Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.36 ↑

EUR 69.71 ↓

19 августа Суббота

Уфа   °

Выбор народа

ПОЛИТИКА

Сегодня своими мыслями об историческом выборе многонациональным народом Башкортостана пути самостоятельного развития с корреспондентом агентства делится главный редактор газеты "Истоки", народный поэт республики Александр Филиппов.
- Александр Павлович для вас как поэта многие судьбоносные для народа события не просто даты, вы воспринимаете их не толь...

Сегодня своими мыслями об историческом выборе многонациональным народом Башкортостана пути самостоятельного развития с корреспондентом агентства делится главный редактор газеты "Истоки", народный поэт республики Александр Филиппов.

— Александр Павлович для вас как поэта многие судьбоносные для народа события не просто даты, вы воспринимаете их не только умом, но и сердцем, эмоционально и образно. Это находит отражение в ваших стихах, в публицистике. Не может не волновать вас и тема нашего разговора.

— Четыре с половиной века тому назад башкиры стали первыми, кто на договорных началах вошел в состав российского государства. Представители башкирских родов во главе с биями ездили в Москву, где встретились с Иваном Грозным. Как мы знаем по истории, даже грозный царь оказался куда милостивее к башкирам, дав им суверенные права на владение вотчинными землями, нежели последующие правители, стремившиеся отобрать эти права.

Когда-то, во время съемок кинофильма "Светлые истоки", я побывал на могилах Шагали Шакмана в Белорецком районе и Татигас-бия в Стерлибашевском. Стоял и думал: кто они? Люди, предавшие свой народ, или первые национальные дипломаты? Ведь давние предки башкир сделали тогда разумный шаг, аксакалы проявили высокую дипломатию, чтобы сохранить народ и страну. В нынешнем времени за свободное развитие Башкортостана в едином российском государстве выступило все население нашего края. 15 лет тому назад была принята Декларация о суверенитете, подкрепленная специальным Договором между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан. А 15 лет — это уже заметная веха в истории.

И прежде, и теперь любая попытка зажима центральной властью самостоятельности регионов вызывала и вызывает недовольство у российских народов. Особенно в национальных республиках, хотя и жители областей-доноров, осознающие долю своего участия в образовании общероссийского бюджета, тоже подают голос протеста. В России живут народы не только с различной экономикой, но и с разной культурой. Они строят одно государство, и всем хотелось бы называть его Великим. Но, к сожалению, не все зависит от субъектов Федерации, как принято юридически называть области, края, республики. Хотя слово "субъект" в русском языке имеет двойной смысл, есть в нем и доля иронии. Говорят же в народе: "Ну ты и субчик!" (от слова субъект). Мы же, граждане этих субъектов, не возмущаемся и не требуем изъятия из российской конституции укоренившегося термина.

В то же время хорошее слово суверенитет кого-то очень раздражает. Раздражает там, "наверху". Под властным нажимом Центра оно вытеснено из Конституции республики, изо всех государственных документов. По-видимому, кроме нашей газеты "Истоки" слово это начисто забыто и всей прессой Башкортостана.

Для чего же тогда, спрашивается, наши сплоченные народы, русские, башкиры, татары, и чуваши, украинцы, мордва и марийцы  — все граждане Башкортостана почти единодушно проголосовали за суверенитет? Это, отнюдь, не означало выхода республики из России. Каждый из голосующих понимал, что мы едины, у нас одна политическая воля, одна идея. Но время потребовало нового подхода к выражению самой сути государственности. Мы — сторонники суверенитета  — так и понимали его, видели за этим термином свободу, ограниченную общей политикой. В одном государстве могут спокойно уживаться различные регионы с любой формой государственности и собственности, если бы сам частный капитал был подконтролен государству, а не наоборот, как произошло в России.

Любому человеку, даже далекому от политики, ясно: если объединятся десять бедных мужиков, богаче они не станут. Но коль объединятся десять богатых, то сила у них приумножиться в десять раз. Так и в государственном масштабе: бедные регионы не сделают центр сильнее, а страну богаче. Правильный был лозунг: сильными регионами сильна Россия! Но и он у кого-то вызывает оскомину на зубах.

Само слово суверенитет можно легко исключить из повседневности наших буден. Но перечеркнуть идеологию, вмещающуюся в понятие суверенитета, невозможно. Не нами это придумано, мы только обновили ту дорогу, которую много веков назад проторили первые дипломаты Башкортостана князья Бикбов, Мушуллы, Искибей, тархан Шагали Шакман и Татигас-бий.

В одном из своих очерков я уже говорил, что идеология спокойного сосуществования, толерантности, поддержки друг друга — это религия нового времени. Если бы наш опыт 15-летнего общегосударственного самостоятельного развития Башкортостана перенести на мировой уровень, не было бы сегодня арабо-израильских бесконечных войн, не было бы курдской проблемы в Турции и Ираке, а в Испании успокоились бы непокорные баски. Не возникла бы чеченская проблема. И так по всему белому свету.

В понятии суверенитет народы Башкортостана видят, прежде всего, экономическую самостоятельность республики при полном политическом единении с Россией.

Свою беседу Александр Павлович завершил стихами, в которых поэтическое воображение уносит его в седую древность, как те могилы исторических личностей, о которых он говорил выше. Вдохновенно прочтя выстраданные строки, он сказал, что прошлое и настоящее народа неразрывны, как неразрывна наша связь с родной землей, со своим Отечеством.

В том краю, где небо и простор

Простирались вольно на полмира,

Гарцевали гордые башкиры

У подножия Рифейских гор.

В диких сечах скрещивались пики,

Падали мужи в земную твердь,

Непокорных, гордых и великих -

Всех подряд — уравнивала смерть.

Полумесяцы раскиданы по свету,

Нету им конца и края, нету...

Древний камень у седых дорог,

Полумесяц согнутый продрог.

Мимо обойти иль поклониться

Низко-низко древности седой?

Облачно — взлохмаченная птица -

Дружелюбно кружит надо мной.

Поклонился и от этих мест

Я ушел. Но дальше вижу — крест.

От версты и до другой версты

Все кресты, угрюмые кресты...

Сколько их раскидано по свету -

Нету им конца и края, нету!

...Через бури, через времена

Пронеслись башкиры и татары,

Русичей звенели стремена...

Ах, какая древняя и старая,

С давних лет родная сторона!

Кровь сражений высохла давно

Вместе веселимся, пьем вино.

Земляки мои, когда погибну

Иль умру — я попрошу одно:

Вы поставьте камень надмогильный,

Крест ли, полумесяц — все равно.

Автор: Александр Зиновьев

Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть