Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 65.31 ↑

EUR 74.85 ↑

24 октября Среда

Уфа   °

В Госдуме предложили создавать «бюджеты развития» в регионах

ЭКОНОМИКА|ДЕНЬГИ

УФА, 11 окт 2018. /ИА «Башинформ»/.

Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления предложил создать в регионах «бюджеты развития» по аналогии с резервными и дорожными фондами. Идея предусмотреть такую возможность в Бюджетном кодексе содержится в отзыве комитета на проект федерального бюджета на следующую трехлетку, пишет РБК.

Власти регионов тратят недостаточно средств на социально-экономическое развитие, говорится в документе: расходы консолидированных бюджетов субъектов на капитальные вложения, по оценке Счетной палаты, составили всего 12,3% в 2017 году. В частности, основную долю расходов местных бюджетов, по информации Минфина, в 2017 году составили траты на госуправление, образование, ЖКХ, культуру, СМИ, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, а также на межбюджетные трансферты и обслуживание муниципального долга.

«Формирование региональных и местных бюджетов и обеспечение их сбалансированности только по принципу приоритетности финансирования расходов для обеспечения жизненно важных [услуг] населению не может служить основой для перспективного социально-экономического развития», — подчеркивают парламентарии в отзыве.

В предлагаемых «бюджетах развития» должны быть указаны доходы и расходы на финансирование инвестиционных и капитальных проектов в соответствии со стратегиями развития регионов. По идее депутатов, пополняться новые фонды будут за счет собственных доходов регионов и муниципалитетов (то есть не за счет субсидий из федерального центра).

Конкретных доходов, за счет которых должны формироваться «бюджеты развития» регионов, депутаты не приводят, они лишь призывают к сокращению неэффективных налоговых льгот и предлагают ввести мораторий на введение новых преференций.

В отношении муниципальных «бюджетов развития» инициатива выглядит конкретнее. Как отмечается в отзыве, сейчас большая часть доходов муниципалитетов уходит на социальные и коммунальные услуги и на зарплаты, а для повышения их доходной базы следует изменить порядок зачисления НДФЛ — основного источника доходов местных бюджетов. Сейчас доходы от налога зачисляются по месту работы, а не по месту жительства, и деньги «утекают» в крупные промышленно-развитые города, куда приезжают на заработки жители малых городов и сел. Чтобы поправить финансовое положение муниципалитетов, в Госдуме также предлагают передать им 1-1,5% ставки налога на прибыль организаций (сейчас 3 из 20% от него идут в федеральный бюджет, а 20% — в региональный), дать всем право вводить курортный и торговый сбор, ввести местные сборы за размещение мусорных полигонов и т.д.

К дотационности и финансовой зависимости регионов привела централизация средств в федеральном бюджете, констатировали депутаты в отзыве. Бюджет формируется по принципу перевернутой пирамиды: чем ниже уровень бюджетной системы, тем меньше доходов он получает. Прогнозируемая доля доходов федерального бюджета в 2019 году составит 66%, или 19,9 трлн рублей, а доля доходов консолидированных бюджетов регионов без межбюджетных трансфертов — всего 34%, или 10,2 трлн рублей.

Свой Фонд развития на федеральном уровне уже создало правительство. Он начнет действовать с 2019 года, а средства этого фонда власти направят на 170 проектов в сфере капитального строительства, транспорта, экологии, здравоохранения, образования и т.д. Расходы фонда за шесть лет, с 2019 по 2024 год, превысят 3,5 трлн рублей.

Депутаты также призвали возобновить в 2019 году выдачу бюджетных кредитов, которые федеральный центр предоставляет регионам под символические 0,1% годовых. В 2017 году правительство запустило программу реструктуризации бюджетных кредитов, чтобы снизить задолженность регионов, а в 2018 году прекратило выдачу новых (в нынешнем проекте бюджета они также не предусмотрены).

Федеративный комитет Госдумы отмечает высокий риск того, что «ряд депрессивных и низкодоходных субъектов» возьмут дорогостоящие коммерческие кредиты для исполнения социальных обязательств, майских указов Президента и погашения текущих коммерческих займов. Возобновить выдачу депутаты предлагают на уровне 2017 года — тогда на эти цели федеральный бюджет направил 200 млрд рублей.

Депутаты также предлагают запретить регионам брать коммерческие кредиты выше определенной суммы и заменить их выпуском гособлигаций под более низкие процентные ставки. Другой вариант — договориться с крупными банками о предоставлении коммерческих кредитов регионам и муниципалитетам под низкие проценты.

Теги: бюджет
Лонгриды
Новости партнеров
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть