Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 58.89

EUR 69.42

18 декабря Понедельник

Уфа   °

Сказка о зайце и лисе на современный лад

ПОЛИТИКА

Продемонстрированный в начале этого года скандальный предвыборный ролик "Родины" "Очистим Москву от мусора" сдетонировал в провинциальной глубинке.
Еще пару недель назад трудно было представить, что в невозмутимой, тихой, лесо-озерной Карелии могли произойти массовые беспорядки на межнациональной почве. В маленьком карельском городке Кондопоге прокатилась...

Продемонстрированный в начале этого года скандальный предвыборный ролик "Родины" "Очистим Москву от мусора" сдетонировал в провинциальной глубинке.

Еще пару недель назад трудно было представить, что в невозмутимой, тихой, лесо-озерной Карелии могли произойти массовые беспорядки на межнациональной почве. В маленьком карельском городке Кондопоге прокатилась волна кавказских погромов, вызванных убийством нескольких местных жителей в одном из ресторанов.

Чтобы сбить накал страстей, политики и в Карелии, и в Москве пытаются обратить внимание общественности на бытовую и криминальную составляющие конфликта в Кондопоге, коррупцию и плохую работу правоохранительных органов. Однако бюро Всемирного русского народного собора (ВРНС), например, считает: конфликт в Кондопоге — это "преступление, совершенное против русских и православных", как следует из его заявления.

Кстати, глава Карелии Сергей Катанандов первоначально расценил массовые беспорядки в Кондопоге как бытовой конфликт и призвал не придавать им этнической окраски. "Мы не допустим раздувания уголовного преступления в этнический конфликт", — заявил Катанандов. Однако через несколько дней его позиция резко изменилась. Он возложил ответственность за беспорядки в Кондопоге на выходцев с Кавказа. "Главной причиной стало то, что на наших глазах группа представителей другого народа вела себя дерзко и вызывающе, игнорируя менталитет нашего народа", — сказал Катанандов.

Вполне возможно, что чудеса политической эквилибристики губернатора были вызваны резким заявлением Всемирного русского народного собора (известная общественная организация, созданная в 1993 году, главой которой является Патриарх Московский и всея Руси; в президиум ВРНС входят несколько полпредов Президента РФ, министры, известные общественные деятели и деятели культуры, видные бизнесмены, члены Общественной палаты; бюро Собора возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл), а также опасениями разрастания конфликта.

Скажем откровенно, этническую окраску карельских событий скрывать глупо, ибо в них с одной стороны принимали участие тутошние жители (в основном это русские, карелы, украинцы, татары), с другой — тамошние, в основном представляющие кавказские национальности.

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, комментируя погром, заметил, что не надо уподобляться страусу, что есть, то есть.

Увы, Кондопога в российском раскладе не одинока. Сегодня во многих местах нашей большой страны тлеет конфликт между местным населением и пришлыми, новыми жителями, в том числе и русскими, которые недавно туда приехали. Они могут быть и гражданами России, могут быть иностранцами или мигрантами. Причем одни из них вживаются-утверждаются в новую среду мирно, другие — агрессивно.

Более того, после развала СССР сложные межнациональные процессы, основывающиеся на слабой социально-экономической и правовой базе, используют некоторые нечистоплотные политики. Они, преследуя корыстные партийные или просто личные интересы, безответственно разыгрывают национальную карту, выпуская джинна из бутылки. По стране явно бродит призрак ксенофобии.

Напомню, даже по истечении довольно продолжительного времени полной интеграции гастарбайтеров в благополучное западноевропейское общество не произошло. Западная Европа не смогла переварить-ассимилировать многомиллионную армию мигрантов, которая заняла пригороды и кварталы крупнейших городов, утверждая там свой образ жизни и культуру. Мигранты в своем большинстве сознательно не воспринимали и не воспринимают навязываемые им западноевропейские мораль и духовные ценности. А в последние два десятилетия их нетерпимость к приютившему их обществу постоянно нарастала, что проявлялось все в более радикальных формах, вылившись в конце концов в прошлогодний французский бунт.

Законы гостеприимства забываются не только в Европе. В демократичных США белые американцы, даже полицейские по одному и без особой нужды не показываются в городских районах, населенных пуэрториканцами или чернокожими американцами. А в Хабаровском и Приморском краях уже есть ресторанчики и магазинчики, где обслуживаются только китайцы.

Как тут не вспомнить детскую сказку о зайце, который пустил в свою лубяную избушку лису и впоследствии оказался на улице.

Надо признать, власть и мы сами виноваты в том, что иные мигранты ведут себя по-хамски, так как молчаливо потакаем им и позволяем делать то, что не может позволить себе местный житель.

Безусловно, подобные конфликты надо разрешать. Необходимо разорвать сложившийся в эпоху перемен "circulus vitiosus" (лат. — порочный круг). В гражданском обществе не должно быть подобных проявлений.

Нет сомнений, что многочисленные комиссии, занимающиеся карельским делом, вынесут множество рекомендаций. Но главный вывод после погромов на простонародном уровне состоит в том, что необходимо банальное взаимоуважение культуры и обычаев хозяев и гостей, ведь по сути противостояли друг другу граждане одной страны.

Власть со своей стороны должна внимательно изучить "сasus belli" (лат. — повод к конфликту), ответственно относиться к вопросам адаптации "пришлых" к местным условиям и социального контроля, особенно за молодежью, создавать условия гармоничного, мирного сожительства, а не сводить все к формальным дням культуры — песням и пляскам.

Разных по языку, конфессиям, обычаям и традициям людей должна скреплять-объединять общенациональная идея, чтобы пути-дороги российских этносов не расходились.

В Российской Федерации Республика Башкортостан является уникальным регионом по многообразию представленных в ней этносов, культур, языков. Здесь удалось сохранить и развить старые советские традиции дружбы народов, создав для этого благоприятные условия. В республике функционирует более 60 общественных организаций национально-культурного профиля, восемь национально-культурных автономий и 14 национально-культурных центров.

В трудные годы преобразований республика не жалела средств и сил, чтобы национальный вопрос, межэтнические отношения стали фактором не разделяющим, а сплачивающим и мобилизующим народы во имя общих целей(!), несмотря на попытки ряда политических авантюристов расшатать ситуацию.

Не случайно, будучи в республике, Президент России Владимир Путин сказал: "В Башкирии, как в капле воды, отражается вся наша Россия с ее многообразием культур, религий, языков, с дружбой народов. Я вас искренне поздравляю с этим. Мы будем брать с вас пример и дорожить тем, что достигнуто Россией за сотни, сотни лет".

За последние десять лет гостеприимный и экономически привлекательный Башкортостан стал лидером по приему мигрантов. Их в республику прибыло более 500 тысяч. Это больше, чем в других регионах европейской части страны. Руководство республики постоянно держит на контроле вопросы сохранения и укрепления межнационального согласия в регионе.

Башкирский опыт наглядно демонстрирует, что если национальный вопрос не будет игнорироваться, России не грозит фатальная безысходность межнациональных конфликтов, образно говоря, заяц и лиса смогут ужиться.

Автор: Сергей Жердяев

Теги: мнение
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть