Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.14 ↓

EUR 69.43 ↑

22 августа Вторник

Уфа   °

Субханкулово: его судьба нефтяной трубой пролегла

ПОЛИТИКА

Своим рождением он обязан девонской нефти, открытой в сентябре 1944 года. Запасы "черного золота" Туймазинского месторождения могли решить многие проблемы в развитии отечественной нефтяной промышленности, на состоянии которой тяжело отразились годы войны. Но скважины приходилось эксплуатировать не на полную мощь, поскольку резервуарный парк...

Своим рождением он обязан девонской нефти, открытой в сентябре 1944 года. Запасы "черного золота" Туймазинского месторождения могли решить многие проблемы в развитии отечественной нефтяной промышленности, на состоянии которой тяжело отразились годы войны. Но скважины приходилось эксплуатировать не на полную мощь, поскольку резервуарный парк и наливная эстакада ближайшей железнодорожной станции Уруссу не могли обеспечить прием, отгрузку добываемой нефти и ее бесперебойный вывоз на перерабатывающие заводы Уфы. "Большая нефть" требовала быстрого решения транспортной проблемы. Поэтому встал вопрос об ускоренном строительстве нефтепровода как наиболее надежного и дешевого вида транспорта. Было решено в кратчайшие сроки построить дизель-насосную станцию в районе деревни Субханкулово, нефтеперекачивающую станцию в деревне Нарышево и линейную часть магистрального нефтепровода протяженностью 183 километра. В связи с этим 6 февраля 1946 года приказом Главстройнефтепроводов СССР было создано Управление строительства нефтепровода "Туймазы — Уфа". И вот на площадку близ небольшой деревушки высадился первый "десант" строителей, который начал стройку с сооружения... землянок. А рядом с времянками началось строительство первых каркасно-щитовых домов. Строительные работы выполнял трест "Востокнефтепроводстрой", монтажные — СМУ-74 треста N 7 "Главнефтегазстроя", переходы через водные преграды возложили на управление подводных работ.

Строительство велось в тяжелейших условиях: страну постигли засушливый 1946-й и голодный 1947-й годы. Рабочую силу, привлекаемую на помощь из колхозов, составляли изможденные голодом и работой женщины, старики и дети. Практически всю линейную часть нефтепровода сооружали вручную: земляные работы, сварку труб, нанесение антикоррозийной битумной изоляции. Основными рабочими инструментами были штыковая лопата, лом, кирка, главным видом транспорта — гужевой. Порой из-за нехватки лошадей в повозки впрягали коров. Трубы в траншею укладывали при помощи кранов и треног, а чаще всего, скатывая их на дно траншеи деревянными вагами (рычагами).

За два летних месяца вручную было вырыто 137 километров траншеи. В этой очень важной стройке участвовала вся страна. Сюда шли добровольцами. В иные дни по всей многокилометровой трассе магистрального трубопровода люди работали через каждые два-три метра, а всего — до 20 тысяч человек. Вооруженные лопатами, в любую погоду, под палящим солнцем и в слякоть, они копали траншею, стараясь выполнить дневную норму. Это были в основном колхозники из деревень Туймазинского, Буздякского, Благоварского, Чишминского районов: село снабжало строительство рабочей силой, продовольствием и жильем. Одержимые идеей поднять индустрию родного края, они совершили настоящий подвиг. Менее чем за год нефтепровод был готов, а спустя еще несколько месяцев сдали головную Субханкуловскую перекачивающую станцию и жилой поселок. Руками первых строителей были подняты десятки тысяч кубометров грунта, почти вручную уложены тысячи тонн металлических труб, доставлено на лошадях неисчислимое количество грузов, в том числе топливо, битум, лес, продовольствие. Это была поистине всенародная стройка!

Забил первый колышек на строительстве нефтепровода и руководил этой великой стройкой Давыд Черняев, специалист, обладавший обширными и глубокими теоретическими знаниями и большим организаторским опытом работы. Всего год спустя с начала стройки, 3 сентября 1947 года, туймазинская нефть поступила на Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Уже не в цистернах по железной дороге, а по рукотворной стальной реке, проложенной под землей. То была первая крупная "кровеносная артерия" в создаваемом мощном организме нефтепереработки и нефтехимии Башкортостана. Этот день стал днем рождения Урало-Сибирских магистральных нефтепроводов. И этот день субханкуловцы вправе называть днем рождения своего поселка.

С первых дней строительства трубопровода большое внимание со стороны руководства Туймазинского района, местного органа власти, было уделено расселению строителей. Возле деревни Субханкулово одновременно с возведением промышленных объектов было начато строительство жилого комплекса. Для тех, кому предстояло транспортировать столь нужную стране нефть, обслуживать магистральные нефтепроводы, необходимо было создать хорошие жилищно-бытовые условия. Людей предстояло обеспечить питанием и теплой одеждой, переселить из палаток и землянок в отдельные квартиры.

Люди многих национальностей жили дружно, как одна семья. 30 сентября 1950 года в промышленную эксплуатацию была введена вторая очередь нефтепровода "Туймазы — Уфа". Один за другим открывались новые объекты и на Площадке, как называли тогда строящийся поселок: здание семилетней школы, жилой дом, административное здание Субханкуловской нефтеперекачивающей станции (теперь здесь администрация сельского поселения Субханкуловский сельсовет). В 1952 году появились продуктовый магазин, еще один жилой дом. Летом 1952 года заложен фундамент средней школы. Она была построена в рекордно короткий срок — за 52 дня! Открытие учебного заведения состоялось 10 октября 1952 года.

1954 год. Вводится третья очередь нефтепровода "Туймазы — Уфа". Субханкуловская нефтеперекачивающая станция уже имеет в своем распоряжении пять насосных станций, 554 километра магистральных нефтепроводов, резервуарные емкости, линии электропередач и связи. В целях бесперебойного обеспечения транспортировки нефти в больших объемах 20 марта 1954 года было создано Субханкуловское районное нефтепроводное управление.

В поселке вводятся новые объекты соцкультбыта. Распахивает свои двери детский сад N 4. Открывается парк культуры и отдыха, заложенный по инициативе замечательного человека, настоящего патриота поселка Антона Мишко. На многие десятилетия он оставался любимым местом отдыха субханкуловцев. Здесь проходили все массовые мероприятия: митинги, танцы, народные гуляния. В 1955 году заработал стадион. Все больше семей справляют новоселье.

29 июня 1957 года по Площадке прошел сильный ураган, от которого пострадали промышленные объекты и жилые дома. Ущерб составил один миллион рублей — сумма на тот период фантастическая. Но стихия не сумела остановить развитие поселка.

С ростом числа производственных объектов все больше становится нуждающихся в жилье. Для решения этой проблемы в северной части поселка, за железной дорогой был отведен участок земли под строительство индивидуального жилья, рассчитанный на сто домов. В 1958 году вводится в эксплуатацию общежитие строительного управления ь 4, пять жилых домов с двумя магазинами, асфальтированы все имевшиеся к тому времени улицы и дорога от Субханкулово до Туймазов. Открыто автобусное сообщение "Туймазы — Субханкулово". Один из построенных двухэтажных домов нефтяники выделяют под участковую больницу на 30 коек общего профиля с родильным отделением. Один за другим сдаются многоквартирные дома, теперь уже с сетевым газом. Улучшается и досуг жителей Площадки. Построен Дом культуры с библиотекой.

Поселок рос, обустраивался, но так и продолжал называться Площадкой. Авторы проекта нефтепровода долго думали над тем, какое имя он должен носить. Предлагали модные в то время названия, пронизанные революционным пафосом. Однако жители возражали, им очень хотелось оставить в памяти деревню, близ которой родилась эта стройка. Была и другая причина, по которой отклонялись все новомодные названия. Первая зима, которую переселенцы провели здесь, принесла много лишений: не хватало продуктов питания, не было теплой одежды. Не привыкшие к уральским морозам люди мучались от постоянных болезней. И тогда на помощь им пришли жители деревни Субханкулово: они приютили переселенцев в своих домах и делились с ними последним. Именно поэтому жители нового поселка в один голос заявили, что настаивают на присвоении ему названия Субханкулово.

Указом Президиума Верховного Совета Башкирской АССР от 4 января 1963 года населенный пункт Субханкулово Субханкуловского сельского совета Туймазинского района был отнесен к категории рабочих поселков. А вскоре прошли выборы депутатов поселкового Совета первого созыва.

Первым председателем исполкома поссовета был избран Шафигулла Миннуллин. За годы его работы субханкуловские ребятишки отпраздновали новоселье в новой трехэтажной школе, было заселено немало жилых домов, открылся детский сад N 8, введено здание узла связи, построена столовая на 100 человек и больничный комплекс на 200 коек с поликлиникой. Начали работать новая баня, консервный завод и филиал Серафимовского сельского профессионального технического училища N 32.

Исторически сложилось так, что судьба поселка неразрывно связана с развитием и становлением Туймазинского нефтепроводного управления. ТНУ сегодня — это 1700 километров магистральных нефтепроводов, по которым в разные регионы Башкортостана и Российской Федерации перекачиваются сотни тысяч тонн "черного золота" Урала и Сибири. Оно имеет десять подразделений единой высокомеханизированной системы нефтепроводов и располагает отлично подготовленными специалистами. "Золотым фондом" предприятия можно назвать 36 орденоносцев, 16 заслуженных нефтяников, 23 отличника нефтяной промышленности, 14 участников Великой Отечественной войны и десять воинов-интернационалистов. Среди них — Герой Социалистического Труда машинист технологических насосов ЛПДС "Субханкулово" Рафгетдин Аюпов, орденоносцы Отар Тибилов, Альберт Ханнанов, Сакина Минниахметова и многие другие.

В 2004 году построен магистральный нефтепровод "Субханкулово — Альметьевск" диаметром 530 миллиметров и начата реконструкция площадки ЛДПС "Субханкулово", которая должна завершиться в 2007 году. В итоге объем транспортировки нефтепродуктов через нее будет доведен до 16 млн. тонн в год. Всего же за годы своего существования станция перекачала уже более 186 млн. тонн бензина и дизельного топлива. Таким образом, в первый же год работы после реконструкции своей станции субханкуловцы перекачают 200-миллионную тонну нефтепродуктов. Перспективы у поселка, как видим, имеются. У него есть все возможности и впредь расти, развиваться и хорошеть.

Автор: Александр Зиновьев

Теги: юбилеи
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть