Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.36

EUR 69.71

20 августа Воскресенье

Уфа   °

Когда же удастся избавиться от ветхого жилья?

ПОЛИТИКА

Национальный приоритетный проект "Доступное жилье", к всеобщей радости, шагает по России. У многих наших соотечественников с его принятием появилась надежда улучшить свои жилищные условия. Оптимизм внушают новые красивые кварталы, размах строительства жилья. Целыми улицами исчезает ветхие домишки, где в аварийных, по сути, условиях люди жили десятилетиями...

Национальный приоритетный проект "Доступное жилье", к всеобщей радости, шагает по России. У многих наших соотечественников с его принятием появилась надежда улучшить свои жилищные условия. Оптимизм внушают новые красивые кварталы, размах строительства жилья. Целыми улицами исчезает ветхие домишки, где в аварийных, по сути, условиях люди жили десятилетиями.

Но не обходится и без конфликтов: те, кто ждал вожделенную квартиру чуть ли не полвека, часто протестуют против ее метража, месторасположения и т.д. Но как бы ни было больно расставаться с насиженными гнездами, все же приходится, так как иного пути у страны нет. Жилье в России стремительно ветшает. Специалисты считают, что мы стоим на пороге спонтанного саморазрушения многих изношенных зданий. А это, в отличие от планового сноса, целая катастрофа! Так в чем же России жить завтра?

Реализация подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище", фактически провалена, сообщает РИА "Новости". "Несмотря на значительное превышение запланированных объемов финансирования, реализация программы по основным показателям была сорвана".

Такой вывод был сделан по результатам проверки эффективности использования госсредств на реализацию программы. Итоги проверки были рассмотрены в свое время на заседании коллегии Счетной палаты РФ, где выступил аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.

Как отметили в департаменте внешних связей Счетной палаты, основная причина сложившегося положения с реализацией жилищной программы — высокие темпы роста цен на строительство, в разы опережающие запланированные в программе показатели. "По данным Росстроя, ликвидировано 26,2 процента от заданий программы или 630,4 тысячи квадратных метров ветхого и аварийного жилого фонда при плане свыше 2,4 миллиона квадратных метров". При этом во время проверки не установлено нецелевого расходования средств федерального бюджета, говорится в сообщении. "В соответствии с законами о федеральных бюджетах на 2004 и 2005 годы, финансирование программы осуществлено Минфином полностью и превысило предусмотренный объем на эти годы", — сообщается в пресс-релизе.

На момент разработки подпрограммы в 2000 году свыше двух миллионов человек проживали в ветхих и аварийных домах. Реализация подпрограммы рассчитана на два этапа: 2002-2004 и 2005-2010 годы. Расходы на ее выполнение должны составить 32 миллиарда рублей. Это средства из федерального и региональных бюджетов. Согласно документу, суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в стране составляла 50 миллионов квадратных метров, из которых ветхий фонд составлял 83,5 процента, аварийный — 16,5 процента.

Таковы данные Счетной палаты. Однако министр регионального развития Владимир Яковлев, выступая на заседании Госдумы, привел еще более ужасающие данные: общая площадь ветхого жилья в России  — 92 миллиона квадратных метров.

Кому же верить? А может, и 50, и 92 миллиона квадратов — тоже заниженная сумма? По словам Яковлева, проблема ветхого и аварийного фондов должна решаться в первоочередном порядке.

— Отрасль находится в кризисном состоянии, — отметил министр. — В жилищно-коммунальной сфере дебиторская задолженность составляет 240 миллиардов рублей, а кредиторская — свыше 320 миллиардов, что является значительным тормозом для развития отрасли.

Руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко ранее сообщал, что софинансирование программы по модернизации ветхого жилого фонда в целом должно составлять около 70 миллиардов рублей ежегодно. По его словам, на это выделяется денежных средств в пять раз меньше, чем требуется, сообщает РИА "Новости".

Чтобы заменить ветхое жилье в России, понадобится почти 100 лет, считает ИА "Blotter". По данным этого агентства, в России насчитывается уже 94,8 миллиона квадратных метров ветхого жилья (а не 50 или 92). При этом "Blotter" ссылается на источники в Правительстве РФ. Только в нынешнем году должно быть ликвидировано порядка четырех миллионов квадратных метров ветхого жилья.

Кроме того, в стране насчитывается примерно 330 миллионов квадратных метров жилья в домах старого поколения, рассчитанных на срок эксплуатации в 25 лет. Этот срок можно продлить еще на 10-15 лет при условии проведения капитального ремонта. По расчетам министерства, в 2006 году должно быть введено 7,2 миллиона квадратных метров нового жилья против 2,5 в 2005 году.

Как сообщает портал "Realestate.ru", в России ежегодно становится ветхим около пяти миллионов квадратных метров жилья. Путаница в цифрах, которыми пестрят информационные агентства и СМИ, не случайна. Ведь само понятие "ветхое" или "аварийное" жилье — весьма растяжимо и зависит от интерпретации соответствующего чиновника. По мнению некоторых лиц, и землянка — отнюдь не ветхое, аварийное строение.

Самая же сложная проблема в сфере ветхого жилья состоит в том, что на жилищном рынке так и не сложилось (в отличие, скажем, от рынка сотовой связи) нормальных рыночных механизмов конкуренции и снижения цен. Действительно, цены на жилье в России по многим причинам представляют из себя отнюдь не экономическую, а некую абстрактную величину, практически несопоставимую со стоимостью труда и рабочей силы в Российской Федерации.

Не секрет, что труд россиянина оплачивается в несколько раз ниже, чем в Европе, тогда как цены на жилье оказались выше европейских. Норма стабильности (по которой простейшее жилье человек должен приобретать за сумму среднего по стране заработка, собранного за 2,5 года) не соблюдается даже приблизительно. Между тем, в СССР эта норма при реализации кооперативных квартир соблюдалась. Складывая и не расходуя одну из зарплат супругов, семья в два-три года могла скопить на "кооператив". Это при условии, что огромное количество жилья распределялось вообще бесплатно.

К сожалению, вокруг проблемы ветхого жилья сложилась целая сеть спекуляций и мошенничества. Одна из распространенных схем связана с пропиской в доме "под снос" родственников и знакомых, претендующих на отдельные квартиры. В результате снос дома, который по своим качественным характеристикам не стоит более пяти тысяч долларов, обходится государству во много раз дороже.

В Саратове, например, добавляется и проблема нарушения процедуры передачи в муниципальный фонд "брошенного" заводского жилья. Саратовские чиновники, запуская пилотную программу, сетовали, что происходит "спекуляция в плане перетягивания средств на те муниципальные образования, где ветхого и аварийного жилья меньше".

Часто в регионах России лица, выбивающие средства на решение проблем ветхого жилья, соглашаются распределить эти деньги таким образом, что интересующим их территориям выделяется львиная доля средств (например, их избирательным округам). Без сомнения, распределением средств должно заниматься правительство региона, а не пробивные депутаты.

Таким образом, проблема ветхого жилья не будет решена до тех пор, пока мы не придем к мировой норме, установленной ООН: простейшая квартира в стране не должна быть дороже суммы оплаты двух с половиной лет среднестатистического труда. Иначе говорить о доступности жилья бессмысленно.

(По материалам информагентств).

Автор: Любовь Колоколова

Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть