Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 57.51 ↓

EUR 67.89 ↑

21 октября Суббота

Уфа   °

Процесс укрупнения регионов пошел, россияне скоро не узнают свою страну на карте

ПОЛИТИКА

Знаменитый ельцинский лозунг "берите суверенитета столько, сколько можете проглотить" нынче не в чести. Для Кремля в новом политическом и экономическом курсе "губернаторская вольница" - камень на шее, поэтому процесс усмирения регионов начался с их руководителей. Сначала путем проталкивания на посты глав субъектов нужных людей...

Знаменитый ельцинский лозунг "берите суверенитета столько, сколько можете проглотить" нынче не в чести. Для Кремля в новом политическом и экономическом курсе "губернаторская вольница" — камень на шее, поэтому процесс усмирения регионов начался с их руководителей. Сначала путем проталкивания на посты глав субъектов нужных людей, а после предложения Владимира Путина об отказе от губернаторских выборов стало совершенно очевидно, что ради выстраивания вертикали власти российский президент и его администрация готовы пойти на более радикальные нововведения в области административно-территориального устройства страны — укрупнение регионов.

Идея не нова. Еще в 2001 году ее озвучил Владимир Жириновский, которого власти используют, как лакмусовую бумажку, для выяснения реакции населения по наиболее скользким политическим вопросам. По мнению ВВЖ, не может быть разных названий органов власти субъектов, самих субъектов, многочисленных законодательных собраний, только единая иерархически выстроенная вертикаль власти может быть эффективной. 89 субъектов — это слишком много. Поэтому он высказал мнение о необходимости разделения каждого федерального округа на три части и создание 21 крупной губернии — Казанской, Московской, Рязанской, Уфимской и других. В каждой губернии должно жить не менее семи миллионов человек, считает лидер ЛДПР.

Впрочем, по количеству административно-территориальных единиц ни законодательная, ни исполнительная власти еще не определились, поэтому мелькают разные цифры — от семи до 50. Ряд политиков вообще ведет речь о ликвидации только национальных автономий России. Упразднение оставшихся автономных округов оставит всего 79 регионов. Еврейская автономная область тоже вполне попадает под логику сокращения. А если города федерального значения объединить с областями, то мы получим 76 субъектов. Из чего следует, на Большой Дмитровке, возможно, будут заседать лишь 152 сенатора.

Полпред Президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко также придерживается этой точки зрения. Он за ликвидацию так называемых "матрешечных субъектов", то есть сложносоставных субъектов, когда один входит в состав другого, при этом имеет своего губернатора, свое законодательное собрание, своих представителей в парламенте страны. Компанейщины в этой области не должно быть. "Не стоит будить спящую собаку",  — считает Кириенко. В России в настоящий момент существует около двух тысяч территориальных споров. Кроме того, в стране существует национально-территориальное деление, и это делает нереализуемой идею административного объединения самостоятельных субъектов. Первый вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, думает, что "наилучший вариант — это 35-40 регионов в составе Российской Федерации".

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель согласен с необходимостью укрупнения регионов. "По этому поводу я уже много лет говорю — 89 субъектов федерации создают неуправляемость в государстве. Есть прекрасные примеры: в США на 300 миллионов человек — 50 штатов, в Германии на 100 миллионов — 16 земель, в Индии так вообще на 1 миллиард человек — всего лишь 20 субъектов. И все управляется! В России есть очень слабые автономии и области, которые никогда не смогут выбраться из кризиса самостоятельно. Надо сокращать количество субъектов. Начали с автономий, потом, думаю, будут проходить референдумы в областях и краях. Я всячески это поддерживаю. Хотя объединение — процесс очень долгий. Надо многое сделать, чтобы сравнять уровень обеспеченности субъектов", — подчеркивает Россель, но сколько регионов необходимо для эффективного развития страны, губернатор осторожно не называет.

Председатель Госсобрания РБ Константин Толкачев по поводу укрупнения регионов высказал следующее мнение: "Субъект федерации должен, прежде всего, обеспечивать реализацию прав граждан, которые проживают на его территории. А если люди замерзают, как это сейчас происходит в Корякском автономном округе, то о каких правах и обязанностях граждан можно говорить. Если регион не в состоянии обеспечить такие права, то, видимо, нужно присоединять его к более мощному, более сильному субъекту. Малочисленные субъекты обречены на то, что там не будут созданы необходимые условия для самореализации личности. Рано или поздно эта задача будет стоять на повестке дня, да она и не сходила никогда с повестки. Создание такого большого количества субъектов в России, на мой взгляд, было искусственным и преследовало одну цель: как можно быстрее сгладить набор сложных отношений — национальных, географических и других, которые в тот момент возникали.

Что касается республик, таких как Башкортостан, Татарстан, то здесь даже и речи не может быть о том, чтобы их с кем-то объединять. Они показали свою перспективность, самодостаточность, показали, что в состоянии создать необходимый набор условий, в рамках которых каждый человек будет чувствовать себя достаточно комфортно и обеспечит необходимый уровень своей самореализации. По моему мнению, таких регионов в Российской Федерации должно быть 25-30, и в основу должен быть положен экономический потенциал, который бы обеспечил создание населению необходимых условий для реализации их прав, свобод, создать достаточно комфортные условия для жизни людей", — сказал глава башкирского парламента.

А депутат Олег Морозов полагает, что количество регионов сократится до 8-11, отдельные горячие головы предлагают разделить Россию на 7 регионов — по количеству федеральных округов. Есть предложения вернуться к адмистративно-территориальному устройству царской России, существовавшему до октября 1917 года. По мнению же министра РФ по национальной политике Владимира Яковлева, объединять надо не менее 25 регионов, которые "явно не самодостаточны".

По версии лидера партии "Родина" Дмитрия Рогозина, в конечном счете в России останется около трех десятков субъектов. По мнению политолога Станислава Белковского, число регионов сократится не более чем на 10-12. Как бы то ни было, карта России будет уже другой. Вопрос о том, почему ее так активно перекраивают, остается пока открытым. Официальные доводы в пользу слияний носят чисто экономический характер: считается, что интеграционные процессы сулят регионам процветание. Сам Владимир Путин неоднократно, отвечая на вопрос о перекройке российской территории, подчеркивал, что "нашей целью не является создание суперсубъектов Федерации, чрезмерное укрупнение регионов. Цель — улучшение жизни людей". Но оборотной стороной укрупнения должно стать повышение политического потенциала лидеров новых субъектов. В принципе, с введением назначаемости губернаторов призрак Уральской республики или ДВР может не тревожить Кремль, а вот управлять 30-ю регионами все же проще, чем 89-ю.

Впрочем, не все считают укрупнение регионов благом. В России нет предпосылок для укрупнения субъектов федерации, такое мнение, к примеру, высказал замдиректора Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН, доктор исторических наук, профессор Александр Попов. Как отметил Попов, в 30-е годы прошлого века такая модель уже действовала. С целью индустриальной модернизации руководство страны создавало мобилизационную экономику, для которой нужно было иметь административно-командную систему управления. В этом и заключалась идеология такого укрупненного регионального формирования. Например, "Северный край в те времена стал "деревянным Донбассом" с центром в Архангельске, откуда лес уходил прямо на экспорт, город был валютным цехом страны, поэтому споры о столице в Котласе или в Усть-Сысольске были бесполезны. Когда задача по мобилизации экономики в какой-то мере была решена, Северный край даже не надо было расформировывать, его действие было прекращено Конституцией 1936 года. Так появилась новое административно-территориальное и национальное государственное устройство страны", — отметил ученый. По его словам, сейчас в стране нет оснований для слияния регионов. "Бессмысленно считать количество субъектов федерации, можно укрупнить их до двух-трех или разукрупнить до ста, главное — чтобы была управляемость. Уже выстроенной "вертикали власти" для этого достаточно. Когда же приводят аргумент, что в результате укрупнения слабому региону с донором будет легче, то от перемены мест слагаемых сумма не меняется", — отметил ученый. Помимо этого он упомянул еще один аспект - национально-территориальное устройство страны. "Его часто смешивают с проблемой управляемости, укрупнения регионов, и т.д. На самом деле назревшим, хотя и дискуссионным, является вопрос реформирования "матрешечной" федерации и определение статуса "матрешечных" национальных округов", — подчеркнул А.Попов.

Напомним, первой ласточкой стало объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, которое прошло на удивление гладко. Референдум, проведенный властями, показал, что абсолютное большинство голосовавших поддержали идею слияния. Властям подобная покладистость граждан понравилась, и дальнейшее укрупнение субъектов РФ решено проводить по модели Пермского края. Глава Центризбиркома Александр Вешняков уже предупредил, что в этом году может состояться сразу несколько объединительных референдумов.

С успешным проведением референдума по объединению Красноярского края осуществлен второй после пермского проект укрупнения российских регионов. Суть его в восстановлении края в его прежних, советских границах за исключением Хакасии. Итак, по размерам территории край снова скоро будет "равняться четырем Франциям" (по населению, правда, лишь одной двадцатой).

Что же дальше? Кто следующий в очереди на слияние?

Процесс укрупнения регионов постепенно раскручивается. Идут переговоры между главами Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов с Тюменской областью, Усть-Ордынского Бурятского округа с Иркутской областью. Далее на очереди Архангельская область и Ненецкий автономный округ. Кемеровский губернатор Аман Тулеев недавно предложил объединить Кемеровскую и Томскую области с Алтайским краем. По мнению Тулеева, эти регионы объединены географическими и климатическими условиями и кроме того, имеют единую железнодорожную транспортную сеть. "Сегодня у каждого региона нищий бюджет, а если их объединить — появится мощный ресурс", — убежден кемеровский губернатор. В центральной России пока тихо, но в кулуарах уже обсуждается возможность присоединения Брянской области к Орловской. Тем временем в Красноярском крае, не удовлетворившись достигнутым результатом, уже посматривают в сторону Хакасии и других соседних регионов. Многие аналитики заявляют, что теперь на очереди Адыгея с Краснодарским краем, Камчатка с Корякским округом, да и вообще число субъектов постепенно доведут до 30-50. Маловероятным в ближайшем будущем представляется слияние крупных национальных республик. Эксперты отмечают, что, как только доходит до этнического фактора, любые административные начинания блокируются намертво.

Как будут развиваться события в этой сфере в дальнейшем, судить достаточно сложно. Известно, что Минэкономразвития еще в 2003 году подготовило экономическое обоснование укрупнения регионов, но таинственность "мадридского двора" — Администрации президента — в этих вопросах не позволяет даже известным экспертам хотя бы приблизительно уточнить, к каким цифрам в конце концов стремится Кремль.

Подводя итог, наверное, можно согласиться с мнением одного политолога, который сказал: "Хочется верить, что разговоры об укрупнении регионов — это не демагогические заявления и просто суета со структурной перестройкой, которые власть организовала из-за отсутствия реальных дел, а попытка сделать нашу жизнь действительно лучше и безопасней".

Автор: Сергей Жердяев

Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть