Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 59.36 ↑

EUR 69.71 ↓

19 августа Суббота

Уфа   °

Коллегия КСП РБ вынесла вердикт ходу информатизации образования

ПОЛИТИКА

Сегодня предметом обсуждения на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан стали результаты проверки эффективного и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на создание телекоммуникационной системы удаленного доступа сельских школ РБ к информационным образовательным ресурсам. Данная проверка была...

Сегодня предметом обсуждения на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан стали результаты проверки эффективного и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на создание телекоммуникационной системы удаленного доступа сельских школ РБ к информационным образовательным ресурсам. Данная проверка была проведена по обращению Счетной палаты России.

В рамках реализации Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" Министерством образования и науки России в мае 2003 года был заключен государственный контракт с ЗАО "НПО Кросна" стоимостью 160 миллионов рублей. Контракт предусматривал ввод в эксплуатацию 3318 приемных абонентских спутниковых станций по всей России. Хотя в то же время башкирские фирмы у нас в республике могли предложить аналогичное оборудование с монтажом и вводом в эксплуатацию в три раза дешевле. Но это уже, как говорится, вопрос другой проверки — по эффективности (проведенного ли?) тендера.

В Башкортостане, где, к слову, насчитывается 2666 сельских школ, планировалось подключить 536 школ, которые значительно удалены от райцентров и магистральных каналов связи. Фактически же силами ОАО "Ижевский радиозавод" оборудование было установлено в 248 сельских школах. Столь резкая разница между планируемым и фактически введенным объясняется просто: Минобразования и науки РФ без согласования с Минобразования республики сократило количество школ, а наше ведомство не повлияло на это решение. "Под лежачий камень вода не течет", — прокомментировал эту ситуацию председатель КСП РБ Петр Бобылев. К этому он добавил, что ранее на заседании коллегии рассматривался вопрос о компьютеризации школ республики. При реализации той также федеральной программы республика тоже в результате сокращения объемов и молчаливого согласия нашего образовательного ведомства недополучила около 900 компьютеров. А в рамках обсуждавшейся сегодня программы  — почти 300 бесплатных (!) для республики установок.

К слову сказать, Министерство образования и науки России также отмечает, что в этом вопросе мы весьма пассивны. Телекоммуникационная система является пока единственным средством оперативного доступа к актуальной информации в удаленных районах республики, где использовать интернет невозможно. А благодаря установленному оборудованию сельские школы получают по образовательным каналам международные и российские новости, сведения о проведении Единого государственного экзамена, о различных конкурсах, о передовом педагогическом опыте, различные нормативные документы и прочее, прочее. Впрочем, получают не все. Так, проведенная проверка установила, что в 48 сельских школах телекоммуникационное оборудование не использовалось. Причин тому несколько. Это и неисправность или технические неполадки новой аппаратуры, и неисправности компьютеров в школах. Где-то не могут произвести перенастройку, где-то элементарно нет специалистов, способных работать с новым оборудованием.  — Если в племени тумба-юмба поставить станок с компьютерным управлением, производительность труда все равно не увеличится. В лучшем случае на станке будут колоть орехи, — констатировал Петр Бобылев.

Фактически в 2003 году в сельских школах республики было установлено 248 приемных абонентских спутниковых станций. То есть в принципе средства в размере 8,4 миллиона рублей использовались по назначению. Но не столь эффективно, как предполагалось, потому как на момент проверки в каждой пятой сельской школе оборудование не работало, в том числе в десяти общеобразовательных учреждениях — с начала введения в эксплуатацию.

В ходе обсуждения данного вопроса выявилась самая главная проблема: работать с этой техникой большинство школ не умеет. А в отделах образования и самом республиканском министерстве оборудование почему-то не установили. Хотя, думается, следовало бы. В результате школы остались один на один с огромным объемом поступающей информации. Не было организовано обучение на местах, не показаны все возможности оборудования, нет текущего планового обслуживания. Кстати, в ходе заседания коллегии КСП РБ в постановление было предложено внести просьбу в адрес Минобразования и науки РФ о пролонгации действия программы, которая завершается в этом году, поскольку даже такая обеспеченная республика, как наша, не сможет взять на свои плечи финансирование обслуживания оборудования, а другие, более проблемные регионы — и подавно. В результате 160 миллионов рублей, выделенных на всю Россию, будут, как говорится, пущены по ветру. Это же невыгодно никому: ни головному российскому ведомству, ни самим школам.

Кстати, как сказал заместитель министра образования РБ Юрий Кузнецов, саму систему тоже следует усовершенствовать. Сейчас, например, связь односторонняя, поэтому школы не могут задавать интересующие их вопросы и поднимать актуальные темы, отсутствуют материалы, освещающие проблемы регионального образования, недостаточно представлены видеоуроки, а в целом предлагаемая информация — больше управленческого, нежели учебного характера. Следует определиться и с проведением курсов повышения квалификации учителей, отрегулировать вопрос сервисного обслуживания и многие другие.

Автор: Ольга Горюнова

Лонгриды
Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"
закрыть