Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.03 ↓

EUR 69.59 ↓

23 августа Среда

Уфа   °

Своими суждениями об изменениях и дополнениях в Конституции РБ поделились Альбина Воробьева и Наиль Зиганшин

ПОЛИТИКА

В телепрограмме "Наш мир", показанной Башкирским спутниковым телевидением, своими суждениями об изменениях и дополнениях в Конституции РБ поделились Полномочный представитель Президента РБ в Госсобрании РБ Альбина Воробьева и заместитель руководителя секретариата Госсобрания РБ по правовым вопросам Наиль Зиганшин.
Он и рассказал об истории этого...

В телепрограмме "Наш мир", показанной Башкирским спутниковым телевидением, своими суждениями об изменениях и дополнениях в Конституции РБ поделились Полномочный представитель Президента РБ в Госсобрании РБ Альбина Воробьева и заместитель руководителя секретариата Госсобрания РБ по правовым вопросам Наиль Зиганшин.

Он и рассказал об истории этого вопроса.

— Конституция — это не просто закон. Это основной закон страны, который определяет государственно-территориальное устройство, основные права и свободы граждан, — сказал Наиль Зиганшин. — Конституция имеет высшую юридическую силу по отношению к другим законам и другим нормативно-правовым актам, на ее базе создается и развивается любая система законодательства. Образно говоря, конституция — это дерево: ветки — законы, а листья — указы, постановления и распоряжения. Безусловно, конституция — это признак государственности. Всего в мире насчитывается более 150 конституций. Некоторые были приняты двести лет назад, некоторые — совсем недавно.

Как известно, наша конституция была принята 24 декабря 1993 года. Впервые в истории республики она разрабатывалась в самой республике. Предыдущие конституции — конституция 1937 года и 1978 года были по сути укороченной копией российской и советской конституций. С момента принятия нашей конституции изменения в нее вносились два раза — в ноябре 2000 и декабре 2002 года. Это связано с несколькими причинами, главной из которых было принятие ряда серьезных федеральных законов. В частности, федеральный закон об общих принципах организации законодательной, представительной и исполнительной власти в Российской Федерации, о порядке распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Последние изменения, внесенные в проект закона, также направлены на учет новаций федерального законодательства.

Альбина Воробьева, которая представляла проект Закона РБ о внесении изменений и дополнений в Основной закон республики на заседаниях почти всех Комитетов Госсобрания и на 34-м заседании парламента республики, где депутаты большинством голосов приняли этот проект, пояснила, в чем суть этих новаций.

— Законопроектом, принятым Государственным Собранием - Курултаем — Республики Башкортостан в первом чтении, внесено 39 изменений в конституцию республики. Практически все изменения касаются порядка формирования, организации деятельности и полномочий органов государственной власти в республике. Существенным моментом также является уточнение порядка обнародования конституции и законов республики. Также законопроектом предполагается расширить полномочия Президента республики в части организации взаимодействия деятельности органов исполнительной власти республики, федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений.

В полномочия Президента предполагается включение определения структуры органов государственной власти в республике и принятие решений об отставке правительства. С учетом проводимых в стране административной и муниципальной реформ, отдельные положения конституции предполагается считать утратившими силу. Несомненно, самым кардинальным изменением является новый порядок наделения полномочиями высшего должностного лица республики.

Новый порядок существенно отличается тем, что федеральный законодатель отказался от всенародного избрания президента республики и предложил следующий порядок: решение о наделении полномочиями высшего должностного лица субъекта принимается законодательным органом субъекта (то есть, Госсобранием РБ) по представлению Президента Российской Федерации.

Кандидатуры на эту должность вносятся Президентом РФ по представлению руководителя его администрации из числа кандидатур, внесенных полномочным представителем президента в Приволжском федеральном округе. Инициировать предложения по кандидатуре могут и политические партии. Но и в этом случае необходимо согласование с Государственным Собранием — Курултаем  — Республики Башкортостан.

Если Госсобрание РБ не согласно с представленной кандидатурой, Президент РФ в течение семи дней повторно вносит эту кандидатуру. В случае двукратного отклонения этой кандидатуры, у российского президента появляется достаточно широкий объем полномочий. Он может внести на рассмотрение новую кандидатуру, может назначить временно исполняющего обязанности Президента РБ, и может распустить законодательный орган субъекта.

Парламентарии поддержали вносимые изменения, вместе с тем была высказана точка зрения, что не следует отказываться от прямого избрания президента народом республики. Но я думаю, что новый порядок нисколько не ущемляет прав граждан, поскольку посредством так называемой опосредованной демократии они возлагают свои полномочия на своих избранников в парламенте.

На вопрос, не кажется ли депутатам Госсобрания РБ, что федеративные отношения свертываются и Россия дрейфует в сторону унитарного государства, Наиль Зиганшин ответил отрицательно.

— Федеративное государство подразумевает наличие субъектов федерации, которые наделены определенными полномочиями, закрепленными в конституции страны, наличием представительных, исполнительных и законодательных органов, бюджета и своей системы законодательства. На сегодня все это в субъектах Российской Федерации есть. Определенные опасения в обществе существуют. Причиной тому и вводимые изменения в конституцию, централизация финансовых средств. Если мы раньше в республике оставляли 60 процентов, а в федеральный центр перечисляли 40, то сейчас — наоборот. В республике остается 30 процентов, а 70 уходит в центр. Кроме того, вызывает определенные опасения отход от долевых отношений.

Но я думаю, что это — временная мера, что это — объективный процесс на данном этапе развития РФ. Страна переживает такой исторический момент, что принятие этого решения было необходимо для выстраивания вертикали власти. Безусловно, сейчас мы имеем некоторое ущемление демократии. Но я уверен, что со временем мы вернемся и к выборности глав субъектов РФ, и доходы будут распределяться пополам, как требует этого Бюджетный кодекс РФ.

Автор: Николай Ермоленко

Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть