени идет отсчет российского кораблестроения. Сегодня флот России — это не только крейсеры и эсминцы, но и речные, морские, научно-исследовательские, рыболовные суда, ледоколы, танкеры. Но их как раз с каждым годом все больше не хватает. Потребности государства и бизнеса, обусловленные ростом экономики и расширением транспортных связей, стремительно растут, а судостроительная промышленность не поспевает за удовлетворением увеличивающегося спроса. В частности, развитие экономики страны предполагает, что в ближайшие десять лет будет расти спрос на суда и технические плавсредства для освоения уникальных месторождений нефти и газа на континентальном шельфе. Освоение Арктики также потребует создания новых современных судов, приспособленных для работы в тяжелых климатических условиях. Так, по оценкам крупнейших компаний, имеющих ресурсы на шельфе Севера, Дальнего Востока и Каспия ("Газпрома", "Роснефти" и "Лукойла") освоение шельфа потребует уже к 2030 году создания технических средств для добычи и транспортировки до 110 миллионов тонн нефти и до 160 миллиардов кубических метров газа.

Глава ведомства Виктор Христенко, выступая на прошедшем недавно форуме "Эксперт 400", отметил, что морской флот отечественных грузоперевозчиков насчитывает сегодня около полутора тысяч судов суммарным дедвейтом (общий вес грузов, которые принимает судно) около 15 миллионов тонн. Это всего около 2 процента от мирового флота. Не так уж и много для страны, претендующей на то, чтобы именоваться великой морской державой. Ничтожно мала и доля отечественных производителей в объеме заказов российских судовладельцев — в течение последних 10 лет она составляет около 5 процентов.

Исходя из необходимости реформировать отрасль, Минпромэнерго разработало стратегию развития судостроительной промышленности на ближайшие три десятка лет. Ее реализация разбита на три этапа: 2007-2009, 2010-2015 и 2016-2030 годы. Базируется она на трех основных направлениях: законодательное обеспечение развития судостроения, техническая модернизация отрасли и оптимизация ее потенциала путем структурных преобразований. Одна из главных проблем, которые предстоит решить, — финансирование. Предлагается, в частности, возмещать из федерального бюджета часть затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на закупку или строительство судов, а также финансировать приобретение лицензий на передовые технологии. Строительство судов должно вестись на основе государственно-частного партнерства. Хорошим примером этому может служить взаимодействие государственных ведомств и предприятий: компаний "Севморнефтегаз", "Совкомфлот" с ФГУП "Адмиралтейские верфи" и "ПО "Севмаш" по созданию техники для освоения месторождения континентального шельфа "Приразломная". В результате такого сотрудничества реализуются достаточно крупные контракты на строительство двух уникальных танкеров и крупнейшей в отечественной практике буровой платформы.

Среди системных мер, заложенных в стратегии, значится принятие нулевых ставок НДС на импортируемое оборудование, аналоги которого в России пока не производятся, и субсидирование процентных ставок по кредитам отечественных банков, выделяемых на постройку судов. В качестве стимулирующей меры предлагается постепенно ограничить использование иностранных судов и кораблей, построенных за рубежом при судоходстве между портами России.

В Минпромэнерго отмечают, что конечная цель программы - создание конкурентоспособной судостроительной промышленности. Если весь комплекс мер, которые предлагаются ведомством, удастся реализовать, то уже к 2010 году объем производства отрасли будет увеличен в 1,5 раза, а к 2015-му — в 2,2 раза.

Основные направления стратегии развития судостроительной промышленности одобрены правительством РФ. Как сообщили в Минпромэнерго, она будет доработана с участием представителей бизнеса и обсуждена на расширенной коллегии, которую планируется провести в ближайшие два месяца в одном из судостроительных центров страны. Материал предоставлен Минпромэнерго РФ.

Автор: Алик Шакиров

Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть