Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.27 ↓

EUR 67.35 ↑

19 октября Четверг

Уфа   °

Константин Толкачев: "У российского федерализма есть огромный потенциал, и мы должны его использовать"

ПОЛИТИКА

Пресс-служба Государственного Собрания - Курултая - РБ распространила интервью спикера республиканского парламента Константина Толкачева. Агентство "Башинформ" публикует текст этого интервью:
"- Константин Борисович, Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан приняло Обращение к Президенту Российской Федераци...

Пресс-служба Государственного Собрания — Курултая — РБ распространила интервью спикера республиканского парламента Константина Толкачева. Агентство "Башинформ" публикует текст этого интервью:

"- Константин Борисович, Государственное Собрание — Курултай - Республики Башкортостан приняло Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину "Об обновлении договорных отношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан по разграничению полномочий". Что побудило депутатов республиканского парламента выступить с таким Обращением?

— В своих выступлениях, в том числе — в средствах массовой информации, я неоднократно излагал свои мысли о принципах федерализма, о состоянии федеративных отношений в России. То, что мы называем федерацией, в России далеко еще таковым не является. По набору полномочий мы намного отстаем от классических федеративных государств. Статус субъекта Федерации не определен в Конституции России.

В тот период, когда происходило подписание договоров Федерального центра с субъектами, законодательная деятельность Государственной Думы России фактически только начиналась. Правовое поле изобиловало большим количеством пробелов. Многие сферы жизнедеятельности государства и его взаимоотношений с субъектами не были достаточным образом урегулированы, и подписание договоров позволило ликвидировать как пробельность правового поля, так и дифференцировать ответственность между сторонами в осуществлении преобразований самых различных сфер государственной и общественной жизни. За 11 лет со времени подписания двустороннего Договора коренным образом изменилось содержание общероссийского правового поля. В основном завершено формирование всех отраслей права адекватных современному состоянию общественных отношений. Принято большое количество законодательных актов как федерального, так и республиканского уровней.

К сожалению, несмотря на наши неоднократные предложения, так и не был принят федеральный закон об иерархии нормативных актов, вследствие чего юридическая сила подписанных договоров на практике оказалась неясной.

Новая процедура подготовки, подписания и вступления в силу договоров определена Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", где сказано, что "... порядок подготовки и предварительного согласования проекта Договора о разграничении полномочий определяется Президентом Российской Федерации". Договор о разграничении полномочий подписывает глава государства и высшее должностное лицо субъекта Федерации. Очень важно, что эта процедура предполагает прохождение документа через Федеральное Собрание и идентична принятию федеральных законов.

За время действия Договора накоплен определенный опыт реализации договорных отношений. Необходимо осмысление сегодняшнего этапа развития России как федеративного государства, так и развития нашей республики с учетом этого бесценного опыта, а также нахождение современных форм оптимальных взаимоотношений между Федеральным центром и субъектами Федерации.

Сказанное и побудило

депутатов Государственного Собрания направить Президенту Российской Федерации В.В.Путину Обращение с предложением инициировать процесс обновления Договора.

Будущее России я вижу в федерализме. Унитаризм - тупиковый путь развития для нашей страны. У российского федерализма потенциал огромен, и мы непременно должны его использовать.

— Тем более, что удачный пример использования этого потенциала есть: никто не сможет оспорить положительное значение договора, заключенного между нашей республикой и Федеральным центром 3 августа 1994 года.

— Да, Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" сыграл исключительно важную роль для последующего политического и социально-экономического развития республики. Этот документ, имеющий свои глубокие исторические корни, возродил договорные отношения с Федеральным центром и укрепил экономическую самостоятельность Башкортостана в составе России. Руководство республики последовательно, шаг за шагом продвигалось к подписанию этого Договора, опираясь на многовековые традиции договорных отношений Башкортостана с Pоссией, на Федеративный Договор и Приложение к нему от Башкортостана. Здесь решающее значение имела политическая воля, взвешенная, принципиальная и конструктивная позиция Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова в отстаивании интересов многонационального народа Башкортостана, который возглавлял полномочную делегацию республики по разработке двустороннего Договора. Договор наделил нашу республику широкими полномочиями в политической, экономической и социально-культурной сферах, открыл благоприятные перспективы дальнейшего развития самостоятельной системы законодательства.

Большую роль он также сыграл в согласовании республиканского и федерального законодательства. И не случайно Президент Российской Федерации В.В.Путин в письме в адрес Государственного Собрания Республики Башкортостан назвал Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий

главным правовым актом, характеризующим взаимоотношения Российской Федерации и Республики Башкортостан.

— В последнее время мы слышали заявления отдельных политиков о том, что подписанные договоры якобы противоречат Конституции Российской Федерации, нарушают принцип равноправия субъектов :

— Я хотел бы обратить их внимание на статью 11 Конституции Российской Федерации, где договоры относятся к числу основных документов,

регламентирующих разграничение полномочий. Действительно, Конституция обеспечивает юридическое равенство всех субъектов Федерации. Но юридическое равенство не тождественно фактическому равенству, то есть одинаковости, поскольку каждый субъект Федерации уникален, имеет свой субъективный уровень развитости, свои условия, традиции и др. Для того, чтобы обеспечить

реализацию прав субъектов,

закрепленных конституционным и текущим федеральным законодательством, необходимы экономические, политические и организационные усилия субъектов. А возможности у каждого субъекта различны. Это обусловлено разным состоянием социально-экономического развития, размерами территории, географическим положением, численностью населения, исторически сложившейся структурой производства и так далее. Поэтому договор и призван оптимально и полно обеспечить использование имеющихся у региона возможностей в интересах реализации принадлежащих ему полномочий. Договор также предполагает и повышение ответственности субъекта за реализацию взятых обязательств.

В пользу развития договорных начал свидетельствует и позиция Президента В.В.Путина, заявившего на заседании Госсовета в Казани: "Сейчас, когда у всех нас есть уверенность в силе и прочности нашего государства, появилась реальная возможность повысить роль и самостоятельность регионов". Он также отметил, что это не сиюминутная, а перспективная и долговременная задача.

— Как-то один из исследователей-политологов отметил, что федерализм без федерации может существовать, а вот федерация без федерализма невозможна. В России необходимость развития принципов федерализма обсуждается довольно давно, однако все это не обеспечивается реальной правовой базой и механизмом реализации конституционных норм, преобладает унитаристская инерция.

— Федерация — тип государства, соответствующего всем принципам федерализма, воплотившего в себе его философию. Федерализм — понятие более широкое. Оно охватывает и процессы федерализации, происходящие как в унитарном государстве, так и в конфедерации при их переходе к федеративному устройству.

Создание федерации — это всегда сложный и длительный процесс. И в любом государстве он требует поиска взаимоприемлемых решений, путей преодоления конфликта интересов. А интересы могут быть разные. Поскольку, как я уже сказал, симметричных федераций не бывает, они возможны только теоретически. Это справедливо как для России, так и для остального мира. Практически мировая практика федерализма такого состояния не знает.

При осмысливании понятий "федерация" и "федерализм" их необходимо разграничивать, выявлять соотношение между ними. Это обусловлено двумя моментами. Во-первых, неправомерно отождествлять федерацию как реально существующую форму политико-территориальной организации государства с федералистскими идеями, взглядами, теориями, доктринами и т.д. Во-вторых, нельзя уравнивать сложившуюся федерацию с государством, находящимся в переходном состоянии, только еще накапливающем федеративные черты.

Республикам принадлежит особая консолидирующая роль в рамках Федерации. Конституция Российской Федерации определила республики государствами. Республики имеют свою Конституцию, свой парламент, свое правительство, свой государственный язык, свой герб, флаг, гимн и другие государственные атрибуты. Обладая соответствующими государственными механизмами, республики обеспечивают национальное, духовное развитие отдельных этносов, наиболее объемно и многообразно осуществляют связи отдельных народов России с государством в целом.

Между рыночной системой экономики, при которой мы сейчас живем, и федеративным устройством государства также существует глубокая взаимосвязь. И одно, и другое опирается на децентрализацию в принятии управленческих решений. Если рыночная система опирается на частную инициативу и самостоятельность предпринимателей, то федерализм — на инициативу и самоорганизацию граждан, развитие местного самоуправления".

Автор:

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть