Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.36

EUR 69.71

21 августа Понедельник

Уфа   °

Степь и люди древней земли открыли ему свою душу

ПОЛИТИКА

В эти дни народы Центральной Азии, Казахстана и Башкортостана отмечают знаменательную дату - 150-летие со дня рождения выдающегося сына башкирского народа - тюрколога и востоковеда, педагога, фольклориста и этнографа, просветителя и музееведа профессора Абубакира Ахметжановича Диваева. Интерес к его жизни и деятельности...

В эти дни народы Центральной Азии, Казахстана и Башкортостана отмечают знаменательную дату — 150-летие со дня рождения выдающегося сына башкирского народа — тюрколога и востоковеда, педагога, фольклориста и этнографа, просветителя и музееведа профессора Абубакира Ахметжановича Диваева. Интерес к его жизни и деятельности, к богатому научному наследию с годами не только не ослабевает, но, напротив, все увеличивается, приковывая к себе внимание как специалистов, так и широкой общественности. Имя ученого стало легендой среди казахских, узбекских, киргизских, каракалпакских фольклористов и этнографов, он по праву признан основоположником исторического краеведения в Казахстане, непревзойденным собирателем фольклора народов, проживающих на огромных просторах Центральной Азии.

"Леонардо да Винчи, Ломоносов казахской этнографии" — так определяет масштаб научной деятельности Абубакира Диваева известный казахский ученый Узбекали Жанибек.

"Абубакир Диваев стоял у истоков исторической науки Казахстана и создал путем сбора историко-этнографических материалов источниковедческую основу для изучения истории и культуры казахского народа. Именно он записал известные сейчас всем нам сказки об Алдаре Косе, народные эпосы о Кобланды-батыре, Алпамыс-батыре, а также многие другие жемчужины казахского фольклора". Это цитата из книги о Диваеве другого казахского ученого Бауржана Байтанаева.

"Его труды открывают яркие страницы Евразийской цивилизации". Таково мнение о нашем ученом его казахского коллеги Ахмета Егеубая.

Почему же об этом человеке больше говорят и пишут в странах Центральной Азии, а не на его родине? Где он сформировался и каким путем пришел в науку? Об этом корреспондент агентства беседует с профессором Башкирского государственного педагогического университета, доктором филологических наук Рашитом Шакуровым.

— Рашит Закирович, вы автор биографической статьи о Диваеве в краткой энциклопедии "Башкортостан", член оргкомитета межрегионального научно-практического симпозиума "Научное наследие Абубакира Диваева и его роль в духовной жизни тюркских народов", выступили с докладом на этом форуме. Удовлетворены ли тем, как прошло это мероприятие?

— Не совсем. Дело в том, что на симпозиум по каким-то причинам не приехали наши казахские коллеги, авторы ряда заявленных ими докладов. Это тем более досадно, если учесть, что именно казахская сторона выступила инициатором проведения данной акции в честь юбилея ученого. Видимо, сказалась их плотная задействованность в кампании по выборам президента Казахстана. Поэтому выступали на симпозиуме только наши ученые. Доклады вызвали определенный интерес. Да, Абубакир Ахметжанович дорог и для Башкортостана, хотя здесь, среди его соплеменников, к сожалению, знают о нем не так уж и много. Впрочем, для интересующихся личностью и трудами этого ученого материал у нас все же имеется. Академик Гайса Хусаинов опубликовал очерк о его жизни и деятельности в журнале "Ватандаш". Небольшой раздел о творчестве Абубакира Диваева помещен во втором томе академической "Истории башкирской литературы". Есть очерк о нем в моей книге "Знаменитые башкиры". О творческих связях Диваева с его соотечественниками рассказывается в книге кандидата исторических наук Салихова "Научная деятельность Ахметзаки Валидова в России". Вот, пожалуй, и все. Между тем этот выдающийся деятель науки и замечательный человек заслуживает более пристального внимания к своему научному наследию и у нас в Башкортостане. Углубленное изучение жизни и деятельности нашего великого соотечественника могло бы расширить границы познания башкирской исторической науки. Кстати, доклады, сделанные на упомянутом выше симпозиуме, являются каким-то продвижением в этом направлении, что само по себе уже отрадно.

— Расскажите коротко о жизненном пути нашего героя, о том, как он оказался в степях Центральной Азии и занялся изучением быта и фольклора народов, заселявших эту древнюю землю:

— Абубакир (Абубекр) Диваев родился в декабре 1855 года в Оренбурге в семье башкирского дворянина Ахметжана Шагимуратовича Диваева. Он получил хорошее воспитание в семье, некоторое время прожил у дяди, служившего уездным начальником в городе Туркестане. Отец же, Ахметжан Диваев, 25 лет прослужил в Башкиро-мещерякском (впоследствии Башкирском) войске, по служебным делам ему приходилось бывать в тогдашнем Туркестанском крае и Казахстане. За заслуги перед российской армией был удостоен многих чинов и наград.

Связи семьи с далеким Туркестанским краем, видимо, оставили свой след в душе будущего исследователя. Абубакир поступает на Азиатское отделение Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса, где получает хорошую подготовку не только по воинскому делу, но и по гуманитарным наукам, проявляет большой интерес к изучению языков. В 1876 году выпускник кадетского корпуса Абубакир Диваев отправляется на службу в Туркестан. Его назначают начальником Аулия-Атинского уездного участка. Здесь, где в одном направлении простираются кочевья казахов, а в другом — каракалпаков, где узбекские кишлаки соседствуют с киргизскими аилами, молодому чиновнику выпала редкая возможность общаться во время своих служебных поездок с представителями этих родственных и удивительно самобытных народов, вникать в их насущные жизненные проблемы и, по мере необходимости, принимать ответственные решения по тем или иным спорным вопросам. Степь с радушием приняла нового начальника, и это во многом способствовало успешному выполнению им своих служебных обязанностей, что и было замечено вскоре высоким руководством.

В 1881 году Диваева переводят в Ташкент, в канцелярию военного губернатора Сырдарьинской губернии. Будучи чиновником по особым поручениям генерал-губернатора и переводчиком, Абубакир Ахметжанович совершает тысячекилометровые поездки по землям Центральной Азии и Южного Казахстана, ему пришлось проехать вдоль и поперек по тогдашним Чимкентскому, Перовскому, Казалинскому, Аулия-Атинскому, Туркестанскому, Ташкентскому уездам. Из длительных поездок по губернии он все больше и больше стал привозить записи этнографических, археографических и фольклорных материалов. Занятия научным творчеством, изучение быта, обычаев и нравов узбеков, казахов, киргизов постепенно увлекли Диваева. Благодаря этому, не имея специального академического образования, он становится со временем крупным ученым в области фольклора, этнографии и языков тюркских народов.

В 1906 году Диваев выходит в отставку и всю дальнейшую жизнь посвящает научной деятельности. Следует отметить, за тридцать лет воинской службы офицер А.А.Диваев был удостоен многих наград, в том числе орденов Святой Анны 2-й и 3-й степеней, Святого Станислава, Золотой Звезды Бухары и других.

Диваев пользовался большим авторитетом среди своих коллег, к нему тянулись и земляки, волею судьбы оказавшиеся вдали от родных мест. В известном сочинении "Воспоминания" Ахметзаки Валиди есть интересные сведения, касающиеся его встреч с Абубакиром Диваевым во время научной командировки в Туркестан в 1914 году. Вот что он пишет: "За время поездки в Ташкент, Фергану, Самарканд и Бухару я приобрел немало новых друзей. Многие из них стали опорой в моей работе по исследованию истории культуры Туркестана, а затем и политической деятельности в этих краях. О дружбе с ними по сей день сохранились у меня самые теплые воспоминания. Один из них, офицер русской армии, полковник, башкир по происхождению Абубакир Диваев опубликовал немало ценных работ, посвященных этнографии казахского и киргизского народов. Он познакомил меня также с офицером башкиром Кусюковым и татарином генералом Еникеевым, в Самарканде — с киргизским генералом Колчановым и Мирбадалевым, башкиром Акимбетовым. Куда бы я ни приезжал, всюду меня опережали рекомендательные письма достопочтенного Абубакира, по-доброму представлявшие меня здешним людям".

В 1918 — 1920 годах Абубакир Диваев вместе с казахским общественным деятелем Ахметом Байтурсуновым принимает участие в организации Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте. Утверждается в должности профессора университета и Туркестанского восточного института, читает в них лекции по этнографии народов Средней Азии. Руководит отделами этнографии и археологии Туркестанского краеведческого музея в Ташкенте. Прилагает большие усилия по систематизации и научному описанию этнографических и археологических материалов в музее, составляет программы по их сбору. Несмотря на преклонный возраст, организует фольклорно-этнографические экспедиции. Наибольшую удачу приносят научные экспедиции 1920-го и 1921 годов в Сырдарьинскую и Семиреченскую области. Наряду со сбором этнографических материалов участники экспедиций собрали тогда из уст сказителей огромное количество произведений устного поэтического творчества. Собранные усилиями Диваева материалы составили без преувеличения золотой фонд по изучению духовной культуры народов Центральной Азии и Казахстана. Большой вклад вносит ученый в дело публикации образцов фольклора, причем как на языке оригинала, так и в переводах на русский язык. Труды Диваева выходят в свет в различных сборниках и периодических изданиях в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Оренбурге, Верном. Его избирают своим членом Антропологическое общество Московского, Археологическое и этнографическое общество Казанского университетов.

Диваев оставил поистине бесценное творческое наследие. Количество его трудов по этнографии, археологии, археографии и фольклористике превышает 100 единиц. Особой оценки заслуживает его деятельность собирателя, спасшего, по признанию казахских ученых, высшую национальную ценность — живую поэтическую речь народа. Доктор филологических наук, академик АН РБ Гайса Хусаинов справедливо отмечает, что без материалов, собранных и опубликованных Диваевым, трудно представить себе во всей полноте этнографию и фольклор народов Туркестана и в особенности казахов последней четверти XIX — первой четверти XX веков. А это — тысячи драгоценных страниц, оставленных потомкам и состоящих из исторических эпических сказаний, крылатых слов, пословиц и поговорок, примет, загадок, сказок, преданий и легенд, колыбельных песен, причитаний и речитативов, обрядовых религиозных, этнографических

материалов, народного календаря, космогонических познаний. В них запечатлелись самые различные стороны мировосприятия и душа народов прежнего Туркестана и Казахстана.

— Закончить же хочу мыслью, с которой начал, — сказал в завершение беседы Рашит Закирович. — Убежден, и это мнение разделяют все мои коллеги, что богатейшее наследие ученого требует дальнейших скрупулезных исследований.

В развитие мысли моего собеседника хотелось бы сказать и о необходимости увековечить память о выдающемся ученом. Его отец Ахметжан Шагимуратович Диваев родился в деревне Тукаево Аургазинского района. Сейчас педагоги местной общеобразовательной школы принимают усилия по созданию музея этой замечательной семьи, в чем им оказывает содействие Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук. Об этом сообщил в своем выступлении на упомянутом выше симпозиуме заведующий отделом образования администрации Аургазинского района Валерий Нагаев. Думается, это доброе дело найдет всемерную поддержку не только со стороны названного института.

Автор: Александр Зиновьев

Теги: юбилеи
Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть